«Мертвые души» — характеристика Манилова для сочинения, урока литературы: внешность, художественный образ семьи, хозяйства

«Мертвые души» — характеристика Манилова для сочинения, урока литературы: внешность, художественный образ семьи, хозяйства

Героев в «Мертвых душах» Гоголя достаточно много и все они разнообразны по характеристике. Давайте рассмотрим образ Манилова.

В мировом шедевре «Мертвые души» Гоголю удалось с помощью реальных ситуаций из жизни создать разнообразные образы крепостников. Каждый образ имеет свои уникальные черты и подкреплен сатирой. Автор мастерски обличает их лживость, беспринципность и безответственность.

Гоголь с добродушием высмеивает человеческие пороки и недостатки. Но в каждой его фразе заключен глубокий смысл. Из-за неорганизованности помещиков страдает прежде всего простой народ – крестьяне. Крепостное право оказывает негативное действие на все общество в целом. Помещики превращаются в тунеядцев и лентяев, а крестьяне становятся угнетенными рабами.

Описание внешности Манилова

Самыми яркими персонажами произведения выступают помещики, участвующие в безрассудной сделке. События разворачиваются вокруг похождений чиновника Чичикова. Манилов выступает первым помещиком, к которому Чичиков обращается с предложением о покупке «мертвых душ». Знакомство Чичикова и Манилова происходит на губернаторском приеме. Благодаря схожим чертам характера они быстро находят общий язык.

Образ Манилова, описанный Гоголем создает приятное впечатление. У него, безусловно, есть свои недостатки. Но на фоне помещиков из его окружения, его поступки более безобидны. Имя помещика передает иронию писателя. Манилова «заманивает» лень и, «манит» к мечтательности и сентиментальности. Его поведение характеризует его окружение.

Манилов
Манилов

Гоголь представляет Манилова мужчиной средних лет. Его светлые волосы и голубые глаза дополняет заманчивая улыбка. В мужском взгляде присутствовала притворная сладость: «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…». Помещик имел привычку прищуриваться. Сочетание улыбки и прищуренных глаз делало Манилова похожим на довольного кота, которого погладил хозяин. Гоголь неоднократно подчеркивает, что когда Манилова смеется, то за улыбкой и глаз не видно. Одежда помещика была подобна его окружению и никак не выделяла его из толпы.

Характеристика Манилова

Манилов создает впечатление приятного уравновешенного человека. В отличие от других персонажей, он контролирует свой гнев и не высказывает недовольство. Доброжелательность Манилова располагает к себе собеседника, но после скучной беседы интерес к нему теряется. Помещика сложно увлечь актуальной темой, так как он во всем соблюдает нейтралитет и не имеет своей точки зрения.

Отсутствие четких целей и предпочтений делает его малозначимым для общества. К окружающим Манилов всегда проявляет учтивость. Характеру помещика сложно дать конкретное определение: «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»

  • В прошлом Манилов был офицером, и с того времени за ним закрепилась привычка курить трубку. Бывшие сослуживцы отзываются о помещике, как о скромном и деликатном человеке.
  • Хозяйственные дела мало интересовали помещика. Манилов неоднократно мечтал о реконструкции дома и расширении хозяйства, но все его мысли не находили применения в жизни. Его излишняя сентиментальность и мечтательность отдаляла помещика от реальности.
  • Помещик сожалеет о своей необразованности. Этот факт мешает ему складно выражаться. Он даже ездит в город, чтобы пообщаться с образованными людьми. Но такие действия приобретают характер обычной показухи.
  • Мысли, озвученные помещиком, имели весьма абстрактный характер. В них не было никакой конкретики и детализации. Постоянное употребление неопределенных связующих в предложениях выдает его неуверенность в себе.
  • В разговоре с Маниловым, интерес к беседе пропадает уже в самом начале. Автор с сатирой описывает короткий диалог с помещиком, в котором на первой минуте Манилов очаровывает, на второй минуте приводит собеседника в ступор, а на третьей создается полное недоумение и желание избегать его тоскливого общества.
  • Помещику не хватает собеседника, с которым можно поразмышлять на отвлеченные философские темы. Он хотел бы жить с таким другом под одной крышей, беседовать с ним часами на пролет, устроившись под деревом.
Манилов не имеет целей
Манилов не имеет целей

Более удачно дело обстоит с письмом. Его красивый и аккуратный почерк был отмечен Чичиковым. Манилов был одним из немногих, за кем не надо исправлять ошибки в бумагах.

К положительным качествам Манилова можно отнести его гостеприимство и симпатию к своему окружению. Помещик очень радовался приезду гостей. Людей своего круга считал почетнейшими и прилюбезнейшими. В беседе открыто выражает свой восторг и симпатию. Видит в людях их положительные стороны, а на недостатки закрывает глаза.

Семья Манилова

Манилов примерный семьянин и в этом отношении с него можно брать пример. С женой Лизой помещик находится 8 лет в браке. За это время у супругов родилось два сына, в жизни которых активное участие принимает воспитатель. У мальчиков были необычные имена – Фемистоклюс и Алкид. Для Манилова важно, чтобы общество обратило на это внимание. Старший сын немного умнее младшего, но в целом оба получали должное образование.

Обед у манилова
Обед у Манилова

Манилов испытывал самые нежные чувства к своей жене. Лиза была красива и хорошо воспитана. Ее основной недостаток в пассивном отношении к домашним делам. Домочадцев такое положение дел устраивало. В диалоге супругов всегда присутствовали трогательные обращения друг к другу. Каждый радовался сюрпризу в виде сладости или несуразной безделушки. Проявление нежности выражало их любовь, но в некоторых моментах оно выглядело абсурдно. Гоголь преподносит их слащавые отношения как пародийные и комические.

Хозяйство Манилова

В распоряжении помещика находилось около 200 домов, лесные насаждения и пруд. Этого вполне достаточно, чтобы успешно развиваться и разбогатеть. Но помещик, поддаваясь собственной лени, предпочел поручить все дела управляющему.

Манилов предпочитает спокойную жизнь и не утруждается хоть иногда принять участие в делах. Согласование дел с управляющим становится обычной условностью. Помещик поверхностно обсуждает все проблемы и не вникает в их суть. Приказчик, управляющий основными процессами, по своей сути пьяница. Но даже здесь Манилов проявляет слабохарактерность и предпочитает ничего не менять.

  • Возле усадьбы Манилова, вместо привычных красивых парков и садов, размещены несколько цветочных насаждений в английском стиле. Для отдыха выстроена беседка. Но все это находится в запущенном состоянии, что характеризует их хозяев. Беседка стала для помещика местом для его размышлений и фантазий. Ей даже придумали абсурдное название и придали статус культового сооружения для уединения хозяина.
  • Мысли Манилова постоянно уплывают вдаль, подальше от реальности. В то время, как дом обдувается семи ветрами и абсолютно не защищен, помещик размышляет о возможности построить подземный ход. Вместо того, чтобы принять участие в текущих делах, он мысленно проектирует каменный мостик через пруд. Его мечты наполнены абсурдом и легкомыслием.  Неприспособленный к труду, не особо заинтересованный делами, он строит воздушные замки.
  • Обстановка в доме и вокруг поместья отображала непостоянство семьи Маниловых. Здесь были как дорогие, так и дешевые вещи. В безупречном и в запущенном состоянии. В одной комнате красовалась красивая мебель, в то время как в другой не хватало хоть бы обычной. Гостям такое положение вещей сразу бросалось в глаза. К примеру, на обеденный стол рядом с пижонским подсвечником ставили грязную и хромую подставку. Создавалось впечатление, что все вокруг не доведено до логического завершения. Хозяев же это никак не волнует.
  • Отрывки красивых фраз, кусочки изысканной мебели, утонченные и неумело выставленные аксессуары становятся продолжением внутренней пустоты жителей дома.  Дорогая обертка скрывает дешевое содержание.
Запущенная усадьба манилова
Запущенная усадьба Манилова

Равнодушие Манилова к делам отражается на жизни его крепостных. С одной стороны, не вникая в их дела, помещик позволяет им спокойно работать. С другой стороны, безразличие хозяина не решает их проблем и не приносит изменений в лучшую сторону.

Бесхозяйственность Манилова приводит к тому, что крепостные позволяют себе пьянствовать, воровать и повесничать. Если Собакевич вел учет как живых, так и «мертвых душ», то Манилов понятия не имеет сколько у него крепостных. Одна из попыток помещика организовать правильный счет закончилась полной неразберихой.

Из-за такого халатного отношения, Манилов предпочел просто подарить Чичикову «мертвые души» и, плюс ко всему, взялся восполнить расходы по оформлению. Он преподносит перечень в виде красивого списка, закрепленного шелковой лентой. Что в очередной раз подчеркивает его глупость и отстраненность от реальной жизни.

Для примера хозяйство собакевича
Для примера хозяйство Собакевича

То, что Манилов не задумался о собственной материальной выгоде и не получил от сделки ни гроша, характеризует его как никчемного хозяина. В данном эпизоде рассуждения помещика аморальны. Он покупает и продает людей как обычную вещь, не испытывая при этом никаких чувств. Такое отношение является высшей точкой безнравственности. Численное количество умерших крестьян подытоживается одним словом «много». Так спокойно может отвечать только человек духовно деградировавший.

Кабинет Манилова был похож на все остальные комнаты. Стены кабинета покрыты не то голубой, не то серой краской, которая придает обстановке безжизненности. При детальном рассматривании становится заметно, что некоторые вещи лежат не на своем месте и забыты своим хозяином. На столе и в бумагах помещика был рассыпан табак. Книга, которую Манилов забросил еще несколько лет назад, так и лежала, ожидая своего хозяина. Непрочитанное произведение противоречит рассуждениям помещика. Ему хочется быть воспитанным и образованным, но при этом он не находит времени для прочтения хоть одной книги.

Гоголь позиционирует Манилова, как весьма приятного человека. Основная проблема помещика – это чувство лени, которое тормозит его развитие. По сравнению с другими личностями из окружения Манилова, помещик выступает нейтральным персонажем.  Собственная безынициативность превращает помещика в неинтересного пустого человека. За сладким приятным обликом скрывается пустое содержание. Он не приносит никакой пользы своему окружению. Его образ олицетворяет стремление общества к несбыточным мечтам. Единственным смыслом жизни Манилова стала его семья.

Помещика Манилова можно причислить к «мертвым душам». Он ни к чему не стремится, соответственно не живет, а существует. Такая человеческая неопределенность превращает самые лучшие качества в моральное уродство. В образе помещика воплощено человеческое понятие «маниловщина» — стремление в выдуманному и нереальному, мечтательное и праздное отношение к жизни.

Видео: Гоголевский Манилов



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *