Почему ребенок не понимает математику: как научить ребенка понимать математику? Как понять, что ребенок математик или не математик?

Почему ребенок не понимает математику: как научить ребенка понимать математику? Как понять, что ребенок математик или не математик?

Ребенок с трудом понимает, что такое складывать, а что – вычитать, он путается в цифрах, знаках, а таблицы умножения вообще боится, не представляя себе, как это все можно понять и выучить. Такое, к сожалению, порой встречается.

И тогда обеспокоенные родители начинают думать над тем, в чем кроются причины такого непонимания, и самое главное – как помочь сыну или дочери освоить все эти математические премудрости.

Почему ребенок не понимает математику?

  • Первая группа проблем, связанных с непониманием математики, связана с тем, что у ребенка слабо развиты исполнительные функции, которые помогают намечать последовательность действий, подчиненных поставленной цели, а также способствуют оперативному изменению реакции в зависимости от ситуации, выделяя приоритетные стимулы.
  • Такие дети с трудом переключаются с задачи на задачу, к тому же, у них, как правило, плохая рабочая память. Плохо усваивая информацию и овладевая новыми навыками, дети с подобными проблемами, даже понимая математику в принципе, тяжело выполняют требуемые математические действия.
Важно разобраться в чем проблема
Важно разобраться в чем проблема

К наиболее распространенным проблемам относятся:

  1. Быстрое и неправильное выполнение домашней работы. За счет того, что ребенок действует не вдумчиво, а импульсивно, он невнимательно вчитывается в условие, не анализирует задание и не выстраивает в уме порядок действий, а сразу начинает решать. К тому же, ребенок может действовать методом «так же, как вчера», т.е. решать по аналогии с предыдущим заданием, не обращая внимание на то, что в условии совсем другие знаки.
  2. Сложности в применении новых знаний. Ребенок основывается на том, что уже усвоил, и ему сложно искать новые пути решения. Для этого нужно думать и анализировать, а не действовать, подчиняя импульсу. К примеру, он усвоил, что 8 больше, чем 4. Поэтому ему сложно понять принцип составления дробей, объясняющий, почему 1/8 меньше, чем 1/4.
  3. Автоматический ответ. Проблема также вытекает из того, что ребенок абсолютно не задумывается над условием задания и отвечает так же, не задумываясь. Он видит в примере две тройки, а вот сложить их нужно или отнять – не вникает, поэтому отвечает автоматически то, что первым пришло в голову.
  4. «Ступор» в ходе решения. Из-за слабой рабочей памяти ребенок может, решая задачу, просто забыть выполнить какое-то из последовательных действий, что, безусловно, приведет к ошибке в конечном результате.
  5. Неспособность осознать ошибку. Имея проблемы с развитием исполнительных функций, такие дети не способны к анализу и поиску возможной ошибки. Они скорее удовлетворятся абсолютно бессмысленным ответом, чем допустят возможность, что могут ошибиться.

Подобные проблемы могут привести ребенка к состоянию, которое психологи называют математической тревожностью. Дискомфорт, еще большая неспособность думать над условием и ходом решения задачи связаны с ощущением определенного страха, который и вызывает в ребенке тревогу, которую специалисты определяют термином «математическая тревожность».

  • Одни психологи считают, что причины математической тревожности кроются в низких способностях ребенка, в частности, к математическим действиям. Но другая часть специалистов опровергает такую позицию, обосновывая ее конкретными примерами, когда ребенок с повышенной математической тревожностью абсолютно нормально и правильно решает задачи и примеры.
  • Другая версия причин математической тревожности касается психологического аспекта и может связана с тем, что в семье математику изначально считают чересчур сложной наукой, что ребенок и воспринимает как аксиому, заранее настраивая себя на трудности и, соответственно, боясь их.
  • Математическая тревожность является одной из причин плохой рабочей памяти, о которой упоминалось выше, поскольку отнимает часть ее ресурсов, которые могли бы быть направлены на поиск решения.

Как научить ребенка понимать математику?

Чем раньше начать заниматься с ребенком математической наукой, тем более занимательным должен быть объясняемый материал, для самых маленьких вполне возможно даже доносить его в игровой форме.

Займитесь игрой
Займитесь игрой

В целом же алгоритм действий, чтобы научить ребенка понимать математику может быть примерно таким:

  1. Начать лучше всего с того, что объяснить ребенку необходимость внимательного чтения условия перед тем, как приступать к решению. Возможно, ему поможет сосредоточить внимание, если он будет подчеркивать основные моменты или выделять их маркером.
  2. Убедившись, что ребенок правильно понял условие, попросите его подумать над тем, понимает ли он, как решать данную задачу. Все ли моменты ему понятны или в каких-то требуется помощь?
  3. Чтобы стимулировать способность анализировать материал, попросите своего школьника определить, насколько схоже задание с тем, что он выполнял раньше, и в чем состоят отличия. Если он затрудняется, посмотрите сами, воспользовавшись учебником или интернетом, чтобы вы могли подробно объяснить ему схожесть и главное – различия в заданиях.
  4. Наверняка подобную задачу дети решали в классе. Возможно, стоит найти пример решения, просмотрев классную работу в тетради? Найдя его, предложите ребенку вспомнить, как объяснял ход решения учитель. Это вполне может сработать, если у ребенка перед глазами будет последовательность уже решенных действий.
  5. Чтобы помочь понять, в каком именно месте задачи происходит «ступор», попробуйте записывать каждый момент рассуждений ребенка. Даже если вам не удастся понять, в чем кроется проблема – отдайте эти записи учителю, он наверняка разберется, в чем именно ошибается его ученик.
  6. Постепенно вы поймете, на какие моменты ребенку следует обращать внимание в первую очередь. Составьте вместе список таких «подводных камней», чтобы он все время напоминал ученику, что именно он должен внимательно проверить перед тем, как сдать работу учителю.

Как поддержать ребенка психологически, если он не понимает математику?

  • Психологическая поддержка не менее важна. Проблема заключается в том, что, переживая и боясь математики, ребенок не может вдумчиво и сосредоточенно осваивать предмет.
  • Выходит своеобразный замкнутый круг: ребенок не понимает задачу по математике – учитель поставил плохую отметку – переживания по этому поводу – и снова не понял. В итоге уже одна мысль о математике заставляет ребенка не только бояться предмета, но и не видеть мотивации к его изучению.
  • Начать следует с того, что попытаться понять, когда именно возникла математическая тревожность. Для этого нужно в понятной, возможно, даже игровой форме проверить базовые основы знаний. Причина непонимания может крыться в одной пропущенной и после не освоенной ребенком самостоятельно теме.
  • В таком случае необходимо любым способом помочь ученику освоить материал, спокойно и доброжелательно разъяснив все непонятные моменты. Если вы неплохо разбираетесь в математических премудростях, то сможете помочь ребенку и сами, особенно, если непонятный материал – из курса начальной школы. И, конечно, всегда можно обратиться к учителю или репетитору.
Возможно крохе нужен репетитор
Возможно крохе нужен репетитор

Очень важно понимать, как именно ребенок воспринимает информацию: на слух или визуально. А, возможно, у него лучше всего работает моторная память, он автоматически запоминает записанный собственноручно текст (часто такой эффект дает написание шпаргалок)? В соответствии с особенностями восприятия и нужно объяснять непонятные моменты.

  • Проследите, не звучат ли в вашей семье, в окружении (в том числе и школьном) фразы о том, что математика является чересчур сложной наукой. Если ребенок слышит такие установки, он подсознательно начнет испытывать чувство тревожности.
  • Попробуйте мотивировать его самолюбие, направив на то, чтобы справиться с вызовом, который бросила ученику наука. Потому что фраза «без математики невозможно поступить на приличную специальность» звучит не как стимул изучать ее, а как еще одна причина бояться этого предмета.

Что не нужно делать, если ребенок не понимает математику?

  • Если ребенок не понимает математику, помогая ему разобраться с непонятной темой, никогда не стоит начинать со ссылки на учителя. Не спрашивайте сына или дочь о том, что именно сказал сделать учитель – ведь если ребенок это помнит и знает, то он вряд ли нуждался бы в вашей помощи.
  • Не нужно также сразу звонить учителю, чтобы уточнить у него задание. Сначала нужно самим разобраться в задаче и попытаться доступно объяснить ребенку непонятные для него моменты. Так вы покажете, что вначале необходимо искать решение собственными силами, и только в том случае, если это не получается, уже обращаться за помощью к преподавателю.
  • Не следует писать учителю записку о том, что ребенок не смог выполнить домашнее задание потому, что оно для него непонятно. Если вы действительно хотите помочь, поговорите с учителем и подробно расскажите ему о том, в каких именно моментах теряется ваш ребенок. Так учитель сможет понять, где допущен пробел в знаниях, и его легче будет восполнить.

Игры и задания для того, чтобы помочь ребенку понять математику

  • Сегодняшние учебники могут порой поставить в тупик и взрослого человека – настолько необычно составлены некоторые разделы. Поэтому важно объяснить ребенку, что математика вовсе не так сложна, если не рассматривать ее как вереницу схожих задач и примеров. Продемонстрируйте правоту своих слов, предложив сыну или дочери решить задачу из книги, специально предназначенной для начальной школы, которая называется «Математика в твоих руках» — она наглядно и доступно доказывает, что математические задачи могут быть увлекательными.
Используйте дома доску и увлекательные игры
Используйте дома доску и увлекательные игры
  • Предложите ребенку зарегистрироваться на сайте «Учи.ру», который также дает возможность познакомиться с огромным количеством разнообразных заданий, в которых можно применить методы шифровки, построить фигуру с помощью теней, разобраться в числовых пирамидах и т.д.
  • Попробуйте вместе с ребенком создать ленту Мебиуса или воспользоваться конструктором для создания многогранника – это будет увлекательно и вовсе не скучно. Расскажите ребенку условие непонятной для него задачи своими словами, в виде сказки, например, или забавной истории, нарисовав комикс. Восприняв задачу эмоционально, он внезапно может найти решение.
  • Чтобы ребенок понял математику, предложите младшему школьнику арифметическую игру. К примеру, такую: «Тетя Валя живет в многоэтажном доме. Ее соседи сверху живут на пятом, а соседи снизу — на третьем этажах. Какой этаж у тети Вали?».
  • Не бойтесь при счете задействовать пальцы, хоть учителя и настаивают на том, чтобы дети считали в уме. Рекомендации нейропсихологов прямо противоположные: счетные палочки, другие счетные материалы, развивающая игра «Нумикон» с наглядным материалом – все это очень помогает детям понять азы математических понятий. Например, тему состава числа можно легко понять именно с помощью пальцев: число «7» — это 5 пальцев одной руки и 2 – другой.
  • Или соответственно три и четыре. Активно используйте тематические настольные игры, которые обучают счету и логическому мышлению: «Котосовы», «Турбосчет», «Барабашка», «Фруктаж», «СЕТ», «Фрукто-10».
  • Чтобы доходчиво объяснить ребенку единицы измерения – просто измеряйте все, что попадется на глаза: охват кисти или головы, расстояние от стола до дивана. Сравнивайте полученные значения, определяя, какое из них больше или меньше. Ребенок будет не представлять длину в уме, а видеть ее воочию, что очень полезно. Для понимания определения дециметра отрежьте полоску бумаги длиной в 10 см и предложите ребенку измерить эти же расстояния, но уже не в сантиметрах, а в дециметрах – он наглядно увидит, сколько потребуется таких полосок.

Как подготовить ребенка к азам геометрии? Просто дайте ему несколько одинаковых по длине палочек и предложить сложить из них квадрат. Естественно, ребенок использует для этого четыре палочки. Теперь, когда он в школе будет изучать понятие «периметр», для него не составит труда представить себе эти самые палочки и сложить их. Такая же наглядность упрощает и понимание простых операций сложения и вычитания.

  • Представить себе цифры 3-2 довольно сложно, а вот положить на стол 3 апельсина, а потом добавить к ним еще 2 – ответ виден, что называется, невооруженным глазом. Больше того – таким наглядным методом можно попробовать объяснить ребенку дроби, разрезая на части торт или пиццу.

Как понять, что ребенок математик или не математик?

  • Человечество до сих пор спорит о том, как именно человек пришел к пониманию определения цифр, научился оперировать ними, сравнивать и анализировать, т.е. овладел тем, что мы сегодня называем математическими способностями. Одни придерживаются мнения о появлении способности абстрактно (т.е. математически) мыслить параллельно с процессом появления языков и первыми лингвистическими абстракциями.
  • По другой версии, математическим способностям не присуща связь с речью, а все базируется на восприятии временных и пространственных категорий, которые освоили древние люди в свое время.
  • Научные исследования, подтвержденные результатами магнитно-резонансной томографии, показали, что люди, хорошо владеющие математическими науками, достаточно успешно справляются с заданиями, связанными с естественными и гуманитарными дисциплинами. А вот «нематематики», как правило, не особо удачно ориентируются в вопросах, связанных с этой дисциплиной. Показатели МРТ, демонстрировавшие при этом, какую активность демонстрировали мозговые зоны при различных вопросах, стали основой для выводов.
  • Оказывается, при проведении математических действий по минимуму задействуются те зоны, которые отвечают за лингвистическую составляющую, а вот зоны, «работающие» с  категориями чисел и пространства, напротив, активно включаются. Таким образом, если малыш уже в раннем детстве начинает хорошо ориентироваться в количественных показателях, демонстрирует способности к пространственной ориентации, можно с большой долей вероятности говорить о том, что он склонен к математике.
Математик или нет
Математик или нет
  • Лучшим временем для того, чтобы определить, к каким наукам тяготеет ваш отпрыск, является возраст от 3-х до 5-ти лет. В этот период малыши активно общаются, играют со своими сверстниками. Именно понаблюдав за их играми, родители могут судить о том, какой тип мышления в большей степени присущ их ребенку.
  • Итак, если ребенку легко дается усвоение и запоминание правил игры, ее основных принципов и алгоритма, то он явно будет способен мыслить логически и, соответственно, предпочитать науки, основанные на законах логики, каковой является и математика. Те же детки, которые усваивают не столько правила игры, сколько принципы, по которым выстраивается общение, взаимодействие между игроками, вероятнее всего будут относиться к людям с гуманитарным складом ума.

Конечно, все эти градации достаточно условны, но тенденции уже можно проследить и помочь ребенку развиваться в соответствии с его складом ума, склонностями, характером.

Полезные статьи на сайте:

Видео: Как обучить ребенка математике?



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *