Стихи-запоминалки по русскому языку для школьников — лучшая подборка

Стихи-запоминалки по русскому языку для школьников — лучшая подборка

Абсолютно все дети не любят учить грамматические правила. И в итоге это может привести к тому, что ребенок будет допускать ошибки как в устной речи, так и при написании диктантов, самостоятельных работ. Чтобы ваш малыш рос грамотным человеком, предложите ему изучать правила русского языка в стихотворной форме — при помощи стихов-запоминалок.

Стихи-запоминалки с грамматическими ошибками

Стихи-запоминалки с грамматическими ошибками
Стихи-запоминалки с грамматическими ошибками

Стихи-запоминалки с грамматическими ошибками:

ОШИБКИ, без сомнения,
Меняют слов значения.
Наташи, Пети, Веры,
Вот вам тому примеры.

ПАРОВОЗ И ПАРАВОЗ
ПАРОВОЗ, ПАРОВОЗ
Мчит людей под стук колес.
ПАР его колеса крутит,
В срок на станции он будет.
ПАРАВОЗ, ПАРАВОЗ
Груз из двоек в школу вез:
Двоечки-ПАРЫ
Для Вити и Тамары
И для всех других ребят,
Что учиться не хотят.

*************

ГОРОЖАНЕ И ГАРАЖАНЕ
ГОРОЖАНЕ, ГОРОЖАНЕ
В ГОРОДАХ всегда живут,
На работу и с работы
Вдоль по улицам снуют.

ГАРАЖАНЕ, ГАРАЖАНЕ
В ГАРАЖАХ все дни торчат,
На машины променяли
Жен, детишек и внучат.

Если взялся ты за ручку,
То подумай, не спеши,
А не то людей поселишь
Ты навечно в гаражи.

*************

САМОВАР И СОМОВАР
САМОВАР фырчит, шумит,
Сам нам воду кипятит.
Кран, блестящий повернет,
Чая в чашки всем нальет.

СОМОВАР – совсем другое,
Не способен на такое.
СОМОВАР – друг рыбакам,
Он ухи наварит нам.
Попадется СОМ лишь в сети –
СОМОВАР уж тащат дети.

Так что думай, друг, сперва,
Букву О писать иль А.
Не умеет кто писать,
Чая тем не увидать.

*************

УХАЖЕР, УХАЖОР И УХОЖОР
УХАЖЕР цветы приносит
И пойти в кино с ним просит.
Он ухаживать любитель,
Комплиментов говоритель.

УХАЖОР – УХУ хлебает,
Лучшей он еды не знает.
Все другое – чепуха,
Пять кастрюль – во всех УХА.

УХОЖОР – он всех страшнее –
Убегайте поскорее.
Как незнаек он встречает,
Всем он УШИ отгрызает.

*************

ХВАСТУНЫ И ХВОСТУНЫ
ХВАСТУНЫ без остановки
Любят ХВАСТАТЬ про обновки,
И про то, что пили, ели,
И про то, чем заболели,
И про то, где отдыхали, –
Все таких людей встречали.

ХВОСТУНЫ ж в ХВОСТЕ плетутся,
На последних партах жмутся,
ХВОСТ от страха поджимают,
Коль к доске их вызывают.
А как даст звонок отбой –
У задиры ХВОСТ трубой,
ХВОСТУНИШКИ-забияки
Уж готовы все для драки.

Разбираться вы должны,
Где ХВАСТУН, где ХВОСТУНЫ.
Чтоб рассеять все сомнения,
Ставь слова под ударение!

*************

КОШЕЛЕК И КАШЕЛЕК
КОШЕЛЕК набит деньгами,
В магазин идти чтоб маме.
КАШЕЛЕК пузат от КАШИ,
Что сварила мама Маше.
В магазин с таким ворвешься –
Смеха ты не оберешься!

*************

МИЛОВИДНЫЙ И МЕЛОВИДНЫЙ
МИЛОВИДНЫЙ человек
Очень МИЛЫЙ и приятный,
Симпатичный, аккуратный –
Это всем из вас понятно.

МЕЛОВИДНЫЙ человек
На лицо белее МЕЛА:
Иль от страха побелел,
Или что-то заболело,
Иль всю кровь отдал врачам,
Иль не спит он по ночам.

Можешь ты помочь бедняге
Симпатичным снова стать,
Если ручкой на бумаге
Будешь в слове «И» писать.

*************

ДЕТСАДИК И ДЕДСАДИК
Утром в ДЕТСАДИК
ДЕТИШКИ идут,
Папы и мамы
Туда их ведут.
Будут они там
Резвиться, играть,
Буквы и цифры
В тетрадках писать.

Утром в ДЕДСАДИК
ДЕДУЛИ идут,
Бабушки их всех
Под ручки ведут.
Будут они там
Газеты читать
И в домино
Очень сильно стучать.
Будут в сон-час
Они громко храпеть,
Песни военные
Будут там петь.

Если неправильно
Будешь писать,
Будет малыш
К старичкам попадать.
Будет там с ними
Костями стучать
Вместо того,
Чтоб учиться читать.

*************

ЛЕСОВОЗ И ЛИСОВОЗ
ЛЕСОВОЗ на лесопилку
Бревна длинные везет,
Разгрузившись, в ЛЕС сосновый
Вновь на вырубку придет.

ЛИСОВОЗ по зоопаркам
ЛИС развозит, как подарки,
Хватит им пугать зайчишек –
Пусть порадуют детишек.

*************

ПЕСКАРЬ И ПИСКАРЬ
Любит дно песчаное ПЕСКАРЬ,
Чистую, прозрачную водицу.
Малыша такого ты не жарь,
Пусть себе в ПЕСОЧКЕ порезвится.

Любит дни ПИЩАТЬ все напролет
Тот ПИСКАРЬ, что с буквой «И» так дружен,
ПИСК его покоя не дает,
Нам ПИСКАРЬ такой совсем не нужен.

*************

КАРАВАНЫ И КОРОВАНЫ
Верблюжьи КАРАВАНЫ
Идут через барханы.
Тихонечко бредут,
Колючки лишь жуют.

Лугами заливными,
Зелеными такими,
Мычащий КОРОВАН
Ведет пастух Иван.

Когда вы слово пишите,
То вспомните сперва:
В верблюжьем КАРАВАНЕ
Всегда три буквы «А».

*************

ПЕСЕЦ И ПИСЕЦ
На севере снежном ПЕСЕЦ обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице.

ПИСЕЦ в старину все бумаги ПИСАЛ,
Красиво и быстро, и грамоту знал.
Извел тонны перьев и тонны чернил,
Пока друг-компьютер его не сменил.

Слова перепутаешь –
Будет вам грех:
Совсем не того ведь
Подстрелят на мех.

*************

СОЛОНКА И САЛОНКА
В виде грибочка иль в виде бочонка
В доме всегда проживает СОЛОНКА.
СОЛЬ насыпает в СОЛОНКУ хозяйка –
Знает об этом каждый незнайка.

САЛО в САЛОНКЕ кусочком лежит,
Котик хозяйский с ней рядом кружит.
Раньше была на столе лишь масленка,
Нынче сияет новинка – САЛОНКА.

В ваших ошибках хорошего мало,
Видя ведь «А», ожидают все сало.
Если лишите их вкусной надежды –
Будет наградой вам званье невежды.

*************

ПЕТУХ И ПИТУХ
ПЕТУХ – строгий муж
Для кудахчущих кур.
ПИТУХ на Руси –
Тот, кто ПИЛ чересчур.
Кто это себе
На носу не зарубит,
Того петушок
На заре не разбудит.
Проспит тот весь день,
Как известный сурок,
И двойку получит
Потом за урок.

*************

ОТВЕСТИ ИЛИ ОТВЕЗТИ?
Если брата нужно в садик ОТВЕСТИ,
То ПЕШКОМ придется с братом вам идти.
Постарайтесь побыстрее вы шагать,
На зарядку чтоб опять не опоздать.

Если брата нужно в садик ОТВЕЗТИ,
То придется проездной скорей найти,
А потом трястись в грохочущем трамвае,
С братом хором через пять минут зевая.

Если хочешь ты короткий выбрать путь,
В слове букву «С» писать не позабудь.
Если будешь ты, дружочек, ошибаться,
То придется уж в трамвае покататься.

*************

ВИЛЫ И ВИЛЛЫ
ВИЛЫ – садовый ручной инвентарь,
Есть и сегодня, были и встарь.
Очень на вилку большую похожи,
Острые зубья их колются тоже.

ВИЛЛЫ за городом строит народ,
Чтоб отдыхать в них, не зная хлопот,
Чтобы у дома в бассейне купаться,
Воздухом чистым дышать, наслаждаться.

Если финансы кому позволяют,
В слово две «Л» эти люди вставляют.
Кто ж еще денег себе не скопил,
С «Л» лишь одною тот вилы купил.

*************

БАРОНЕССА И БАРАНЕССА
БАРОНЕССА, знай, – жена БАРОНА,
Важная, надменная персона.
Титулом она своим гордится,
Светом жемчугов своих лучится.

БАРАНЕССА, знай, – жена БАРАНА,
На лужок пастись выходит рано,
Очень хороши ее кудряшки,
Рядом с ней сынки ее – барашки.

Ошибки баронессу оскорбляют,
Ошибок баронесса не прощает,
Кто в титулах ошибки допускает,
Барон тех на дуэли вызывает.

*************

СПЕКТАКЛЬ И СПИКТАКЛЬ
На СПИКТАКЛЬ приходят подремать,
Час-другой тихонечко поспать.
Посмотреть спокойно сны цветные,
Позабыв про все дела дневные.

А СПЕКТАКЛЬ приходят посмотреть,
Чтоб искусством душу отогреть.
Чтобы думать, сопереживать,
Чтоб умней, добрей и лучше стать.

Коль в театр вы заглянули, чтоб не спать,
То в «спектакле» нужно букву «Е» писать.

*************

ДИСЦИПЛИНА И ДИСЦЫПЛИНА
ДИСЦИПЛИНА – у ребят:
В школе смирно все сидят.
ДИСЦЫПЛИНА – у ЦЫПЛЯТ:
За наседкой дружно в ряд.

*************

БАСЯК И БОСЯК
БАСЯК в хоре БАСОМ поет,
БОСЯК без ботинок идет.
Зарплату не выплатил босс,
Вот БОСЯК то и БОС.

*************

ПИЖОН И ПЕЖОН
ПЕЖОН за рулем иномарки сидит,
Эмблема «ПЕЖО» на машине блестит.
ПИЖОН щеголяет нарядом своим,
На франта такого с улыбкой глядим.

*************

ОКУЛИСТ И АКУЛИСТ
Смелый есть специалист
Под названьем АКУЛИСТ.
Лечит зубы он АКУЛАМ,
Очень страшным каракулам.

ОКУЛИСТ же, между прочим,
Лечит детям, взрослым ОЧИ.
Проще звать его глазник,
Всем в глаза смотреть привык.

*************

КОТЛЕТА И КАТЛЕТА
В тарелке твоей КАТЛЕТА
Не может вместить АТЛЕТА.
В КОТЛЕТУ же только КОТ
Вместился и там живет.

*************

ОКОЧЕНЕТЬ И ОКОЧАНЕТЬ
На морозе я сидел
И совсем ОКОЧАНЕЛ –
Превратился я в КОЧАН,
Ну какой же я болван.
Если б я в словарь глядел,
То тогда б ОКОЧЕНЕЛ.

Стихи-запоминалки по русскому языку — слова для развития словарного запаса

Стихи-запоминалки по русскому языку - слова для развития словарного запаса
Стихи-запоминалки по русскому языку — слова для развития словарного запаса

Стихи-запоминалки по русскому языку — слова для развития словарного запаса:

Аккуратно:
Катя и клава – девочки приятные,
Такие крохотули, а какие аккуратные!
А вот что в них особенно приятно:
Вторую «к» не забывают в слове «аккуратно»!

*************

Аллея:
Гуляет по аллее –
Две буквы «л» пиши скорее!

*************

Альбом:
У вали маленький альбом,
Зато красивый, яркий, новый.
«альбом» — запомни это слово,
Мы с буквы «а» его начнем.

*************

Аптека:
Ане в аптеке лекарство купили,
Ане лекарство пора принимать.
Вы, я надеюсь, не позабыли
Слово «аптека» с «а» начинать?

*************

Береза и береста.
Запомнить это очень просто
Запомнить это всем пора,
Что называется берестой
Березы белая кора.

*************

Билет.
В кино я так и не попал –
Я битый час искал билет.
Я сбился с ног – билет пропал.
Нигде, нигде билета нет!

*************

Ботинки.
Как у нашей у полинки
Боты, ботики, ботинки.
Звонко цокают, блестят
С буквой «о» дружить хотят,

*************

Болото.
Больше на болото мы точно не пойдем,
Мы за сотню метров болото обойдем.
Топкое болото, опасное оно,
Не хочешь в нем завязнуть?
Пиши три буквы «о»!

*************

Валенки.
Пусть летом лена валенки не носит,
Пусть лена носит валенки зимой.
Но в слове валенки в любое время года
Мы букву «е» должны писать с тобой.

*************

Вагон.
Хотите написать «вагон»?
Совсем тут не нужна отвага,
А только ручка и бумага,
И все же вспомните сперва:
Вторая буква – буква «а»!

*************

Восток.
Вот на востоке солнце всходит.
Восток – для солнышка окно
Как слово пишется «восток»?
Конечно, в нем две буквы «о».

*************

Весело, ветер.
Весело ветер на север летел,
Весело ветер нам песенку пел.
Песенка нравится мне и тебе.
Не забывайте писать букву «е»!

*************

Рифмовки на «оро», «оло»:
И сорока, и ворона, воробей и соловей
Написать две буквы «о»
Дружно просят всех детей!
Вдаль бежит, спешит дорога.
В город мы приедем скоро.
И колеса у машины —
Словно сочетанье «оро».
Спит корова на соломе –
Ах, какая благодать!
Не забудьте сочетанья
«оро», «оло» написать.

*************

Герой.
Гена-крокодил – герой,
За друзей стоит горой.
Он герой всегда, везде.
Не забудь про букву «е»!

*************

Гореть.
Румяный Егорка катается с горки.
Как яблоки щеки горят у Егорки.
Горят как огонь на морозе они.
Эх, хороши новогодние дни!

*************

Дежурный.
Каждый день дежурят дети в классе.
Надо многое дежурному успеть:
Он раздаст тетради,
Сменит воду в вазе,
Не забудет доску протереть.

*************

Деревня.
Из дерева дома в деревне,
У деда деревянный дом.
«Деревня» — слово непростое.
Две буквы «е» пишу я в нем.

*************

Железо.
Женя и лена учатся в школе.
У жени и лены — железная воля.
Знают железно всегда и везде:
В слове «железо» две гласные «е».

*************

Заяц.
Заяц Яшка ясно знает:
Надо правила учить!
В слове «заяц» обещает
Букву «я» не пропустить!

*************

Здравствуйте.
Здоровья, здравия мы всем всегда желаем
И в слове «здравствуйте»
Две буквы «в»
Писать не забываем!

*************

Земляника.
На поляне — земляника.
Сколько ягод, посмотри-ка!
Хоть все земли обойдешь,
Слаще ягод не найдешь!

*************

Завтрак.
Завтрак на травке
Устроить нам пора.
Пишешь слово «завтрак»?
Пиши две буквы «а»!

*************

Иней.
На елочке иней белеет,
Блестит и сверкает на ней.
И снежные звезды на солнце
Горят все сильней и сильней.

*************

Карандаш.
Три подружки – катя, рая, даша
Растеряли все карандаши,
Чтобы их утешить, ты три раза
Букву «а» в «карандаше» пиши.

*************

Квартира.
Лягушка-квакушка квартиру купила,
Квасом соседей своих угостила.
Квакали гости, отведавши квас:
«ква-ква-квартира у вас просто класс»!

*************

Корабль.
Корабль уходит далеко,
Растаял в синем море.
«корабль» мы пишем с гласной «о».
(я даже и не спорю).

*************

Костер.
Костя разводит костер на лугу.
Косте костер разводить помогу –
Острую косу свою отложу,
Ломкие сучья в костер положу.

*************

Комната.
Нашей нате в комнате
Надо подмести.
Надо нате в комнате
Порядок навести.

*************

Капуста, картофель, кастрюля.
Картофель с капустой
В кастрюле варились
И буквою «а»
Чрезвычайно гордились!

*************

Компот.
Толстый кок и толстый кот
Вместе кушали
Компот!

*************

Ладонь.
Часто играю я в «ладушки» с ладой.
Весело ладится наша игра.
Всем грамотеям запомнить бы надо –
В слове «ладонь» пишем гласную «а».

*************

Лопата.
Лопата ловко трудится весь день,
Лопате плотный снег сгребать не лень.
Чтоб от усердия не лопнула лопата,
Мы букву «о» подарим ей, ребята.

*************

Малина.
Маша малину в лесу собирала.
Мало малины маша нашла.
Маша медведя в лесу увидала.
В слове «малина» пиши букву «а»!

*************

Магазин.
Большие неприятности у мага –
Закончилась волшебная бумага.
Маг знает: выход у него один –
Отправиться в волшебный магазин.

*************

Мебель.
Купила белка мебель,
Расставила в дупле.
Давайте в слове «мебель»
Писать две буквы «е».

*************

Месяц.
Ясный месяц встал над садом.
На крыльце мы сядем рядом.
Сядем рядом, посидим
И на месяц поглядим.

*************

Медведь.
Мед медведь решил отведать,
Пчел лесных пошел проведать.
Теперь с досады он ревет –
Кусачим оказался мед!

*************

Молоко.
Вот льется молоко в ведро,
Скорее кружку подставляй.
Когда ты пишешь «молоко» —
Три буквы «о» не забывай.

*************

Морковь.
Я плыл в морковном море,
В морковной лодке плыл,
Морковный сон мне снился –
Я очень морковку любил!

*************

Народ.
Как страна прекрасна наша,
Нет страны на свете краше.
И в народе нашем знают –
Лучше нет родного края!

*************

Орех.
Разбудите среди ночи,
Вам отвечу все равно:
Слово круглое «орех»
Начинаем с гласной «о»!

*************

Облако.
Облака плывут по небу,
Облака блестят слегка.
Кто-то, видно, белым лаком
Покрывает облака!

*************

Огород и огурец.
В огороде помидоры,
В огороде огурец.
Не забыл про букву «о»?
Грамотей ты, молодец!

*************

Пальто.
Папа и паша пальто покупали.
Папа и паша купили пальто.
Бабушке с мамой пальто показали,
Бабушка с мамой сказали: «не то»!

*************
  Петух.
Петя, петя, петушок
Пел нам песню на заре,
Петушиный перепев
Всех разбудит во дворе

*************

Песок.
Пегий пес зарыл в песок
Хлеба белого кусок.
Пес уверен – два куска
Вырастают из песка!

*************

Пенал.
Весело Петя в школу шагал.
В портфеле у Пети новый пенал.
Пете теперь не к лицу забывать
В слове пенал букву «е» написать.

*************

Пловец.
Ловкий пловец по реке проплывал.
Ловкий пловец даже плот обогнал.
Ловкий пловец уплывет далеко.
В слове «пловец» напиши букву «о».

*************

Платок.
У Лары платок и у лады платок,
Узор на платках – красота.
Как будто на небе в пасмурный день
Радуга вдруг расцвела!

*************

Пшеница.

Ученикам и ученицам
Шепчет, шелестит пшеница:
«не забудьте, что во мне
Третья буква – буква «е».

*************

Пассажир.
Две буквы «с» садятся в самолет,
Две буквы «с» отправились в полет.
Две буквы «с» отлично прокатились –
В веселых пассажиров превратились.

*************

Посуда.
Маме я верный помощник давно –
Мою на кухне посуду.
В слове «посуда» гласную «о»
Я никогда не забуду!

*************

Праздник.
Дома в праздник не сиди,
А из дома выходи.
Целый день ходи, гуляй,
Букву «д» не пропускай!

*************

Работа.
Мы рано встали,
Мы работали весь день,
Мы рады, что работать нам не лень,
Но все же мы работаем с утра
И отдохнуть нам все-таки пора.

*************

Ракета.
Рак ракету смастерил
Прямо в речке запустил.
Раки крикнули: «ура!
В космос нам лететь пора»!

*************

Рисунок.
Рисунки у Риты приятны для глаза.
Рита рисует – иди, посмотри —
Ирисов синих полную вазу.
В слове «рисунок» пиши букву «и».

*************

Рябина.
Ярко рябины кисти горят.
Ярче, чем ясная в небе заря.
Рябь золотая в глазах от рябины
В слове «рябина» пиши букву «я».

*************

Сапоги.
Саша сам решил почистить сапоги.
Ну, а ты немного саше помоги.
Чтобы стали сапоги сверкать,
В слове «сапоги» нам надо «са» писать.

*************

Секрет.
Все знают, как писать «секрет».
И никакой тут тайны нет.
Известно даже детворе:
Мы пишем здесь две буквы «е».

*************

Солдат.
Сияет солнышко, идет с войны солдат,
Медаль сияет на груди солдата.
Вы это слово славное — «солдат»
Всегда пишите с буквой «о», ребята.

*************

Совет.
Как слово пишется «совет»?
Могу я точный дать ответ:
Вторая буква – буква «о».
Другой там буквы нет.

*************

Сахар.
В сахаре жить — не сахар,
Там страшная жара.
Давайте в слове «сахар
Писать две буквы «а».

*************

До свидания.
Если свидеться хотим –
«до свидания» говорим.
Вновь увидим мы друзей.
Букву «и» пиши скорей!

*************

Снегирь
С первым снегом, с первым снегом
Снегири к нам прилетели
И на белую березу
Бахромой алой сели.

*************

Стрекоза.
Быстрее и быстрее
Стрекозы в танце вьются,
Сверкают словно стрелки,
А в руки не даются.

*************

Спасибо.
Меня вчера приятель спас.
Меня он спас в десятый раз.
Ия его благодарю –
Ему «спасибо» говорю.

*************

Суббота.
Борис Борисович в субботу не работал
Борис Борисович в субботу отдыхал.
Но в слове под названием «суббота»
Две буквы «б» писать не забывал!

*************

Собака.
Я слово «собака» хочу написать,
Про гласную «о» мне нельзя забывать,
Но букву запомнить мне очень легко –
Ведь схожа с ошейником гласная «о».

*************

Тарелка.
Таня тарелки старательно мыла,
Стали тарелки у Тани сверкать.
Ну, а в тетрадке она не забыла
В слове «тарелка» — «а» написать.

*************

Топор.
Между нами вышел спор:
Как же пишется «топор»?
А ведь известно всем давно –
В «топоре» две буквы «о».

*************

Трамвай.
Медленно едет старый трамвай.
«старый трамвай, ты меня покатай»!
«что же, садись, места хватит тут всем».
(в слове «трамвай» напиши букву «м»).

*************

Ужин.
Ужин стряпают ужи.
Букву «и» скорей пиши!

*************

Улица.
Наша улица — отличная,
Даже лучше, чем столичная!

*************

Урожай.
В поле рожь, в поле рожь.
Урожай у нас хорош!

*************

Хоккей.
Беру я клюшку для хоккея.
Удобна клюшка и легка.
Когда пишу «хоккей» в тетрадке,
Всегда пишу две буквы «к».

*************

Шел и шелк.
Храбрый ежик, храбрый ежик
Шел по шелковой траве.
Храбрый ежик, храбрый ежик
Нес лепешку в рукаве.
Храбрый ежик, храбрый ежик
Говорил мне: «не спеши,
Ты слова и «шел», и «шелк»
Через букву «е» пиши!

*************

Черный и желтый.
На черном шелке
Желтые пчелки
Блестят, переливаются,
Угадай, как называются?
(звезды).

*************

Шоссе и шоколад.
Иду я по шоссе, кусаю шоколад.
Мне очень хорошо – я шоколаду рад.
А почему же мне сегодня хорошо?
А потому что «шо» пишу я с гласной «о»!

*************

Язык.
Я лениться не привык,
Я учу родной язык.
Вам советую, друзья:
«язык» пишите с гласной «я».

Стихи-запоминалки для правильного ударения в словах

Стихи-запоминалки для правильного ударения в словах
Стихи-запоминалки для правильного ударения в словах

Стихи-запоминалки для правильного ударения в словах:

Свекла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЕкла.

*************

Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!

*************

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра!..

*************

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесенный, –
Зовется
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!

*************

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.

*************

Он – начальник, и в момент
Нам подпишет докумЕнт.

*************

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.

*************

Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.

*************

Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.

*************

Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.

*************

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.

*************

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.

*************

На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.

*************

Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!

*************

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА…

*************

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.

*************

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.

*************

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.

*************

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.

*************

В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.

*************

Тяжела была работа –
В теле всем теперь ломОта.

*************

Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.

*************

Срубили ель,
Сорвали щавЕль.

*************

Наша баба Фекла
Красная, как свЕкла!»

*************

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

*************

Я ужасно утомленный –
Брат не спит новорождЕнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.

*************

Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Все не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Все хохотим,
Да хохотим!..

*************

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

*************

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

*************

С утра перепалки
Из-за ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
Купите брелОки!

*************

ФенОмен звонИт по средАм.
ПринЯв договОр по годам,
Он отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

*************

ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.

*************

Мы с шофЕром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.

*************

Кто с правилами дружит,
Тот твердо убежден:
ФарфОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужен.

*************

Нельзя сказать алфАвит,
А можно алфавИт –
Кто говорит алфАвит –
Неверно говорит.

*************

Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шОфер,
А нас везет шофЕр.

*************

И пусть теперь не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статУи,
А стАтуи стоят.

*************

А если вы в театр
Придете, например,
Вас не пропустят в пАртер,
Пожалуйте в партЕр.

*************

Труба подзорная при нем,
Смотрит в небо астронОм.

*************

Помогает нам читать,
Учит буквы различать,
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.

*************

Хоть и жжется, но красива
Всем известная крапИва.

*************

Вот у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженЕры.

*************

БАловать детей не надо,
Это просто невозможно.
БаловАть – другое дело:
Можно, только осторожно!

*************

ВодопровОд проводит воду,
ГазопровОд проводит газ.
Тут прОвод ни при чем, запомни,
И правильно скажи сейчас!

*************

Кто русский плохо учит,
Тому подарок врУчат.
А кто учиться рад,
Тому его вручАт!

*************

– С мамой твоей поболтать я хочу,
Но если зАнята – перезвоню.
– Я позову, только фраза не та:
Мама не зАнята, а занятА.

*************

Как становится обидно,
Когда слышишь «мне завИдно»!
Но обидней во сто крат,
Если «зАвидно» кричат.

*************

Товарищи ученики!
Позвольте вас увЕдомить,
Что о собрании в четверг
Вам нужно мам освЕдомить.

Стихи-запоминалки на правила русского языка

Стихи-запоминалки на правила русского языка
Стихи-запоминалки на правила русского языка

Стихи-запоминалки на правила русского языка:

В слова «свекла» ударение падает на первый слог (пишется с буквой Е).
В огороде баба Фекла,
У нее на грядке свекла.

*************

В слове «каталог» ударение всегда падает на последний слог, а в слове «творог» – на первый или на последний.
Не говори катАлог,
А только каталОг.
А творог? Можно твОрог,
А можно и творОг.

*************

Неопределенные местоимения пишутся через дефис (кое-кто, где-либо, когда-то, куда-нибудь и др.). Частицы «же», «ли», «бы» – без дефиса (все же, получилось ли, кто бы ни и др.).
Кое, либо, то, нибудь –
В них дефис не позабудь.
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно напиши.

*************

Запомни правильные формы род.п., мн.ч. названий некоторых овощей и фруктов.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов грядок пять,
Помидоров – не собрать.

*************

Запомни правильные формы род.п., мн.ч. названий некоторых народов мира.
Уважают человека
У туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
У монголов и цыган,
У якутов и тунгусов,
У башкир и белорусов,
У киргизов и грузин,
У бурят и осетин.

*************

Запомни правильные формы родительного падежа слов «ботинки», «сапоги», «носки», «чулки»
В детской сказке Колобок
По траве катиться смог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.

*************

Приставка «милли-» пишется с двойной ЛЛ.
В миЛЛиметрах, -граммах, -литрах
Что угодно измеряй,
Но в приставке про двойную
Букву ЛЛ не забывай.

*************

После Ж и Ш пишется буква И, после Ч и Щ – буква А.
Слова, в которых ЖИ и ШИ,
Ты с буквой «И» всегда пиши.
А если встретишь ЧА и ЩА,
То с ними дружит только «А».

*************

Запомни слова-исключения, в которых после согласной Ш пишется Ю.
В словах, где есть ЧУ-ЩУ, ЖУ-ШУ,
После согласной – буква «У».
С «Ю» исключений только три:
БрошЮра, парашЮт, жЮри.

*************

Запомни слова-исключения, в которых после согласной Ц пишется Ы.
ЦЫган на цЫпочки поднялся
И цЫкнул на цЫпленка: «ЦЫц!»

*************

В корне слова «участвовать» (и однокоренных) нет буквы В. Зато она есть в корне слова «чувствовать» (и однокоренных ему слов).
В слове «участвовать» В не встречается,
ЧАВкать не смей никогда.
Но в слове «чувствовать», как полагается,
ЧУВкать ты можешь всегда.

*************

Запомни разницу в написании слов «в общем» и «вообще».
«В общем» пишется в два слова,
«Вообще» – всегда в одно.
Только помни, что в последнем
Есть двойная буква ОО.

*************

В словосочетании «день (чего?) рождения» слово «рождение» стоит в родительном падеже, поэтому имеет окончание -Я (ни в коем случае не -Е).
В день вашего рождениЯ
Мы в гости к вам придем,
Отпразднуем рождениЕ,
Чай с тортиком попьем.

*************

В слове «красивее» ударение падает на корень, а не на окончание.
Мне говорят, я красивЕе,
Чем голливудская звезда.
Но я таким словам не верю!
КрасИвее – бесспорно, да.

Стихи-запоминалки по правописанию для школьников

Стихи-запоминалки по правописанию для школьников
Стихи-запоминалки по правописанию для школьников

Ударение над гласной —
Сразу буква станет ясной.
Развеваться — веять (флаг),
Примерять — примерить (фрак),
Развивать — развить (науки),
Примириться — мир (подруги).

*************
Ты всегда пиши так согласную,
Как звучала бы она перед гласною:
Столб — столбы, косьба — косить,
Воз — возочек и возить.

**************
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.

**************
Пьеса, драма, эпопея,
Амфибрахий, галерея,
Гуманизм и фолиант,
Ямб, хорей и дилетант-
Я открою вам секрет:
Здесь удвоенных букв нет.

**************
Чередующиеся гласные
Все запомнили давно:
Перед Ж мы пишем О.
Забывать никак нельзя:
Перед Г мы пишем А.
Полагать, но положить,
Прилагать, но приложить.
Слово полог — исключенье,
Никакого в том сомненья.

**************
Если после корня А,
В корне пишем и всегда.
Вот пример запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

**************
Если видим суффикс а,
В коне пишем А всегда:
Прикасаюсь- прикоснусь,
Не касаюсь, не коснусь.
А коса, косой, косить
Как пример не приводить.

**************
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья — гор.
К примеру: загорать,загар,
Наоборот — зар-зор.

**************
В Ростове жил Ростовщик,
Звали его Ростислав,
Он продавал ростки
Разных полезных трав.
Отрасль доход дала.
Знаешь, где О, где А?

**************
Обмакнув перо в чернила,
Пишем в корне А красиво.
Промокаю и промок-
Пишем в корне только О.

**************
Мои юные друзья!
Слово равнина пишется с А!

**************
Гласные после шипящих и Ц.
Жюри, брошюра, парашют —
В дружбе только с Ю живут.

**************
Шорох, чокаться, трущоба,
Шов, крыжовник и чащоба,
Шорты, пончо, капюшон,
Чопорный, жокей, пижон,
Плюс трещотка, жор, мажор,
И изжога, и боржом,
А еще жонглер, обжора,
Шомпол, шок, чох, шоу, шоры,
Шоколад, шоссе, шофер —
Вот почти и весь набор.
Все слова напишем с О-
Их запомнить нелегко.

**************
Цыганенок цыкнул: «Цыц!»-
И цыплята пали ниц.
На цыпочки все встали
И «Цыганочку» сплясали.

**************
Жил щенок по кличке Шел,
На котов был страшно зол:
Все дворовые коты
Обращались с ним на «ты»,
Но писали кличку Шел,
К сожаленью, через О.
Как же кошек научить
С орфографией дружить?
Как-то раз герой наш Шел
Во дворе очки нашел.
Прицепил он две кругляшки
Ради форсу на фуражку.
До чего щенок хорош!
Стал на букву Е похож.
Вот удача так удача!
Решена теперь задача.
Шел прошелся по дворам,
Объявляя всем котам:
«Слово шел пишите все
С двумя точками над Е!»

**************
Правописание приставок
З приставки не бывает.
Это каждый школьник знает.
Здание, здесь, ни зги и здоровье-
Пишутся с З, разумеется, в корне.

**************
Ты запомни, что приставки.
Раз, из, низ, воз, через, без
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.

**************
Кто, ребята, понял сразу,
Для чего сложили фразу
«Пастух Фока, хочешь щец?»-
Тот, конечно, молодец!
Кто не понял, есть такие?
Все согласные глухие!

**************
В трудном слове рассчитать
Будем мы два С писать,
А расчетливый, расчет —
Пишем только корень чет.

**************
Под удареньем — приставка рос,
Без ударенья рас,
К примеру: роспись-расписать
И россказни-рассказ.

**************
Если очень и пере,
То пиши приставку пре.
Если близость, приближенье,
Неполнота и прибавленье,
То пиши приставку при.
В руки ты словарь бери,
И не мучайся напрасно,
Коль значение неясно.

Стихи-запоминалки по русскому языку для старшеклассников

Стихи-запоминалки по русскому языку для старшеклассников - части слова
Стихи-запоминалки по русскому языку для старшеклассников

Стихи-запоминалки по русскому языку для старшеклассников:

Части слова, как части растения,
Знают основу и даже деление.
В каждой основе есть корень. Замечено:
Он неизменен и долговечен.

**************

Приставка и суффикс его окружают
И родственных слов ему добавляют.
Приставка — пред корнем,
А суффикс — за ним,
У слова основу должны сохранить.

**************

Но связывать в речи слова — нет призвания,
Для этого служат в словах окончания.
Согласны меняться они в конце слова,
Два слова связать окончанья готовы.

**************

Правописание орфограмм в корне слова
В корне слова непременно
Надо звуки проверять.
Звуки любят перемены
Им не стоит доверять.

**************

Гласные и согласные
Бывают, порою, опасные.
Мы будем тогда опять и опять
Правила к ним применять:
Если в гласной есть сомненье –
Проверяем удареньем.

**************

А в согласной не уверен —
Рядом с гласною проверим.
Гласные и согласные
Уже не такие опасные,
Если знаем мы на «5»,
Как их надо проверять.

**************

Безударные гласные
Звук безударный стал, чтоб ударным,
Надо нам слово менять регулярно.
Родственных слов мы ему подберем,
И безударный звук в них найдем.
Звук под ударением
Услышим без сомнения.

**************

Парные согласные
Согласную парную нужно проверить,
Если в конце она, ей мы не верим.
Но слово родное в запасе найдется,
Где гласную рядом поставить придется.
Парная согласная не всегда опасная,
Если гласная за нею,
Нам согласная слышнее.

**************

Непроизносимые согласные
Есть в словах согласные
Сразу не приметные,
Только рядом с гласною
Станут нам заметные:
В сердце скрывается «д», но не вечно.
«Д» открывает сердечко, сердечный.
Местное пастбище «т» в словах прячет.
С места пастух рассуждает иначе.

**************

Удвоенные согласные
Есть слова, где две согласных
Рядышком стоят,
Их запомнить очень важно,
Чаще повторять.
Вот для этого сейчас
Отвечает пусть весь… (класс):

Если скорость пешехода
Умножать на два часа,
То тогда узнаем что-то,
Что забыть никак нельзя.
Это слово знаю я-
Это … (расстояние).

Широкая дорога,
Там быстро едут все-
Запомнится надолго,
Зовут ее … (шоссе).

Купив билет на транспорт,
Куда-то он спешит,
Волнуется напрасно,
Теперь он …(пассажир).

Всегда без опоздания
Большие … (расстояния).

По рельса или без
Проедет вмиг… (экспресс).

Где березки, сосны, ели
Вдоль дорожек в ряд стоят,
Там тенистая … (аллея) —
Много места для ребят.

Все слова, что вы назвали,
Две согласные связали.
Я еще добавлю вам
Одно слово… (килограмм).

**************

Перенос слов
Если слово на строчке не входит,
Перенос поскорей повтори.
Разделить надо слово на слоги.
К переносу слог подбери:
С одним слогом слова не разделишь,
С одним звуком слог не пойдет,
Если мягкий знак в слове заметишь,
От согласного он не уйдет.
Точно так же и с твердым знаком-
Он с приставкой дружит. Однако,
Об удвоенных согласных
Не волнуйся понапрасну,
Между ними мостик строй-
В каждой строчке по одной.
Чтоб переносить слова,
Ты скандируй по слогам.

**************

Разделительные Ъ и Ь
Мягкий знак и твердый знак
Ты не спутаешь никак:
Твердый знак с приставкой дружит,
Перед гласной в корне служит,
Если у приставки вдруг
На конце согласный звук.

**************

Перед гласной «Я», «Е», «Е»-
Твердый знак подойдет.
Объяснение понятно?
С мягким знаком все занятней:
С мягкою согласной дружит,
И, конечно, очень нужен.
Разделить согласный может
С «Е», «Е», «Я», «И», «Ю» он тоже.
Стоит он в корне, в окончание.
Не путать дайте обещание!

**************

Ь в существительных 3 склонения
Ласков, мягок женский род –
Ь тут подойдет.
А мужской – всегда суровый –
Нет там знака никакого.

**************

Ь в глаголах настоящего и будущего времени 2 лица единственного числа
Ты — потом и ты — сейчас — Ь пиши тотчас.

**************

Сочетания: -чн-, -щн-, — чт-, -чк-
-ЧТ-, -ЧН-, -ЩН-, -ЧК-
Пиши без мягкого значка!

**************

Написание суффиксов: — ЧИН- и -ЩИН-
Суффиксы есть -чин- и -щин-
Их не путай, гражданин.
Если дама, волос длинный,
Значит — это женщина.
Кавалер шагает чинно,
Напиши скорей — мужчина.
— Чин — пригоден для мужчин,
А для женщин — только – щин-

**************

Правописание предлогов
Короткое слово предлогом зовется.
Его распознать не всегда удается,
Но между предлогом и словом другим
Всегда мы вопрос или признак вместим.
А если еще сомневаться мы будем,
То песню с предлогами спеть не забудем:
— На, за, в, из, без, и у –
Я предлоги заучу.
От и до, и под, и про,
О, об, около, и по –
В них пишу я букву «о»,
А еще: к и с — вот и песенки конец!

*****************

Предлоги – с именами,
С глаголами – приставки.
Но лучше все же сами
Другое слово вставьте.
А если не получится,
Тогда с приставкой случаи.

**************

Части речи
«Кто?» и «что?» — предмет такой,
Признак, он всегда «какой?»,
И «какая?», и «какое?»
— Это крепко мы усвоим,
Ну а действие – оно
Действовать всегда должно!
А теперь имена всем словам мы дадим.
В части речи у нас только выход один:
Предмет существует действительно
И имя ему существительное.
А признак – он к предмету прилагается,
Значит, прилагательным считается.
Исстари «глаголют»- говорят,
Действовать глаголы нам велят.

**************

Члены предложения
В предложении много слов.
Разобраться в них готов?
Подлежащее в нем есть
И сказуемое здесь,
Есть и дополнение,
А вот определение,
Еще скажу без хвастовства
Люблю я обстоятельства.
Все члены предложенья есть,
Тогда поставлю точку здесь.

**************

Подлежащее – Кто? Что?
Обозначение просто:
Мы его одной чертой
Подчеркнем сейчас с тобой.
А что делает? Оно-
То в сказуемом дано.
Подчеркнем двойной чертой
Непременно мы с тобой.
По вопросам: Чей? Какой?
Определение раскрой.
И совет опять простой:
Волнистой подчеркни чертой.
На падежные вопросы
Ответит дополнение.
Все опять предельно просто:
Пунктиром выделение.

Где? Когда? Куда? Откуда?
Вопросы — доказательства.
Штрих – пунктирной чертой
Отметим обстоятельства.

**************

Правописание НЕ с глаголами
НЕ с глаголом непременно
Ты пиши всегда раздельно.

**************

Склонение существительных
Весна! Вот это слово!
Весело склоняется.
И склонение надолго
Весной запоминается:
(И.п.) Придет весна. Отлично!
(Р.п.) Дождись весны, Отличник!
(Д.п.) — Привет весне! Споемте,
(В.п.) Встречать весну пойдемте.
(Т.п.) Дыши весной весною
(П.п.) И думай только о весне!
Мы, окончания усвоив,
Запомним все вполне.

**************

Имена собственные
В стародавних временах
Собственные имена
С красной буквицы писали.
Мы закон тот поддержали:
Уваженье соблюдай –
С большой буквы начинай.

**************

Глаголы исключение II спряжения
Чтоб глаголы написать,
Надо нам спряженье знать.
Глаголы исключения
Во втором спряжении:
Гнать, держать, дышать, и видеть,
Смотреть, слышать, ненавидеть.
Вот совет тебе, дружок:
Их запомни хорошо.

**************

Безударные окончания имен прилагательных

Окончание чтоб знать,
Надо лишь вопрос задать,
Или слово подобрать,
Но — ударное опять.

**************

Слова с непроверяемой орфограммой
Если слово не проверить,
Открывай скорей словарь.
Словарю ты можешь верить,
Но учить не забывай.
Если грамотно писать
«Словарь» не получается,
Ученик разбором слов
Пусть чаще занимается.
По смыслу объяснит слова,
Историю рождения.
Точно выучит «словарь»
С таким сопровождением!

Стихи-запоминалки по правописанию — начальные классы

Стихи-запоминалки по правописанию - начальные классы
Стихи-запоминалки по правописанию — начальные классы

Стихи-запоминалки по правописанию — начальные классы:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ТОЧКА.
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

***************

ЗАПЯТАЯ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

***************

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

***************

ДВОЕТОЧИЕ:
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

***************

ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно – буду тут как тут.

***************

СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.

***************

КАВЫЧКИ » »
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.

***************

МНОГОТОЧИЕ . . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…

******************

Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…

***************

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

***************

Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

Междометие:
Мне, – сказало Междометие, –
Интересно жить на свете!
Выражаю поощрение,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищение,
Возмущение, привет…

***************

ТОЧКА
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка –
Вывод прост:
Это значит –
Точка.

Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.

И хотя она тверда
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,

Если только мысли нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.

***************

Вопросительный знак
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.

***************

Восклицательный знак
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!

Не зря я от рождения –
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.

Стихи-запоминалки для школьников — падежи

Стихи-запоминалки для школьников - падежи
Стихи-запоминалки для школьников — падежи

Стихи-запоминалки для школьников — падежи:

Что такое склонение?
Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.
Иван родил девчонку,
Велел тащить пеленку.

Иван — Именительный
Родил — Родительный
Девчонку — Дательный
Велел — Винительный
Тащить — Творительный
Пеленку — Предложный

***************

Весенние падежи
Все пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зеленой утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

***************

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
— Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познает!
— ТОГО, — сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, —
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
— ТОМУ, — ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, —
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
— ТОГО, — сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, —
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
— С ТЕМ, — заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, —
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
— О ТОМ, — сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, —
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

***************

Именительный
Он — начинающий падеж,
Вопросы — КТО? и ЧТО?
В нем — мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный
Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков — ни одного…
Все мама виновата!

Дательный
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный
Ой! В игрушках — кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный
Я думаю О КОМ? О ЧЕМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твердо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья — это СИЛА!

Стихи-запоминалки по орфографии

Стихи-запоминалки по орфографии
Стихи-запоминалки по орфографии

Стихи-запоминалки по орфографии:

Приставки на з- и на с-…

Приставки на з- и на с-
Питают большой интерес
К согласной иль гласной,
Стоящей за ней.
И ты посмотри на слова поскорей:
Перед звонкой и согласной – всегда буква З,
А С — пред глухою согласной:
Чрезмерно, раздвинуть, расклеить – уже,
По–моему, все теперь ясно.

***************

Я часть речи не простая…

Я часть речи не простая,
И меня не каждый знает.
У меня есть друг глагол,
И к нему я прикреплен,
Но при этом непременно
Запятыми окружен.
Сколько действий можно сразу
Просто взять и спрессовать!
Только нужно много знать.
«Прыгая, играем, пляшем;
Лежа, пишем и едим;
Напевая, что-то красим
И на корточках сидим».
Не глагол, а что-то вроде
Действую отчасти я,
Эксклюзив в каком-то роде.
Я — деепричастие.

***************

Союз — служебная часть речи…

Союз — служебная часть речи,
Но с ним так часты наши встречи!
Ведь между слов царит СОЮЗ
И среди фраз есть крепость уз!
Мы ЛИБО что-то выбираем,
А, может, вместе собираем,
ОДНАКО ЖЕ, нам от СОЮЗА
НЕ ТОЛЬКО лишь одна обуза!
ЗАТО — СОЮЗ наш не гоним,
И сразу станет легче с ним:
ТО слов прочнее станет связь
ИЛЬ покрасивей фразы вязь!
СОЮЗЫ: ДА, А, НО, ИЛИ, ЗАТО,
И, ЛИБО, ЛИ, НЕ ТО, НЕ ТО,
ОДНАКО ЖЕ, КАК, НЕСМОТРЯ,
КАК-БУДТО, ТОЧНО — здесь не зря —
ПОТОМУ ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ,
(А это надо помнить всем!)
И ЛИШЬ, КОГДА, ПОКА, ЕДВА —
С ТЕМ ЧТОБ… — СОЮЗОВ роль жива!

***************

У приставок пре- и при-

У приставок пре- и при-
Много хитростей внутри,
Чтоб их правильно писать,
Надо вот что будет знать:
Пре- всегда в значении ОЧЕНЬ,
Иль близка к приставке пере- :
Преткновение, прехороший.
Только где мне взять терпенья?
При- — в значении приближенья
Или присоединенья,
Действия неполнота –
Эта грамота проста.
Я присел, придвинул книжку
И увлекся чтеньем слишком!

***************

Часть речи — УДИВИТЕЛЬНОЕ…

Часть речи — УДИВИТЕЛЬНОЕ,
С количеством — ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ!
Меняется по ЧИСЛАМ, РОДАМ и ПАДЕЖАМ,
Но надо научиться и с ним справляться нам!
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
И ты с ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ будь дружен!
Непременно надо знать —
Сколько будет ПЯТЬЮ ПЯТЬ!
Что не все ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Нам дарят СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
ТРИ — несётся быстрой ТРОЙКОЙ,
ДВА за нею ДВОЙКОЙ «бойкой»,
И давно известно всем,
Что СЕМЕРКОЙ станет СЕМЬ!
ДЕСЯТЬ — это же ДЕСЯТКА!
Но не все так в счете гладко!
Если это МИЛЛИОН —
СУЩЕСТВИНЕЛЬНОЕ он!

Мы часто удивляемся,
Но все ж считать стараемся —
Все эти превращения —
Оставят впечатления!

***************

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.

***************

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.

***************

ДОПОЛНЕНИЕ
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.

***************

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

***************

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?

***************

ОБРАЩЕНИЕ
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

***************

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Когда предложения разбор предстоит,
Определите сначала его вид,
Главные члены и второстепенные
И под конец – если есть – обращение.

***************

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Одно предложенье простое с другим
Жить предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять,
Но важно их все запятой отделять.

***************

СЛОГ. УДАРЕНИЕ
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударным мы зовем,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесем
Сильнее всех и громче.

***************

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.

***************

Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем, прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед Е.
Заметил, летит воронье
И ловко взлетел перед Ё.
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед И
Оттуда залез к муравью
Усевшись, как раз перед Ю,
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед Я
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте друзья
Меня вы найдете в словах перед Я».

***************

Множественное число

В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.

 

Стихи-запоминалки по русскому языку — части речи

Стихи-запоминалки по русскому языку - части речи
Стихи-запоминалки по русскому языку — части речи

Стихи-запоминалки по русскому языку — части речи:

Части речи мне перечат,
Все мешают их учить
И себе противоречат,
Чтоб запутать, с толку сбить.

Я учу, учу все части,
В голове одна бурда,
Надоели мне напасти,
Их так много, вот беда.

*************
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ — это
КТО и ЧТО? Вопрос простой.
Состоит все из предмета.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ой!

На вопросы отвечает:
И КАКАЯ? И КАКОЙ?
И КАКОЕ? Означает
Признак от предмета. Стой!

Двор зеленый, дверь косая,
Дворник вредный, день хорош!
Хоть дорога скоростная
Существительное и прилагательное теперь найдешь.

*************
Вот касаемся ГЛАГОЛА,
Он немного в стороне,
Из особого помола:
Действие предмета. Мне…

Здесь он видится вопросом,
Сделанным весь из «труда»,
С любопытным длинным носом,
Лезет всюду без вреда:

«ЧТО мне ДЕЛАТЬ? ЧТО мне СДЕЛАТЬ?»
Он талдычит до сих пор.
Я уже аж покраснела,
Как заправский помидор.

Мне теперь легко и ясно,
Части речи отыскать.
Знать учила не напрасно,
Разберем пример опять:

Едет серая машина,
В ней водитель заводной.
Светофора светит мина…
Красная: «Водитель, стой!»

*************
Есть еще МЕСТОИМЕНИЯ:
Я и ТЫ, ОН и ОНА,
МЫ и ВЫ, ОНИ — сомнения
Растворяются сполна.

Всем указывают строго
На предметы, свойства штрих,
Но назвать не могут слога,
Даже слога имен их!

*************

Вон ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ тоже,
Частью речи назовем.
На число оно похоже,
И количество поймем

Всех предметов в обороте,
В цифрах сложных и простых,
И порядок их при счете.
СКОЛЬКО? И КАКОЙ? — про них

Те вопросы. Заковырка
Помогает все понять,
Три дыры иль третья дырка,
Ведь не сложно различать?

*************

Вот НАРЕЧИЕ обсудим,
Не все просто у него.
В дебри лезть сейчас не будем,
А запомним лишь всего:

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ покажет —
Знать к глаголу тяготит.
ПРИЗНАК ПРИЗНАКА коль ляжет —
С прилагательным стоит.

У НАРЕЧИЯ нет рода,
Нет числа и падежа.
Нет склонений (мимоходом),
И спряжений ни гроша.

Говорим сейчас о главном,
Не меняется оно!
И запомним то исправно!
Знаний в голове полно.

На вопросы отвечает
КАК? КУДА? КОГДА? И ГДЕ?
ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Стенает
В КАКОЙ СТЕПЕНИ? К среде

Все запомним без ошибок,
Или может к четвергу.
Ум пластичен, очень гибок.
Захочу и все смогу.

*************
Есть частицы и предлоги,
И еще союзы есть.
Подведу свои итоги:
Был настрой, но сгинул весь.

Существительное
— Что это?
— Буква, окно, этажи…
— Кто это?
— Вера, Никита и Света…
— Где существительные, подскажи?
— Это — животные, люди, предметы!

*************

Глагол
Узнал, запомнил, уколол,
Пришла, нарисовала, спела,
Что делает сейчас глагол?
Что сделал и что будет делать?

*************
Прилагательное
Какая, какое, какой и какие?
Скажите, пожалуйста, кто вы такие?
Мы — разные, нужные, обязательные,
прекрасные, дружные прилагательные!

*************

Местоимение
Местоимение — это «оно»,
В доме окно стало тоже «оно»,
В небе луна превратилась в «она»,
А телефон — это друг, это «он».

*************

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

*************

Междометия

Очень трудно жить на свете,
Не усвоив междометья.

Коль заблудишься в лесу –
Закричишь: Ау-ау!

Обуял внезапно страх –
Вырвалось невольно: – Ах!

Удаляли зуб больной –
Застонал от боли: – Ой!

Если друг подвел при всех –
Ты ему с упреком: –Эх!

Матч на первенство двора –
Побеждаем мы: – Ура!

Чипсы съел – до одного –
Удивляясь сам: – Ого!

Анекдоты не новы –
С огорчением: – Увы.

Мчался быстро, во весь дух
И устал, конечно: – Ух!

Так что? Легче жить на свете,
Если знаешь междометья?

На вопрос такой всегда
Мы теперь ответим: Да!

Может быть другим ответ?
Скажем мы: – Конечно, нет!

Видео: Запоминаем без зубрежки — готовые запоминалки для каждого

Читайте на нашем сайте:



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *