Часто мы задумываемся над тем, как написать то или иное слово. Из курса школьной программы помнится, что правильность проверяется подбором проверочных слов.
Содержание
А как быть в том случае, когда ни одного проверочного слова, как назло, найти не можешь? Именно в таком случае мы имеем дело с так называемыми словарными словами.
Что такое словарные слова?
Словарным мы называем слово, которое не можем проверить по правилам, диктуемым орфографией русского языка.
- Чаще всего к таковым относятся существительные, но порой встречаются и другие части речи, от прилагательных с глаголами до наречий.
- Чаще всего сложность представляет безударная гласная, входящая в состав корня слова, причем, таких гласных, которые не находятся под ударением, может быть несколько.
- Еще одна трудность возникает при наличии согласной, которую невозможно проверить в качестве глухой или звонкой – к примеру, футбол: какую букву написать – «т» или «д»?. Поди вспомни, что «фут» в английском языке означает «нога», а «фуд» — пища, и к первому слову игра все-таки имеет большее отношение, чем ко второму.
- Или, скажем, слово «чувство»: откуда здесь взялась буква «в» в середине? К тому, в речи мы ее практически не произносим. Вот и пишут некоторые так, как слышат, вместо того, чтобы просто запомнить написание. Не менее проблематично определиться, сколько «л» писать в слове «аллея», и почему необходимо удвоение.
- Каков выход? Только один – запоминание. Да, таких слов множество, но ведь никто не заставляет вызубрить их сразу все! Лучше всего делать это по мере того, как подобные слова встречаются вам в книгах или при написании. Конечно, все они приведены в словарях, причем, найти их вы можете практически в любом: орфографическом, толковом, словаре иностранных слов и т.д.
- Последний словарь не менее актуален, чем все другие, поскольку чаще всего именно слова, пришедшие к нам из других языков, и являются словарными. Есть, конечно немало слов русской этимологии, которые также могут вызвать затруднение и поставить в тупик: кто жужжит над ухом – «комар» или «камар»? И в таком случае без запоминания просто не обойтись.
Список словарных слов 1-11 класс
Список словарных слов 1-11 класс:
В каких классах изучают словарные слова?
- В школьной программе словарные слова изучают учащиеся младшей и средней школы, от первоклашек до учеников 8-х классов. Начинают, конечно, с самых простых, к примеру, арбуз. Слово знакомое, да и понятие очень вкусное и хорошо известное, но вот какую букву написать в конце слова? Именно такие, простые и понятные детям слова, в которых затруднение вызывает только одна буква, открывают список в первом классе, к восьмому достигая уровня «эксперимента» или «аудитории». Школьники такого возраста уже обладают достаточным запасом знаний, чтобы не просто автоматически запомнить слово, но и понять его суть.
- Выучив словарное слово, ученик тем самым может использовать его для проверки других, образованных от него. Скажем, запомнив написание слова «горизонт», школьник уже не сделает ошибки в слове «горизонтальный», т.к. это прилагательное образовано от словарного слова, уже знакомого ему. Так же без затруднений он напишет слово «экскурсионный», ведь написание слова «экскурсия», являющегося словарным, он уже знает.
Как быстрее и легче запоминать словарные слова: советы
Как быстрее и легче запоминать словарные слова:
- Совет 1. Попробуйте составить небольшой рассказ, состоящий из нескольких фраз, используя в нем слова, представляющие трудность в написании. Это можно делать, опираясь на определенную тематику, скажем, театральную: «Наши билеты в театр на места на балконе, оттуда мы посмотрим балет. А в гардеробе нам дали бинокли, и таким образом нам будет хорошо видно действие, которое будет происходить на сцене». Или попытайтесь совместить слова, в которых трудности обусловлены схожими орфограммами. Используя такой прием, вы будете запоминать слова, написание которых вызывает у вас затруднение, и придуманный вами рассказ поможет вам всякий раз при необходимости написать слово.
- Совет 2. Вспомните детские красочные плакаты, которые используют для изучения алфавита. Там каждая буква представлена животным или предметом, с которой он начинается. Так ребенок запоминает первые буквы, ассоциируя их с изображением. Попробуйте и вы создать для себя такие «подсказки». Не совсем уверены в том, как правильно пишется слово «бегемот»? Откройте словарь, посмотрите на него, а потом нарисуйте это животное в позе сидящего человека, линии туловища и ног напомнят вам букву «е». А слово «орех» в виде картинки само по себе уже предстанет перед вами в виде буквы «о». Теперь вы не будете задумываться над тем, как написать эти слова – стоит только вспомнить нарисованные вами картинки.
- Совет 3. Используем способ, уже ставший хрестоматийным — слово нужно написать много раз. А чтобы было не так однообразно, можно применить прием склонения его по падежам.
Итак, пишем:
- Именительный – орех
- Родительный – ореха
- Дательный – ореху
- Винительный – ореха
- Творительный – орехом
- Предложный – орехе
При таком приеме «включается» моторная память, которая сработает тем лучше, чем больше раз вы просклоняете слово.
- Совет 4. Задействуйте ассоциативный ряд. Это поможет при изучении заимствованных слов или терминологии. К примеру, к слову «очевидец» подберите схожие орфограммы, находящиеся под ударением: «тот, кто видит, причем очень». Чем смешнее и неожиданней будет ассоциация, тем быстрее она поможет вам в запоминании трудного слова. Так, находясь в сомнении, нужна ли буква «т» в слове «честность», просто проведите аналогию со словом «честь» — они созвучны.
- Совет 5. Зрительная память поможет вам запомнить слово, если вы развесите по дому стикеры с его правильным написанием. Вы будете постоянно видеть его перед глазами, и тем самым воспринимать его верное написание не только с помощью моторной, но и зрительной памяти.
- Совет 6. Можно применить способ алфавитного изучения: определить для себя количество слов, которое вы в течение каждого дня должны запомнить. Количество выбирайте сами: хоть по одному, хоть по десять. А теперь откройте словарь и начинайте учить их в алфавитном порядке.
Наиболее распространенные ошибки в словарных словах
- Допустить ошибку в написании словарного слова может каждый, особенно, если не работать над их запоминанием. Но существует несколько слов, ошибки в которых встречаются наиболее часто. К таким относится слово «прецедент», которое как только не пишут. И с одной, и с двумя безударными буквами «и», и даже букву «н» в середину пытаются вставить (как, впрочем, и в слово «инцидент»). Слово «агентство» очень многие пишут, забывая о том, что произошло оно от «агента», и норовят пропустить в середине букву «т».
- Забавно читать в школьных сочинениях такое слово, как «лучший», в котором буква «ч» почему-то заменяется на букву «т», а то и вовсе «д».
- Вставляя в текст красивое иностранное слово латинского происхождения «скрупулезно», человек может попасть впросак, невнимательно прочитав порядок букв и перепутав их на письме, получив в итоге «скурпулезно».
- Часто с ошибками пишут почему-то слово «апеллировать», то используя удвоенное «п» вместо «л», то удваивая обе буквы, а то и вовсе обходясь одной «л» без всяких раздумий.
- Достается от «грамотеев» и наречию «чересчур», которое они пишут двумя словами: предлогом «через» и старинным русским словом «чур», видимо, вспоминая, как приговаривают суеверные люди «чур меня!»
- Все эти слова, ошибки в которых относятся к наиболее распространенным, относятся к словарным и их следует запоминать, чтобы писать грамотно, не вызывая насмешек и непонимания.
Полезные статьи на сайте:
- Как написать небольшое эссе о своих лучших качествах
- Как правильно написать план к эссе
- Что такое эссе – как его правильно писать
- Как правильно написать и ответить на уведомление
- Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке