В данной статье приведен анализ картины «Конец зимы. Полдень».
Пейзажи России отображены на полотнах многих известных художников. Их умение воспевать красоту русской земли вносит ценный вклад в историю искусства. К числу выдающихся пейзажистов относится Константин Федорович Юон. Весь творческий путь художника сопровождается народным стилем и типичными красками.
Подчеркивая неповторимость русского быта художник переносит на свои полотна всю правду жизни. Картины Юона отличаются свежестью восприятия окружающего мира. Его работы хочется дополнить поэтическими строками или музыкальной композицией.
Аргументы для сочинения по картине Юона «Конец зимы. Полдень»
Одной из любимых тем художника стали зимние пейзажи. Снежные покровы родной земли вызывали в нем самые трепетные переживания. В 1929 году художником написана картина под названием «Конец зимы. Полдень». За основу изображения взят зимний пейзаж Европейской части России.
- Это произведение наполнено светом и оптимистичным настроением. Картина подчеркивает приподнятый дух людей, возникающий с первыми весенними лучами солнца. Мир как будто просыпается от зимней спячки и получает новый заряд энергии.
- Комбинация природы с человеческим бытом относит картину к импрессионистическому жанру. Выразительность элементов первого плана, асимметричное расположение деревянной избы, фрагменты отдельных эпизодов создают у зрителя ощущение случайно увиденной сцены. Добавляя персонажей на полотно, Юон не акцентирует внимание на их лицах. Его основная задача придать движение и жизнь картине.
- Константин Федорович неоднократно изображал зимние пейзажи, но ни на одном из них мы не увидим кристально белого снега. Художник предпочитал использовать разнообразные цветовые оттенки, а белизну снега подчеркивал при помощи света. Вся природа картины «Конец зимы. Полдень» наполнена голубоватым оттенком, который особенно выразителен в зоне лесных насаждений. Зимний снег сочетает бело-голубые и желтоватые краски. Солнечные лучи скрашивают серые оттенки.
- Если в самом начале зимы художники изображают пушистые шапки снега, то здесь мы видим просевший и рыхлый снежный слой. Таким образом автор подчеркивает, что зима уступает свои позиции весеннему теплу. Несмотря на некоторую серость, снег приковывает к себе наши взгляды и выступает центральным образом пейзажа.
- Зимний лес на заднем фоне уже сбросил с себя половину белоснежных нарядов. Художник не изображает солнце, подчеркиваю высоту его сияния. На ярко-голубом прозрачном небе не видно ни одного облачка. Высота горизонта придает картине больше света и воздуха.
Во всех элементах картины наблюдается логическое мышление художника. Ключевые элементы размещены таким образом, чтобы сохранить целостность пейзажа. Многообразие деталей подчеркивает наблюдательность и вкус художника. Картина пользуется успехом благодаря вдумчивой кропотливой работе автора.
На фоне зимнего пейзажа изображены несколько ребят с лыжами. Судя по полуденному времени, они только отправляются на прогулку в лес. Для детей снег открывает множество возможностей для времяпровождения, поэтому детвора не хочет прощаться с зимой. Пока не пришла весна, нужно успеть насладиться снежным выходным днем. Активность лыжников добавляет жизни в картину Юона. Дает нам прочувствовать мироощущение этого дня.
Прекрасной погоде радуются не только дети, но и домашние птицы. Рыхлый снег позволяет им вдоволь попастись. Они с особой важностью осваивают территорию после зимнего заточения. Их яркий окрас и суетливость передают характер крестьянских будней. Изображение петуха на этой картине неслучайно. Эта птица является вестником о разделении суток на дневное и ночное время. В данном произведении петух знаменует начало переходного периода от зимы к весне.
- Типичность русского пейзажа подчеркивают бескрайние просторы и маленькая речка, характерная для небольшого поселения. Величавый сосновый бор, расположенный за холмами, придает изображению объемность и глубину.
- На переднем плане изображены главные красавицы русской природы — нежные березки и высокие статные елки. Сочная зелень иголок добавляет картине теплоты. Деревья уже освободились от снежных шапок и протягивают ветви к солнечному свету. Глубокие тени на снегу подчеркивают ясность зимнего дня. Все изображенные элементы природы представлены в гармоничном сочетании.
- В левой части картины художник изобразил деревянную избу. Сползающие шапки снега говорят нам о теплом зимнем дне. Теплые коричневые краски дома придают ему уют. Аккуратно сложенные дрова ассоциируется с теплом русской печи. Накатавшихся лыжников здесь ждет теплая душевная атмосфера.
- Крайнее размещение домика позволяет сконцентрироваться на зимнем пейзаже. Деревянное ограждение как будто разделяет картину на две зоны – в одной из которых кипит жизнедеятельность человека, а в другой царит безмолвная тишина зимнего леса. Изображение одинокого домика в дали характеризует местность как окраину поселения. Изображение людей и животных характеризуют обжитость этой земли.
Несмотря на то, что природа укрыта снежным одеялом, все вокруг говорит о конце суровой снежной зимы. В морозную погоду лучи солнца придают особый блеск снегу, а на картине Юона мы видим, как снежный слой проседает и приобретает тусклость. Следы, оставленные человеком, наполнены талой водой и кое-где проблескивают первые островки земли. Еще немного и зазвенят весенние ручьи.
В названии картины художник акцентирует внимание на середине дня. Такое время суток придает пейзажу особое настроение. Славяне придавали особое значение таким моментам, как полдень и полночь. Было принято считать, что это разделение жизни на прошлое и будущее.
Таким образом автор пытался подчеркнуть переходный момент из одного состояния природы в другое. Солнечные лучи наполняют весь пейзаж особой энергетикой. От обычного деревенского домика веет теплом и комфортом. Фигуры людей представляются с жизнерадостными лицами. Можно легко представить звуки, царящие в атмосфере этого пейзажа.
По картине Юона «Конец зимы. Полдень» мы наблюдаем взаимосвязь природы и человека. Погодные условия корректируют наши планы и управляют нашим настроением. Снежная морозная зима замедляет наш ритм жизни. Наступление весны открывает перед нами новые возможности. Произведение в полной мере отражает смену времен года. Жизнерадостный пейзаж символизирует продолжение жизни.
Наблюдая за картиной, непроизвольно переносишься в ее атмосферу и полной грудью вдыхаешь зимне-весенний воздух. От обилия солнечного света хочется зажмуриться. Сугробы словно тают на наших глазах. Погода располагает к прогулке и активному времяпровождению. Мастерство художника открывает перед нами новый сказочный мир. Навевает внутреннее пробуждение и оживление от любования красотами природы. Любование картиной вызывает непреодолимое желание искать подтверждение наступления весны.
Современниками Юона было отмечено, что в этой работе присутствует карнавальное настроение. Искусствовед Д. Аргин подчеркивал предрасположенность пейзажиста: «Юон верен большой традиции пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы ясные и чистые звуки». В красоте и праздничности картины отражается личностное отношение художника к красотам России. Юон сравнивал свои картины с песнями о жизни.
Благодаря удачной и счастливой жизни художника, мы имеет возможность наблюдать результат его плодотворной деятельности. Его работы привлекают любовью к природе. Несмотря на использование холодных оттенков, от картины веет оптимистическим настроением и сочными красками. За такое восторженное изображение родной природы, Юона называли поэтом русского народа.
Пейзажист подарил нам многообразие оттенков зимней природы. Его искусство можно охарактеризовать как яркое и солнечное. Картина Юона «Конец зимы. Полдень» вызывает массу положительных впечатлений, изумляет своим световым решением, вдохновляет на светлые размышления. После просмотра этого пейзажа возникает желание ознакомиться с другими многочисленными работами художника.