Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.
Содержание
- Причины нарушения речи у детей
- Особенности нарушения речи
- Видео: Ринолалия, формирование речи
- Видео: Речевые дефекты у детей
- Логопедические нарушения речи
- Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей
- Нарушение письменной речи
- Нарушение темпа речи у детей
- Нарушение функции речи у детей
- Нарушения речи дошкольников
- Обучение детей с нарушениями речи
- Работа с детьми с нарушением речи
- Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие
- Игры для детей с нарушением речи
- Видео: Логопедические игры с детьми
- Коррекция нарушений речи у детей
- Тяжелые нарушения речи
- Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы
Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.
Причины нарушения речи у детей
Причины нарушения речи у детей:
- негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
- недостаток общения с ребенком
- родовые или послеродовые поражения мозга
- травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
- плохая наследственность
- анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
- привычка сосать пальцы
- психические травмы
- испуг
- длительная напряженная ситуация в семье
Особенности нарушения речи
Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.
Различают следующие основные речевые недостатки:
- афония — дефект произношения звуков
- дислалия — проявляются дефекты фонетики
- заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности
- брадилалия — неестественное замедление темпа
- тахилалия – слишком быстрая речь
- ринолалия — патологии тембра
- дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
- афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
- алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга
Видео: Ринолалия, формирование речи
Видео: Речевые дефекты у детей
Логопедические нарушения речи
Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.
Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.
ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.
Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей
Нарушение письменной речи
Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.
Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:
- замене слогов или отдельных букв
- нарушении порядка букв в словах
- разрыве отдельных слов при их написании
Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.
Нарушение темпа речи у детей
Темп речи — это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.
Различают несколько видов нарушений:
- речевые запинки — неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
- тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
- брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов
Причинами возникновения нарушений могут быть:
- внутриутробные пороки
- повреждения ребенка в родах
- продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов
Нарушение функции речи у детей
При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.
ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.
Нарушения речи дошкольников
Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и заикание.
ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.
Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.
Обучение детей с нарушениями речи
Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.
Обязательные коррекционные мероприятия:
- устранение нарушений устной и письменной речи
- устранение особенностей психического развития
- профессионально-трудовая подготовка.
ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.
Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.
Работа с детьми с нарушением речи
Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.
Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.
ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.
Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.
ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.
Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие
Игры для детей с нарушением речи
Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.
«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо — дети садятся на стульчики, когда громко — бегают по классу.
«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.
Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».
ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.
Видео: Логопедические игры с детьми
Коррекция нарушений речи у детей
- Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
- Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
- Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий
ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.
Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.
Тяжелые нарушения речи
Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.
Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.
Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:
- заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
- недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители
Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:
Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.
У нас тоже проблемы были с речью, занимались с логопедом и дома, наладилось все))
У недоношенных детей часто бывают проблемы с развитием. У меня у крестника так: родился на 35 неделе, но благо без особых проблем. Но потом проявилось сдвг во всей красе, лучше стало только после курса пантокальцина, пили месяц ге-то, или около того, стало лучше.