Краткий анализ басни Крылова «Мартышка и очки»: мораль, план, главная мысль, чему учит?

Краткий анализ басни Крылова «Мартышка и очки»: мораль, план, главная мысль, чему учит?

Басня «Мартышка и очки» высмеивает невежд и других подобных личностей общества. Подробнее читайте в статье.

Иван Крылов написал много басен — поучительных и жизненных. Их до сих пор изучают в школе, дети пишут по ним сочинения и составляют презентации. К одной из таких небылиц относится творение этого автора «Мартышка и очки». Чему учит эта басня? Какая ее мораль и главная мысль? Ответы на эти и другие вопросы, ищите в статье ниже. Читайте далее.

Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст

Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.

Вот текст этой басни:

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:

Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.

Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.

План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:

  1. Мартышка стала хуже видеть и ей нужно обзавестись очками.
  2. Она сомневается. В результате неких умозаключений в ее душу закрадываются сомнения относительно правильности людских суждений. Отсутствие «волшебного» действия очков ее очень тяготит. Она задумывается о возможном обмане.
  3. Мартышка в отчаянии разбивает очки о камень.
  4. Мораль. Какой бы вещь не была полезной, если человек не знает ей цены, то она в его руках не приносит никакого блага, лишь только разочарование. Кроме этого невежда сам гонит от себя возможный прок от такой вещи

Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.

Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:

На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.

Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.

Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.

Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.

Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:

Почему мартышка решила обзавестись очками?

  1. Дань моде
  2. Желание не только хорошо видеть, но и создавать впечатление мнимой эрудиции
  3. Точно такие же были у ее соседки
  4. Случайно шла по лесу, и нашла их

Сколько очков достала мартышка?

  • 2-3
  • Около восьми
  • 26
  • С полдюжины

Куда невежда клонит толк о полезной вещи?

  • К войне
  • К худу
  • К добру
  • К перемирию

Кого высмеивает басня?

  • Музыкантов
  • Депутатов
  • Невежд
  • Бюрократов

Тот дурак, кто…

  • Поднимает белый стяг
  • Слушает людских всех врак
  • Не сдается, как «Варяг»

Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.

Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:

Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.

Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.

Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.

История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:

Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».

Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».

Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»:

  • «Мартышка к старости слаба глазами стала».
  • «Тот дурак, кто слушает людских всех врак».
  • «Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит».
  • «А ежели невежда знатнее, так он ее еще и гонит».

Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет». 

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Характеристика героев басни «Мартышка и очки»: аллегория, описание для урока литературы 3 класса школы

Басня «мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»

Героиня в этом творение одна. Но и с ее помощью литератор показывает все самобытность недалеких людей. По Мартышке можно судить об обществе — это аллегория. Вот описание характеристика героев басни «Мартышка и очки» для урока литературы 3 класса школы:

Мартышка пожилая, но прожитые годы никак не прибавили ей мудрости и дальновидности. Увы, она практически не имеет никакого интеллектуального багажа, который могла бы скопить за жизнь. Мыслит узко, судит поверхностно. Если не понимает суть предмета либо явления , то сразу же считает его враждебным, неправильным.

Обезьянка вспыльчивая. Зависима от чужого мнения. Ведь если бы ей не подсказали идею о приобретении очков, она спокойно жила бы без них. Считает, что какие-либо внешние атрибуты способны скрыть умственные недостатки. Безусловно, вызывает смех и неуважение окружающих. Однако, нельзя сказать, что она плоха. Всему виной ее поступки, которые автор подвергает критике.

Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры

Жизненный пример по басне «мартышка и очки»
Жизненный пример по басне «Мартышка и очки»

При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Мартышка и очки»:

Пример 1:

У моего брата Коли никогда не было особого рвения заниматься спортом. Однако когда он увидел по телевизору выступления бодибилдеров, он попросил папу купить тренажер. Конечно же, отец поощрил начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, и не случилось. Пару раз попробовав позаниматься, Коля бросил. В качестве причины он назвал тот факт, что тренажер сломался. На самом же деле, нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.

Тем не менее, своим друзьям он до сих пор хвастается, что накачивает мышцы и даже выкладывает в социальных сетях фото, которые мало кого впечатляют. Мне показалось, что ситуация схожа с басней «Мартышка и очки» и это действительно так.

Пример 2:

Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб выяснилось, что оборудование не отвечает его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в данном занятии, он уже намеревался выкинуть его, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно же, он согласился. Как выяснилось, микрофон не бракованный и не сломанный – нужно было правильно его настроить. Тогда звучание практически такое же качественное, как показано в рекламе. Только вот Антон до этого не додумался.

Видео: Мартышка и очки. Басня Ивана Андреевича Крылова. Аудиосказка.

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *