Картина Ильи Репина «Не ждали»: история создания, где находится оригинал, описание и анализ картины

Картина Ильи Репина «Не ждали»: история создания, где находится оригинал, описание и анализ картины

Если вы ищите описание картины Репина «Не ждали», то читайте статью. В ней есть история создания и другие интересные факты, связанные с сюжетом.

У Репина много разных картин. У всех них разные сюжеты — жизненные композиции, ситуации, описание исторически важных моментов и др. Это великий художник, творениями которого восхищаются миллионы людей. Но многие даже не задумаются об истинном смысле того или иного художественного описания.

Прочитайте на нашем сайте статью про самые дорогие картины мира. Вы найдете в ней список и другую интересную информацию.

В этой статье вы узнаете про историю создания картины Репина «Не ждали». У нее интересный сюжет. Вглядитесь в глаза ее героев. Какие у них мысли в голове, о чем хотел сказать художник? Ответы на этот и другие вопросы ищите в данной статье. Читайте далее.

Какая история создания картины Ильи Репина «Не ждали»?

Картина ильи репина «не ждали»
Картина Ильи Репина «Не ждали»

Предпосылок к созданию картины «Не ждали» существовало множество. Одной из них является тот факт, что революционное движение в царской России набирало обороты. Соответственно, любой хоть как-то образованный и здравомыслящий человек, не мог оставаться в стороне от политических событий.

Именно поэтому многих талантливых людей отправляли в ссылку. Илья Репин также не мог обойти стороной эту тему. Данное полотно подразумевалось как отображение жизненной ситуации: семья видит, как в комнату входит мужчина (их отец, муж, брат), который пострадал от репрессий властей.

Впрочем, поначалу у картины было 2 версии:

  1. Вначале Репин изобразил девушку. По возвращению из ссылки ее встречают две младшие сестры и юноша. Первоначальный вариант картины датирован 1883-м годом и до сих пор находится в Третьяковской галерее.
  2. Впоследствии художник понял, что данное полотно не отображает реальное положение вещей. Поэтому он меняет главную героиню на более зрелого мужчину и остается доволен. В понимании художника в этом варианте больше драматизма и искренности.

По прошествии столетий именно вторую картину «Не ждали» начали считать основной. Репин и вправду больше поработал над ней и лучше прочувствовал атмосферу. Именно поэтому она считается шедевром.

Но были и нюансы:

  • В 1887-м году Репин решает переписать голову главного героя. Происходит это уже после двух лет ее нахождения в «Третьяковке».
  • Художник тайно приходит в зал и делает свою работу в отсутствие самого мецената Павла Третьякова.
  • Когда последний заметил изменения, он буквально «рвал и метал», потому, что счел коррективы автора некачественными.

Впоследствии обе стороны обрели компромисс. Поначалу лицо арестанта стало моложе, но преисполнилось безволием. Репин вновь решил его переделать. И только после тщетных попыток, наконец, родился вариант, который устроил всех: заключенный больше не выглядел как бандит. Художнику удалось придать ему добрые черты лица — представителя славной русской интеллигенции. Это устроило абсолютно всех. В таком варианте картина и дошла до наших дней.

Где находится оригинал — картина Репина «Не ждали»?

Когда мы видим ту или иную картину, всегда интересно, где ее можно посмотреть. Где находится оригинал?

  • Эта картина под названием «Не ждали», находится в государственной Третьяковской галерее в Москве.

Возможно, вы там уже были и проходили мимо нее. Но часто люди не вглядываются в сюжет, а зря. В этом творении много смысла, который можно разглядывать бесконечно, простаивая возле картины часами.

Описание и анализ картины Ильи Репина «Не ждали»

Сюжет картины прост. Политический заключенный досрочно освобождается и приезжает домой. Он не успевает предупредить домашних, поэтому его появление в комнате становится настоящим шоком. Вот подробное описание и анализ картины Ильи Репина «Не ждали»:

Полотно было написано в 1884-1888 гг. Как правило, в начале 1880-х происходила амнистия для «народников», отправленных под стражу в 1870-е. На вид мужчине около 40 лет. Анализируя его черты лица, можно сказать, что он не похож на преступника. Скорее всего, это некий «вольнодумец», как многие реформаторы, писатели и поэты того времени.

Не напрасно критики называют данного арестанта «сочувствующим». Это может быть член некоего запрещенного кружка или совета, который присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал. Поговаривают, что друг художника, Всеволод Гаршин и стал прообразом для героя картины. Правда, спустя год после написания полотна, Гаршин свел счеты с жизнью. Произошло это в 1888-м. Причиной называют депрессивное состояние.

Вполне очевидно, что герой отбывал наказание вдали от дома, в исправительных ротах. Одежда на нем крестьянская. В то время ссыльным никто не передавал передачек с новой одеждой, поэтому весь свой срок они отбывали в том, в чем их вывели из дома. Что же касается освобождения, арестантам выдавали тряпье, купленное на пожертвования, которым можно «прикрыть срамоту». Тем не менее, армяк на герое картины пусть немного великоват и изношен, но еще в более или менее в нормальном состоянии.

  • Увидев, что дверь открывается и показывается мужчина, из-за стола встает немного сгорбленная, щуплая старуха. Это мать ссыльного. Ее Репин писал с Евгении Шевцовой — своей тещи. По словам искусствоведов, первое, что видит арестант, войдя в залу собственного дома – это материнские глаза. Но зритель может даже не заметить этого. У матери сутулая спина, немного кривые от домашней работы, руки. Она единственная встала со своего места, потому, что уже не надеялась при жизни увидеть арестованного сына. Одна ее рука прижата к груди – что говорит как о былых переживаниях, так и об остроте текущего момента.
Жена героя в картине репина «не ждали»
Жена героя в картине Репина «Не ждали»
  • Далее на первый план выходит жена героя. Здесь художник «смешал» 2 разных образа: своей супруги Веры и Варвары, племянницы критика Стасова. Заметно, что все родственники в трауре – либо в семье в течение года кто-то умер, либо же им по ошибке сообщили, что их сына и отца уже нет в живых. Это объясняет и удивление на их лицах.
  • Еще одна героиня картины – горничная. Вид у нее немного недовольный. Женщина с досадой впускает в комнату бедно одетого визитера, очевидно, так и не признав в нем хозяина дома. Виною всему бедный армяк и немного истощенный вид. Правда, ее могли нанять и до ареста. Поэтому, вполне возможно, что мужчину она никогда не видела.
Сын рад возвращению героя в картине «не ждали»
Сын рад возвращению героя в картине «Не ждали»
  • Сын героя – гимназист. Мальчик с первых секунд узнал в вошедшем папу и очень обрадовался. Написан персонаж с Сережи Костычева. Это был отпрыск людей, которые жили по соседству. Кстати, этот «репинский» сосед по даче впоследствии стал академиком РАН. Скорее всего, сын втайне расценивал отца как образец для подражания. Именно поэтому все его естество источает искреннее счастье, когда он замечает, что папа жив и здоров, что он вернулся в дом.
  • А вот дочь героя испугана. Наверное, когда папу отправляли в ссылку, она была еще слишком мала. А следовательно, не помнит его. Что же касается неизвестного и подозрительного, нищенски одетого человека, он внушает ей опасения. Девочка втягивает голову в плечи, и старается опуститься под стол. Писал ее Репин со своей старшей дочери Веры.

Невозможно сказать, что ссыльный – человек с обеспеченным прошлым. Обстановка в его доме уютная, но по-дачному лаконичная. Интерьер Репин писал с той обстановки, которая царила в его доме в Мартышкино. Последний семья использовала как дачу. Летом они жили там, а на холодное время суток возвращались обратно, в Петербург.

В картине изображено, что на стене висят портреты шевченко и некрасова
В картине изображено, что на стене висят портреты Шевченко и Некрасова
  • На стене висят портреты – Николая Некрасова и Тараса Шевченко. Также можно заметить фото Александра II, убитого Гриневицким. Это своеобразный символ, указывающий на политическую подоплеку ссылки. Убийство царя в понимании художника – верх своеволия, своеобразный рубеж. Если посмотреть глубже, Репин показывает, что даже устранив монарха, невозможно добиться прогрессивных перемен.

Тона на картине приятные, светлые. Лицо мужчины осунувшееся, глаза глубоко запали. Последнее часто наблюдается ввиду недостатка сна, переутомления и голода. Тем не менее, живые очи бывшего ссыльного символизируют немой вопрос. Он словно говорит: «Что происходит? Вы что, не рады меня видеть? Это же я!». Между ним и домашними чувствуется пропасть.

Сложно понять, рада ли семья возвращению арестанта:

  • Скорее всего, они просто не ожидали, что этот человек вообще существует среди живых.
  • В глазах жены читается изумление, дочка боится, а сын рад.
  • Что же касается матери, она даже встала со своего места. Но старуха находится в оцепенении. Такое впечатление, что она тоже не верит, что перед нею родной сын. В противном случае, давно бы подбежала и обняла его.
  • Кажется, что искренне рады видеть его только пожилая мать и сынок. Что же касается дочери и супруги – такое впечатление, что они не испытывают эйфории от того, что муж и отец вернулся домой после череды мытарств. Впрочем, у еще достаточно молодой жены весьма болезненный вид. Уже очень слабая женщина, очевидно, сочла, что перед нею не муж, а галлюцинация. Именно этим можно объяснить то состояние удивления и ужаса, что застыло на ее лице.

После просмотра картины остаются двойственные ощущения:

  • Такое впечатление, что жена не рада возвращению героя.
  • Быть может, она уже второй раз вышла замуж, либо же у нее есть постоянный новый поклонник, с которым она собирается обвенчаться. Именно поэтому изумление в ее глазах чередуется с ужасом.
  • Вполне возможно, что все это время она настраивала дочку против ссыльного отца – и именно поэтому маленькая девочка смотрит на арестанта с такой злобой.

Отдельного внимания заслуживает лицо главного героя. Даже сам Репин долгое время не мог успокоиться. Были периоды, когда ему казалось, что мужчина на картине должен иметь волевое и героическое лицо.

Однако после приходили мысли, что ссыльный должен иметь немного жалкий, страдальческий вид. В результате, получилось изможденное и интеллигентное лицо порядочного человека, примерного семьянина, который просто желает лучшего для своей страны и близких, поэтому был вынужден заниматься «неугодной» деятельностью. Это не столько реформатор и революционер, сколько личность, которая не может оставаться в стороне от судьбы народа и страдает от политической несправедливости и несовершенств существующей системы.

Глядя в одни только глаза героя, можно прийти к выводу, что он сроду не держал в руках боевого оружия. Это не персонаж из народа «со штыком», не солдат. Это некий «инакомыслящий», коих в то время было множество – редактор, журналист, писатель, художник, поэт. Одним словом, человек эрудированный и способный, который боролся с системой не в рукопашную а, скорее, силой слова.

Шевченко и Некрасов на картинах – это также символы вольнодумия. Каждый из этих людей желал счастья для родной страны и всячески препятствовал несправедливым действиям извне. К слову, Тарас Шевченко также в свое время был принудительно отправлен на исправительные работы, где продолжал творить и верить в лучшую долю для народа и государства.

Автор картины словно встраивает одно художественное произведение в другое. Он дает множество отсылок, указывающих на то, как действительно развивались события в его творении. То, что мать изображена спиной, позволяет задуматься об эмоциях на ее лице. Некоторые считают, что картина «Не ждали» и «Возвращение блудного сына» имеют некую схожесть.

При анализе картины возникает некий логичный вопрос. Почему именно они не ждали? Ведь дата освобождения любого арестанта известна и начальнику тюрьмы, и ему, а следовательно, должна быть известна и родственникам. Отчего же арестант не уведомил о своем прибытии? Это остается загадкой. Ему не дали отослать письмо или написать его? Он не хотел тревожить старую больную мать или хотел проверить, верна ли ему жена?

Множество домыслов без очевидного ответа. Кстати, картина чем-то схожа с театральной сценой. Ведь все доработки (в частности, и касающиеся лица героя), были сделаны непосредственно на холсте висящей картины. Однако именно этот факт делает произведение более искренним и живым.

Художник хотел показать момент неожиданности, а также те эмоции и чувства, который переживают люди (в данном случае, семья революционера), когда глава их семьи неожиданно возвращается домой после длительной ссылки. Скорее всего, все ждали главного героя. Но минуло слишком много времени, потому его стали считать погибшим или пропавшим без вести. Увидеть его дома для семьи сейчас так же ужасно – как узреть призрака на старом чердаке. С одной стороны, все рады, что человек вернулся домой в добром здравии, с другой – глядят на него с удивлением и опаской. С другой стороны, в этом нет ничего странного.

Время часто отгораживает некие события, отстраняет их. Также происходит и с людьми. Некогда значимые уходят на второй план. А некогда любимые, если долго нет рядом, порой могут вызывать лишь равнодушие. Так же, как устаревают одежда и мебель, так же «изнашиваются» и отношения с людьми. Главы семейства столько времени не было дома, что семья научилась жить без него. Но после он возвращается, и это своеобразный стресс: люди вынуждены менять свои привычки, вспоминать неприятное прошлое, ворошить события давно минувших дней.

Как итог, вынужденное приспособление к новой жизни и новым правилам. Даже при длительном просмотре картины имеется недосказанность. Да и сам герой, судя по вопросу в его глазах, начинает осознавать, правильным ли решением вообще было возвратиться? Быть может, стоило и дальше делать вид, что его нет в живых и начать новую жизнь где-нибудь в иной губернии? Художник дает очень богатую ниву для рассуждений. Отчего-то не верится, что его ждали искренне. И если ждали, то далеко не все члены семьи.

Видео: «Не ждали». Что на самом деле изображено на картине?

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *