Ребенок левша: нужно ли его переучивать? Левша, правша или амбидекстр: в чем разница?

Ребенок левша: нужно ли его переучивать? Левша, правша или амбидекстр: в чем разница?

Из этой статьи вы узнаете — переучивать ли ребенка левшу, стоит ли это делать. Ведь можно навредить.

День левшей в мире отмечается 13 августа. Безусловно, тема о детях-левшах всегда ставилась под сомнение консерваторскими взглядами. Одни полагают: «У таких детей талант!», другие же считают, что левшу нужно все-таки переучить на правую руку.

Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Что делать, если ребенок постоянно врет, начинает врать в школе, дома». Вы найдете 16 советов психологов.

Давайте разберемся, нужно ли родителям вмешиваться в процесс, и переучивать ребенка в раннем возрасте. Или лучше оставить такую особенность чада в покое и позволить ребенку писать комфортной рукой. Прислушаемся к советам ведущих психологов России. Читайте далее.

В каком возрасте определяется ведущая рука?

В возрасте 4-5 лет определяется ведущая рука
В возрасте 4-5 лет определяется ведущая рука

Наука доказала: уже с 4-5 лет можно определить, какой рукой предпочитает рисовать и писать ребенок, так как только с этого периода начинает формироваться определенное предпочтение у маленького человека.

Наблюдая за тем, как дети одеваются, шнуруют узлы, что-то складывают, можно четко проследить, какая рука находится в активной фазе, то есть является ведущей, а какая имеет только вспомогательную функцию.

Как определить ребенок левша или правша?

Существуют три способа, которую помогут точно определить ведущую руку малыша:

  • Дайте задание ребенку выполнять некоторые действия одновременно двумя руками. Например, рисовать фигуры или животных. Как правило, для правшей рисунок, выполненный правой рукой, выйдет, конечно же, более точным и аккуратным, чем другой, и наоборот.
  • На выбор руки, которой будет удобно писать и не только, влияет также факт дрожания руки, так называемый тремор. У кого он менее выражен при работе левой рукой – наверняка, и будет в будущем левшой.
  • Попросите повторить «складывание рук на уровне груди». У левшей левая кисть будет лежать сверху на правом предплечье, и наоборот.
  • Еще одним эффективным методом является переплетение пальцев рук. Но учтите: выполнять упражнение нужно без подготовки в быстром темпе. Большой палец ведущей руки ложится сверху. У правшей – правой руки, у левшей – левой.

Безусловно, лучшими способами для определения правшей или левшей, есть каждодневные рутинные ситуации, которые не будут казаться такими сложными для ребенка. Попросите его помочь вам: к примеру, полить цветы, передать предмет, отнести вещи, и тому подобное. При этом обращайте внимание на действия рук. Человек прежде всего выбирает то, что не доставляет ему хлопот, и выполняет ведущей рукой действия легко и точно.

Как ни странно, бывает даже такое, что письмо лучше дается одной рукой, а бытовые задачи более успешно выполняются другой. Все должно персонально подбираться и учитывается при выборе руки для будущей письменной работы.

Левша, правша или амбидекстр: в чем разница?

Ребенок амбидекстр
Ребенок амбидекстр

Традиционно детей, пользующихся только правой рукой для письма, называют «выраженными правшами», то же самое — о левшах. Также существует понятия «невыраженного правши», когда те самые действия на базовом уровне ребенок может выполнить и левой рукой.

Но не стоит забывать о существовании детей, умеющих хорошо выполнять задания, используя свои обе руки. Таких людей называют амбидекстрами. Часто на практике используется совет: «Какой рукой чаще пользуется, та и есть его ведущая», что не является правдой, ведь есть разница между тем, какой рукой пользуется ребенок для бытовых вещей и письма.

Специалисты в данной области выделяют следующие понятия:

  • «Графическое функциональное превосходство». Речь идет именно о письменной роли руки.
  • Также есть «бытовое функциональное превосходство». Имеются в виду движения и действия базового уровня исполнения.
  • Левши, которые имеют признак «графического превосходства», часто оказываются и «бытовыми левшами» так же. Подобная ситуация наблюдается и у правшей.

Правила имеют исключения, поэтому в пример можно привести детей-амбидекстров, способных успешно использовать обе руки для выполнений поставленных задач. Часто их способности и умения одинаковы, что в бытовых, что в графических возможностях.

Стоит и нужно ли переучивать ребенка (мальчика, девочку) левшу писать правой рукой?

Не нужно переучивать ребенка левшу писать правой
Не нужно переучивать ребенка левшу писать правой

Переучивать левшу, чтобы тот перешел на использование правой руки в письме, — не стоит. Родителям этого делать не рекомендуется, так как могут быть серьезные последствия.

Но все же бывают разные ситуации: например, в детстве (до 5-6 лет) мальчика или девочку уже переучили писать правой рукой, но вот в школе он еще не был, то есть еще не развил собственные навыки правши. Проблемы здесь нет, дело только во времени и старании родителей и самого малыша.

В остальном, старшим лучше всего принять свое чадо с тем образом и методом письма и жизни в бытовых условиях, которые являются самыми удобными и простыми для него.

Чем опасно переучивание левши в правшу?

К сожалению, если даже родители желают для своего чада только все самое лучшее, они, не замечая того, только ухудшают настоящую ситуацию. Чем опасно переучивание левши в правшу?

  • На развитии этот процесс может сказаться отрицательно, ведь возможны нарушения здоровья и отсталость в соответствующем развитии детей определенного возраста.
  • Если ребенок будет чувствовать давление со стороны насчет своей ведущей руки, ни к чему хорошему это не приведет. Не исключены также проблемы со чтением.
  • Может появиться капризность и раздражительность. Эмоциональная сфера наполняется негативом. Нередко родители слышат жалобы детей на боли в «новой» для письма руке, а также на слабость и усталость.

Совет: Если заметите подобные отрицательные для детского здоровья проявления, обязательно обратитесь к специалистам за консультацией и получением инструкций, как действовать дальше.

Что делать, если учительница невзлюбила ребенка левшу: советы психолога

Старая система обучения в основном старалась переучивать учеников-левшей, чтобы они полностью переходили на правую руку в письме и повседневных обязанностях. Стоит отметить, что в те времена это успешно получалось. И пусть время изменилось, но подобное отношение старшего поколения к отличающимся от других учащихся детям, к глубочайшему сожалению, осталось. Поэтому нередки случаи негативного опыта взаимодействия учеников и преподавателей в учебных заведениях не только нашей страны, но и в школах других стран бывшего СНГ.

Что делать, если учительница невзлюбила ребенка левшу? Вот советы психолога:

  • Если подобный конфликт и вправду возник, стоит прямо выразить свою позицию и защитить своего ребенка.
  • Важно найти общий язык без агрессии. Только так можно добиться консенсуса, ведь школьнику с этим коллективом еще учиться.
  • В основном, учителя не являются конфликтными личностями. И если педагог чем-то недоволен, то можно с ним поговорить и появится надежда на лучший исход ситуации и быстрое решение проблемы. Если же ни при каких объяснениях и разговорах, учитель не хочет принимать то, что ребенок пишет левой рукой, потому что ему так удобно, то тогда рекомендуется обращаться к руководству учебного заведения или другим специалистам (школьному психологу и др.), чтобы устранить проблему.

В современном мире ведущая рука человека никак не влияет на отношение к нему или его статус.

Использования левой руки в письме и леворукость – одно и то же?

Леворукий ребенок
Леворукий ребенок

Часто мы встречаем в жизни такие понятия, как «левша» и «леворукий». Наверняка, у каждого есть знакомый или родственник, который пишет или рисует левой рукой. Но бывает так, что таких людей ошибочно причисляют к «леворуким», а это совершенно другое понятие.

  • Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.
  • Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей).
  • Под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Простыми словами, «леворукий» — тот человек, у которого левая рука является активной в действии, то есть ведущей. А левшу в научных кругах считают тем человеком, у которого активность правого полушария головного мозга выше активности левого.

Поэтому левша – не всегда «леворукий», и наоборот. Если важные действия и активности ребенок выполняет именно левой рукой, тогда уместно считать его «леворуким». Левшой же он может быть только в тех случаях, когда ведущие не только рука, но и левый глаз, ухо и так далее. Такое явление, как правило, встречается в практике очень и очень редко.

Ребенок левша: не паникуйте

Мы прошли тот исторический этап жизни нашего общества, когда какая-то особенная черта здоровья, внешнего вида и тому подобного, только ухудшала статус личности. Теперь мы все равны, и пользуемся одинаковыми правами и возможностями, несмотря на цвет кожи, вероисповедание, политические взгляды и даже, казалось бы, такие мелочи, как ведущая рука или другая особенность тела.

Поэтому, если ваш ребенок левша, то не паникуйте. Лучше всего оставить в покое маленького человека, которого еще ждет нелегкий путь развития и опыта, он будет самостоятельно выбирать и анализировать. Не старайтесь его переучивать. Лучше старайтесь найти общий язык со своим чадом, помогайте ему в развитии, а не усугубляйте ситуацию. Если ему так комфортно – пусть будет левшой. Другим от этого вреда не будет, а если кто-то считает, что писать левой рукой неправильно, то пусть остается при своем мнении или просто отойдет в сторону. Удачи!

Видео: Ребенок-левша. Можно и нужно ли переучивать левшу в правшу? Воспитание детей. Мамина школа

Видео: Если ваш ребенок — левша. Советы родителям

Видео: Чем грозит переучивание левши?

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *