Идеи для проведения викторина по басням Крылова.
Содержание
Викторина по басням Крылова для школьников
Викторина по басням Крылова для школьников:
I конкурс.
- Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Волки Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осел»)
- Волке — («Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»).
- Медведе — («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и Медведь», «Трудолюбивый Медведь», «Крестьянин и Работник»)
- Обезьяне — («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)
- Людях — («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)
II конкурс.
Кому принадлежат слова?
- «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)
- «Все про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)
- «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» (Волку из басни «Волк на псарне»)
- «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
- «Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)
III конкурс.
Вспомните пропущенное слово
- «Две… (бочки)».
- «Мальчик и… (Змея)».
- «Лисица и… (виноград)».
- «Трудолюбивый… (Медведь)».
- «Тришкин… (кафтан)».
- «Стрекоза и… (Муравей)».
- «Осел и… (Соловей)».
- «Кот и… (Повар)».
- «Свинья под… (дубом)».
- 10. «Волки и… (Овцы)».
IV конкурс
«Мораль сей басни такова»
— В какой басне была такая мораль?
1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)
2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)
3. «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». («Ларчик».)
4. «Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)
5. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)
Задача: восстановить тексты басен
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
__________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ______________.
Волк и Ягненок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
_______ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Мое …
Викторина по басням Крылова с ответами
Викторина по басням Крылова с ответами:
«Я тебя знаю»
По отрывкам определите, из какой басни они взяты.
- — А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет») - — Ворона каркнула во все воронье горло. («Ворона и Лисица»)
- — Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука») - — Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука») - — Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)
- — У сильного всегда бессильный виноват.(«Волк и Ягненок»)
- — Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна») - — А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
- — Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет») - — Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)
«К кому обращены эти слова?»
- «Послушай – ка, дружище! Ты, оказывается, петь великий мастерище! (к Соловью из басни «Осел и Соловей»)
- «Смотри – ка – говорит , — кум милый мой! Что там за рожа? (к Медведю из басни «Зеркало и Обезьяна»)
- «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? ( к Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
- «Соседка перестань срамиться, — Ее шавка говорит, тебе ль с Слоном возиться?» (к Моське из басни «Слон и Моська»)
- «Соседушка, я сыт по горло» (к Демьяну из басни «Демьянова уха»)
«Найди пару»
- Свинья – (Дуб)
- Моська – (Слон)
- Повар – (кот)
- Ворона – (Лисица)
- Ягненок – (Волк)
- Кукушка – (Петух)
- Муравей – (Стрекоза)
- Фока – (Демьян)
- Хозяин – (мыши)
Закончите «крылатые выражения»
1. А ларчик… (просто открывался).
2. А Васька слушает… (да ест).
3. А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь).
4. У сильного всегда… (бессильный виноват).
5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).
«Пять вопросов – пять ответов».
Вопросы:
- «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?» («Стрекоза и Муравей»)
- «Соседка, перестань срамиться….Тебе ль со Слоном возиться?» («Слон и Моська»)
- «Приятель, дорогой, здорово! Где ты был?» («Ларчик»)
- «Соседка, слышала ль ты добрую молву? – Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса»)
- «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья»)
- Ответы:
- «Не радуйся, мой свет,….и не надейся по-пустому!» (4)
- В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил….»(3)
- «До того ль, голубчик, было! В мягких муравах у нас – песни, резвость, всякий час, так что голову вскружило»(1)
- «Вот что-то мне и духу придает, что я совсем без драки могу попасть в большие забияки»(2)
- «Я не приметила богатства никакого» (5).
Эта басня составлена из строчек басен Крылова, их восемь. Назовите басни и строчки из них:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала; (1)
А Васька-Кот в углу.
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.(2)
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться.(3)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близехонько бежала.(4)
«Соседушка мой свет!»
Пожалуйста, покушай.»-(5)
У кумушки глаза и зубы разгорелись.(6)
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
«Что, кумушка, беды!» — он говорит.-
Ни косточкой не мог нигде я поживится:
Меня так голод и морит»; (7)
«Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Покорми и обогрей». (8)
«Бедняжка куманек!
Да не изволишь сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
И серый рыцарь мой.
Обласкан по уши кумой,
Пошел домой.(9)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова (10)
Ответы: 1- «Свинья под Дубом»; 2 – «Кот и Повар»; 3 – «Волк и Ягненок»; 4 и 10 – «Ворона и Лисица»; 5- «Демьянова уха»; 6 – «Лисица и виноград»; 7 и 9 – «Волк и Лисица»; 8 — «Стрекоза и Муравей»
Литература викторина по басням Крылова
Литература викторина по басням Крылова:
Узнай басню по ее началу
а) Усильного всегда бессильный виноват…
б) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна: но только все не впрок…
в) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…
г) Ударили в смычки, дерут, а толку нет…
( 1.«Волк и ягненок» 2. «Ворона и лисица» 3. «Лебедь, Щука и Рак» 4. «Квартет»).
Продолжи цитату
а) сыр выпал — (с ним была плутовка такова. «Ворона и лисица»)
б) У сильного — (всегда бессильный виноват. «Волк и Ягненок»)
в) Когда в товарищах согласья нет — (на лад их дело не пойдет. «Лебедь, Рак и Щука»)
г) Ай, Моська! Знать она сильна — (что лает на слона. «Слон и Моська»).
д) Хоть видит око- (да зуб неймет — «Лисица и виноград»)
е) Ты все пела? Это дело (так поди же попляши — «Стрекоза и Муравей»).
Из каких басен И. А. Крылова взяты следующие цитаты?
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок…
(«Ворона и Лисица».)
2. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят…
(«Волк и Ягненок».)
3. Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей.
(«Стрекоза и Муравей».)
4. Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
(«Петух и Жемчужное зерно».)
5. Избави Бог и нас от этаких судей.
(«Осел и Соловей».)
6. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона!
(«Слон и Моська».)
7. А Васька слушает да ест.
(«Кот и Повар».)
8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
(«Квартет».)
9. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…
(«Лебедь, Рак и Щука».)
“Кто сказал?”
а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и Муравей”)
б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)
в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух. “Кукушка и Петух”)
г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь “Трудолюбивый медведь”)
д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)
Викторина по теме «Басни Крылова»
Викторина по теме «Басни Крылова»:
Речь учителя
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни сам не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Литературная разминка.
В какой басне:
а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)
б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона и Лисица”)
в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…” (“Волк и Ягненок”)
г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)
д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)
Загадки
Птица на ели сидела
И на плутовку смотрела.
Позавтракать было она собралась,
Только ни с чем осталась.
(ворона)
Она слаба глазами стала
И их с полдюжины достала.
(мартышка)
Педагог: Она пела все без дела,
А когда пришла нужда,
К нему с горя поползла.
(Стрекоза и муравей)
Все трое впряглись
И за дело взялись.
Только дело не идет
Не назад, и не вперед
(лебедь, щука и рак)
Расставьте части басни в верном порядке.
а) «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
б) «Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
в) Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
г) Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
д) «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
(Ответ: в, б, а, д, г)
Ваша задача — отгадать, из какой басни эти строчки
Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все.
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе. («Белка»)
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. («Мартышка и очки»)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик»)
У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщался чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
А мой совет такой:
Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. («Скворец»)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета. («Щука и Кот»)
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо;
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо! («Крестьянин и работник»)
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже. («Обоз»)
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. («Кот и Повар»)
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги.
Так слишком на свою ты силу не надейся! («Лев и Комар»)
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами. («Мышь и Крыса»)
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух»)
Прочитать «Стрекоза и Муравей»
В 3 вариантах: М-справедливый, С-наглая, легкомысленная; М-злой, жестокий, С-жалкая; М-жестокий, С-жалкая.
Стрекоза уж не поет…
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Герои басен Крылова
По описанию угадай, о каком герое идет речь, назови басню.
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала. («Свинья под дубом
Тут под каждым ей кустком
Был готов и стол и дом. («Стрекоза и Муравей»)
Ты сер, а я, приятель, сед
И волчью вашу я давно натуру знаю. («Волк на псарне», Ловчий)
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)
Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. («Слон и Моська»)
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и околела. («Лягушка и Вол»)
Из кожи лезут вон,
А возу все нет ходу. («Лебедь, Щука и Рак»)
Еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. («Демьянова уха», Фока)
Видео: Викторина по сказкам А. С. Пушкина
- Викторина по экологии с ответами
- Стихи для детей на конкурс чтецов
- Фанты для детей в стихах
- Трафареты для детей
- Песни про профессии для детей
- Литературная викторина по стихам
- Математическая викторина для детей
- Викторина по биологии для школьников
- Цитаты из сказок для детских конкурсов
- Викторина «Узнай сказку»
- Поэтическая викторина для детей