В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.
Содержание
- Зрительная память, запоминание
- Зрительная память — особенности
- Виды зрительной памяти
- Кратковременная зрительная память
- Зрительно моторная память
- Объем зрительной памяти
- Диагностика зрительной памяти
- Тест на зрительную память
- Нарушение зрительной памяти
- Тренировка зрительной памяти
- Упражнения на зрительную память
- Игры на зрительную память
- Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток
Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.
Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.
Зрительная память, запоминание
Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.
По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное.
- При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
- Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.
Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).
Зрительная память — особенности
Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.
ВАЖНО: Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.
Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.
Виды зрительной памяти
Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.
Подразделяются они по таким характеристикам:
- По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
- По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
- По способам запоминания: смысловой, механический
- По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
- По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
- По типам психологии: моторный, образный, словесный, эмоциональный
Кратковременная зрительная память
Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью, имеет маленький срок, ограниченный объем.
При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.
Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.
Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.
Зрительно моторная память
Двигательная память, она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).
Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.
ВАЖНО: Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.
Объем зрительной памяти
Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем. Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.
Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.
Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.
Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту. Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.
Следует обратить внимание на ошибки:
- Повторения детей
- Объекты, которые не показывали
- Сколько картинок помнят дети
Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.
Результаты оценивайте по следующим параметрам:
- 8-10 фото — хороший результат
- 5-7 фото — удовлетворительный результат
- до 5 фото — неудовлетворительный результат
Диагностика зрительной памяти
Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.
Для определения зрительной памяти детей, используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.
ВАЖНО: Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.
Тест на зрительную память
Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.
Суть теста такова:
- Подбираем 11-16 слов, запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
- Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
- Используйте такие слова, как: путь, сад, обед, молоко, свет, поле, одежда, ошибка, ночь, конь, птица, учеба, стул, мышь, лес
- Применяйте такие изображения на картинках: хлеб, чашка, блокнот, фонарь, дом, школа, часы, фрукт, карандаш, шкаф, вертолет, мебель, санки, лампа, кот, корова, грабли, растение, нож, блузка, машина, луна, телега, диван
- Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
- Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
- К примеру, вы называете слово — учеба, а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
- Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд. Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
- После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
- Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
- В заключении ребенок называет слова по картинкам
Нарушение зрительной памяти
У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.
Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.
Нарушения проявляются следующими симптомами:
- Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
- Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
- Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.
ВАЖНО: Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.
Тренировка зрительной памяти
Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.
При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения:
- Интересная информация всегда усваивается лучше
- В обучении лучше всего запоминается начало, конец
- Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
- Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно
ВАЖНО: Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.
Упражнения на зрительную память
По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.
Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.
Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:
- Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
- Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
- Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
- Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»
Игры на зрительную память
Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:
- «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
- «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
- «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
- «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
- «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось
ВАЖНО: Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.
Ой, у нас не только проблемы с памятью были, когда к врачу пришли, но и проблемы с развитием речи тоже. Так прошли обследование и стали Пантокальцин принимать — это ноотропное средство. Такмы курс пропили и улучшения даже врач отметил, ребенок не только лучше стал разговаривать, но и стал достаточно большие стихи запоминать.
спасибо за статью