Эмпатия: уровень, развитие у детей и взрослых. Тест на эмпатию по Юсупову и Бойко

Эмпатия: уровень, развитие у детей и взрослых. Тест на эмпатию по Юсупову и Бойко

Человек, который с той же силой ощущает эмоции другого называют эмпатом. Кто может быть эмпатом и можно ли развить в себе этот дар — узнайте из статьи.

Часто используемое в последнее время слово «эмпатия» — что оно означает? Мы слышим «этот человек – эмпат», появились даже «экстрасенсы-эмпаты». Кто эти люди и чем они отличаются от остальных?

Что такое эмпатия?

  • Эмпатией принято считать способность человека сопереживать другому, чувствовать его эмоции, понимать и откликаться на них. Отсюда и эмпатами мы называем именно таких людей, которые осознанно сопереживают другим, проникаются их состоянием, таким образом понимая его чувства и эмоции.
Эмпатия
Эмпатия
  • Эмпатами можно назвать тех людей, к которым тянутся другие. Например, любимая воспитательница в детском саду или учительница – стопроцентный эмпат, чувствующий настроение своих воспитанников. Не будучи эмпатом, нельзя стать хорошим психологом или врачом, иначе они останутся без пациентов.
  • Для эмпата наиболее губительной эмоцией является страх: пропуская через себя чужие эмоции, такие люди теряются в конфликтных ситуациях, воспринимая негатив и агрессию со стороны. Они не способны к стычкам и соперничеству, поэтому как правило тихонько остаются в стороне.
  • И если не научиться преодолевать этот страх, он может идти с человеком по жизни, вплоть до провоцирования панических атак.

Уровни эмпатии: количество, характеристика

  • Как правило, выделяют три основных уровня эмпатии. Первому свойственно полное безразличие к окружающим, такие люди не стремятся к контакту, предпочитая уединение. Их часто окружает отчуждение со стороны окружающих.
  • Наиболее часто встречаются эмпаты второго уровня. Эти люди также не настроены на сопереживание другим, проявляя его лишь изредка. Они, как правило, внимательны и тактичны, их эмоции контролируемы, чувства сдержанны. Порой они могут терять терпение, но в целом – деликатны и не слишком эмоциональны.
  • Наиболее высоким считается третий уровень эмпатии, представителей которого можно не так часто встретить. Их по-настоящему интересуют окружающие, со своими проблемами и переживаниями. Эмпаты третьего уровня контактны, душевны и великодушны. У них на первом месте стоит чувство и интуиция, и только потом – рациональность.
Уровни
Уровни

Это общепринятое разделение эмпатии на уровни. Но существует и более детальное разграничение.

  • Так, на первом уровне человек способен воспринимать собственные ощущения, характер своих эмоций, их тонкости. Такой человек способен чувствовать и другого, но только если этот другой находится рядом, причем, сам эмпат, как правило, даже не осознает, что это чужие эмоции.
  • Второй уровень эмпатии характеризуется тем, что человек не просто понимает природу чувств и эмоций, но и способен по глазам, выражению лица, не понимая природы этого, понимать эмоции другого.
  • Третий уровень уже подразумевает осознание себя эмпатом и осознанное восприятие чужих переживаний, разграничение своих и чужих эмоций.
Описание
Описание
  • Наиболее чуткими и восприимчивыми являются эмпаты двух следующих уровней. Здесь эмпатия уже становится не просто способностью сопереживать, а качеством характера.
  • На четвертом уровне человек способен полностью охватить всю гамму чувств и эмоций другого, причем даже на энергетическом, а не просто физическом уровне. Собственные чувства им полностью подвластны, более того, человек способен развивать их по собственной воле.
  • Перейдя на пятый уровень эмпатии, человек вполне может контролировать не только свои чувства, но и определенной мерой управлять переживаниями и восприятием окружающих.
  • Представители двух последних уровней часто встречаются среди тех, кого мы называем экстрасенсами, контактерами, ясновидящими.

Как развить эмпатию взрослому?

  • Этот процесс также состоит из нескольких уровней. Вначале человек способен отделять одни эмоции от других по тональности речи, жестам.
Развитие
Развитие
  • Подобный уровень свойственен большинству людей, без труда определяющих, в каком душевном расположении находится собеседник. Чтобы хорошо ориентироваться в этих тонкостях, нужно учиться видеть человека даже в мелочах: прическе или макияже, выражении лица или взмахе руки.
  • На втором уровне человек осваивает умение «становиться кем-то». Примеряя на себя чужие привычки, манеры, жесты, даже тональность звучания его речи, становится легче прочувствовать другого человека, вжиться в него.
  • Легче освоить подобные навыки можно с помощью сильных эмоциональных реакций. Если овладеть подобным умением, можно даже предугадывать, как поведет себя другой человек в той или иной ситуации, поскольку эмоции и чувства войдут в резонанс.
Взрослым
Взрослым
  • И, наконец, на третьем уровне развития эмпатии, освоив чужие эмоции как свои, эмпат в состоянии управлять и теми, и другими. Таким образом он способен выходить из негатива сам и выводить другого, влияя на его эмоциональное состояние.
  • Эмпаты такого уровня превосходят обычных людей в своем понимании других, но «платят» за это собственными эмоциями, чрезмерно развитой чувствительностью, которая не всегда помогает в межчеловеческих столкновениях.

Развитие эмпатии у детей и подростков

  • Безусловно, эмпатия у детей находится в прямой зависимости от того, насколько умеют сочувствовать и сопереживать его родители. Получая чувство любви и теплоты от взрослых, ребенок таким образом пропускает их через себя, учится не только понимать их, но и накапливать, делясь с окружающими.
  • Ребенку свойственно проецировать свои переживания на других и пытаться найти их в ком-то. Именно так и формируется эмпатия.
У деток
У деток
  • Достигая подросткового возраста, ребенок особенно нуждается в душевном и эмоциональном контакте с родителями, а его отсутствие мешает постигать и совершенствовать мир чувств и переживаний. Поэтому так важны доверительные, дружеские отношения в любой семье.

Тест Юсупова на уровень эмпатии

Попробуйте ответить на каждое утверждение одним из пяти вариантов:

  • 0 – не знаю
  • 1 – нет, ни в коем случае
  • 2 – порой случается
  • 3 – часто
  • 4 – очень часто
  • 5 – конечно, всегда
  1. Я предпочитаю литературу, описывающую путешествия, а не биографические книги.
  2. Когда дети выросли, их раздражает родительская опека.
  3. Мне интересно анализировать причины удач и промахов других.
  4. Мне нравится современная музыка больше, чем остальные стили.
  5. Если человек болен, его брюзжание и сварливость, пусть и в течение долгих лет, вполне простительны.
  6. Тому, кто болен, можно поспособствовать в том числе и словом.
  7. Посторонние не должны встревать в стычку между другими.
  8. Старики очень обидчивы, причем, беспричинно.
  9. В детстве я не мог без слез слушать грустные истории.
  10. Когда родители раздражены, это сказывается на моем настроении.
  11. Мне безразлична критика в мою сторону.
  12. Портретная живопись мне ближе, чем пейзажная.
  13. Даже если мои родители не правы, я никогда не таил на них обиды.
  14. Плохо тянущую лошадь необходимо подстегивать.
  15. Все читаемые мной драматические события я словно проживаю сам.
  16. Отношение родителей к своему ребенку всегда является справедливым.
  17. Когда я вижу ссору между кем-либо, считаю своим долгом вмешаться.
  18. Мне безразличен негативный настрой моих родителей.
  19. Я готов отложить все дела, чтобы наблюдать за тем, как ведут себя животные.
  20. Произведения искусства способны заставить плакать лишь тех, кто не наделен серьезностью.
  21. Я люблю наблюдать, как ведут себя незнакомые люди, замечать их выражения лица.
  22. Будучи ребенком, я подбирал на улице бездомных животных.
  23. Всем людям присуща необоснованная озлобленность.
  24. Мне хочется понять, какой будет жизнь незнакомого мне человека.
  25. Малыши всегда признавали во мне лидера.
  26. У меня возникает желание помочь искалеченному животному.
  27. Человек испытывает облегчение, если кто-то выслушает его недовольство.
  28. Мне не хочется становиться свидетелем происшествия на улице.
  29. Малыши поддерживают мои идеи и предложения.
  30. Утверждение о том, что животное чувствует настрой владельца, преувеличено.
  31. Человеку необходимо самому искать выход из конфликта.
  32. У ребенка имеются причины для плача.
  33. Молодые должны выполнять то, о чем просят старики.
  34. Задумчивость некоторых одноклассников вызывала во мне желание понять ее причины.
  35. Бездомные домашние питомцы должны уничтожаться.
  36. Мне хочется сменить разговора, если он начинает касаться чьих-то личных проблем.

А теперь оценим результаты. Вначале – по шкале лжи:

  • Проверьте, ответили ли вы «не знаю» в 3, 9, 11, 13, 28 и 36 пунктах.
  • Кроме того, сравните утвердительный  ответ в 11, 13, 16, 27 пунктах.
  • Если совпадений менее трех – результат вполне правдоподобный, четыре – возникают сомнения, больше 5 – вряд ли вы отвечали искренне.
  • Далее следует сложить баллы, полученные за ответы на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.
Эмпат ли вы?
Эмпат ли вы?

Подводим итог:

  • От 82 до 90 – эмпатия на очень высоком уровне
  • От 63 до 81 – эмпатия высокого уровня
  • От 37 до 62 – эмпатия среднего уровня
  • От 12 до 36 – эмпатия низкого уровня
  • Менее 11 – эмпатия очень низкого уровня

Тест на уровень эмпатии Бойко

Поставьте рядом с утверждением “+” в случае, если ваш ответ положительный, и “-“ в случае отрицательного ответа.

  1. Мне нравится изучение человеческих лиц и поведения для понимания характеров и наклонностей.
  2. Я не поддаюсь нервозности окружающих.
  3. Я склонен верить рассудку, а не интуиции.
  4. Для меня вполне приемлем интерес к проблемам коллег.
  5. Если нужно, мне не составляет труда вызвать в человеке доверие.
  6. Я сразу определяю близкого мне по интересам человека.
  7. Мне интересно начинать беседы с незнакомыми попутчиками.
  8. Мне не по себе, если рядом угнетенные люди.
  9. Интуитивно я лучше понимаю людей, чем основываясь на опыте.
  10. Пытаться приоткрыть чужой внутренний мир – бестактное занятие.
  11. Я сам не замечаю, как наношу словесные обиды близким.
  12. Мне легко представить себя в образе любого животного.
  13. Я почти не размышляю о мотивации действий тех, кто мне близок.
  14. Я почти никогда не проникаюсь проблемами товарищей.
  15. Мне присуще чувствовать то, что произойдет с тем, кто мне близок.
  16. Я предпочитаю не говорить о личных делах с коллегами по работе.
  17. Порой мне приходится выслушивать упреки от близких в невнимательности.
  18. Я с легкостью могу воспроизводить интонации и повадки других.
  19. Новые люди часто смущаются под моим любопытным взглядом.
  20. Я легко заражаюсь чужим смехом.
  21. Я действую наугад, ища подходы к новым людям, и мне это удается.
  22. Плач от счастья просто нелеп.
  23. Я растворяюсь в любимом человеке.
  24. Я нечасто встречаю людей, которых способен понять с одного слова.
  25. Мне интересно подслушивать чужие разговоры, даже если это происходит случайно.
  26. Я способен не волноваться даже в том случае, когда вокруг паника.
  27. Мне легче понять человека на подсознательном уровне, чем на рациональном.
  28. Я не переживаю из-за мелких проблем членов моей семьи.
  29. Если человек замкнут, доверительная беседа с ним представляет для меня затруднение.
  30. Я обладаю артистической натурой.
  31. Мне не очень интересны откровения новых людей.
  32. Меня расстраивают чужие слезы.
  33. В моем мышлении больше конкретики, чем интуиции.
  34. Если друзья делятся своими неприятностями, я меняю тему беседы.
  35. Я не задаю вопросы, если понимаю, что человек расстроен.
  36. Не могу понять, почему люди расстраиваются из-за пустяков.
Эмпатия
Эмпатия

А теперь посчитайте свои плюсы и минусы таким образом. Добавляйте по баллу за каждый положительный ответ на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 18, 19, 20, 21, 25, 27, 30, 32 и за каждый минус, поставленный возле остальных утверждений.

  • Если вы набрали более 30 баллов – это показатель эмпатии очень высокого уровня.
  • От 22 до 29 – эмпатия среднего уровня.
  • От 15 до 21 – эмпатия заниженного уровня.
  • До 14 – эмпатия очень низкого уровня.

Видео: Как работает эмпатия?



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *