В статье вы найдете много интересной информации о детях маугли.
Содержание
- Жизнь детей маугли — какие проблемы они имеют?
- Дети маугли в России: интересные факты
- Дети маугли — истории из жизни
- Первый ребенок маугли
- Являются ли дети маугли личностями?
- Как складывается жизнь детей маугли?
- Дети маугли в мировой истории — кто они?
- Видео: Дети маугли — жизнь «до» и «после»: документальное расследование
Все мы помним добрый детский мультфильм «Маугли». Смотря его в детстве, мы восхищались маленьким смелым мальчиком, который смог выжить в диком лесу, найти настоящих друзей среди, казалось бы, опасных для человека, животных. И при том, что жил он в чужеродной для себя среде, смог сохранить человеческий облик и повадки. Но в реальной жизни дети маугли выглядят и ведут себя скорее, как животные, а не люди. Более подробно о детях маугли мы и поговорим в нашей статье.
Жизнь детей маугли — какие проблемы они имеют?
Все мы знаем, что человеческий ребенок сразу после рождения нуждается в постоянной заботе. Если за новорожденным не ухаживать, вовремя не кормить, то это может привести к самым плачевным последствиям. Помимо еды и ухода, для маленького человека очень важно общение с близкими. Благодаря взаимодействию с родителями, бабушками и дедушками, малыш учится правильно воспринимать окружающий мир.
- Если лишить малыша общения и не помогать ему адаптироваться в социуме, то даже среди мегаполиса вырастет ребенок маугли. А потому, если ребенок попадает в чужеродную для него среду, то попросту не развивается так как надо. Как правило, жизнь детей маугли очень тяжелая, с точки зрения обычного человека. Такие детки, в большинстве случаев, не умеют передвигаться в вертикальном положении. Чаще всего они передвигаются как животные, на четырех конечностях.
- Также у них есть проблемы с речью. Из-за недостатка общения и обучения, они не могут говорить и читать. Это очень сильно усложняет их жизнь, и делает очень замкнутыми. Со стороны может показаться, что они живут в каком-то своем мире, но на самом деле они все-таки пытаются общаться, правда только для них понятном языке. Чаще всего они произносят отдельные звуки или слоги.
- Помимо этого, у детей маугли всегда есть проблемы с самообслуживанием, они не понимают зачем каждый день чистить зубы, регулярно мыть волосы и принимать душ. Также негативно они относятся к одежде. И не только потому что им трудно ее одевать, а потому что их тело лучше себя чувствует, что называется, в первозданном виде. Все вышесказанное приводит к тому, что мы воспринимаем детей мауглы как дикарей, которые не способны жить в цивилизованном обществе.
Дети маугли в России: интересные факты
В России, как и в других странах нашей планеты, регулярно обнаруживают детей маугли. О них мы сейчас более подробно и расскажем.
Дети маугли в России:
На фото изображена 5-летняя девочка Наташа из Читы. Когда ее забирали от родителей, она вела себя как обыкновенная собака, передвигалась на четвереньках и издавала звуки, похожие на лай. Наташа родилась в полной семье, но после развода родители перестали заниматься воспитанием малышки, а просто заперли ее в отдельную комнату. Вместе с ней в этом помещении все время находились кошки и собаки, и она, из-за недостатка внимания, начала копировать их повадки. Органы опеки выяснили, что родители, также бабушка и дедушка, просто изолировали Наташу от общества, и только изредка ее кормили, чтобы она не умерла от голода. Наташу изъяли из семьи, а родителей лишили возможности воспитывать девочку.
Этот милый малыш с задумчивым взглядом определенный период своей жизни считал себя птицей. Когда его нашли, то вместо человеческой речи услышали что-то похожее на щебетание. Причиной такого поведения было то, что они жил среди птиц, и с ними же общался. Как выяснилось позже, его мать была психически больной, и это душевное состояние развило у нее сильную любовь к птицам. Она подкармливала всех птиц без исключения, а некоторых из них оставляла жить в своей квартире. Во всех комнатах стояли клетки для птиц, и все они были заселены. Мама просто кормила малыша, а общалась исключительно с пернатыми.
Этот ребенок маугли родом из Калуги. Впервые люди увидели его, когда он вместе со стаей волков вышел на охоту. Людям пришлось организовывать облаву, чтобы забрать ребенка из стаи. На вид ему было лет 10, но при этом он вообще не говорил, передвигался на полусогнутых конечностях и реагировал только на слова «кис-кис-кис». Обследования врачей показали, что на самом деле ребенку маугли приблизительно 20 лет, просто его скелет развит не совсем правильно, и визуально он выглядит маленьким. Реабилитировать найденыша не удалось, ему удалось сбежать из больницы, в которой он проходил обследование.
Этого милого малыша в сети прозвали приемный сын собаки, а если точнее, сторожевого пса. Мальчика зовут Андреем, и ему не повезло родиться в семье алкоголиков. С родной мамой он прожил всего три месяца после своего рождения. Она считала ребенка обузой, мешающей вести ей привычный образ жизни. Поэтому она просто оставила его отцу, и забыла об его существовании.
Но к большому сожалению, и папе он не был нужен. В один прекрасный день, он также ушел из дома, оставив мальчика самого. Умереть малышу от холода и голода не дал сторожевой пес. Он согревал его своим телом и отдавал часть еды. Когда Андрея забрали от собаки, он очень грустил и агрессивно относился ко всем, кто к нему приближался. Всю еду он сначала обнюхивал, а затем съедал. К счастью, людям удалось адаптировать его к нормальной жизни.
Дети маугли — истории из жизни
Дети маугли — истории из жизни:
Девочка Джени из США. Отец девочки считал ее отстающей в развитии, поэтому сразу после рождения изолировал от людей. Маленькую крошку поселили в отдельной комнате с небольшим окном. Из мебели в комнате был только стульчик-горшок, на котором девочка и проводила свое время, и даже на нем спала. Так Джени прожила до 13 лет. В определенный момент семьей заинтересовались социальные службы, и родителям пришлось вывести девочку в свет. Когда мама привела Джени на прием к сотрудникам социальной службы, они увидели, что она не говорит.
Более того, даже в спокойном состоянии она сама себя кусает и царапает. Девочку забрали из семьи и начали обучать правильно себя вести. Джени оказалась любопытным ребенком, потому смогла освоить чтение и научилась сносно говорить. Но к большому сожалению, полностью восстановиться не смогла. Время, проведенное в одиночестве, пагубно повлияло на ее психику, поэтому ее все-таки пришлось определить в интернат для умственно-отсталых людей.
Марина Чэпмен из Колумбии. До 5 лет Марина была обычным ребенком и жила в небольшой колумбийской деревне. Но ей не посчастливилось родиться в период, когда человек был товаром, особым спросом пользовались маленькие девочки. Чаще всего их выкрадывали, чтобы продать в бордель. Такая участь постигла и Марину, ее похитители из родительского дома, но по какой-то непредвиденной причине сделка не состоялась и похитители просто оставили ее умирать в диких джунглях.
Но Марина была сильной девочкой, потому просто стала копировать повадки обезьян. Ела корни, цветы, ягоды, фрукты. Спать забиралась на деревья, а со временем нашла большое дупло в дереве и обосновалась в нем окончательно. К большому сожалению, нашли девочку бандиты, занимающиеся торговлей людьми. Они продали Марину, как экзотический товар, в ближайший бордель.
После жизни в борделе, она попала в дом к мафиози, где над ней также издевались. Из этого ада ее забрал мужчина, у которого было своих 5 дочерей. Они выходили Марину, научили ее всему что знали сами, но что самое главное, они ее любили. В итоге она смогла поверить людям, вышла замуж, и даже родила собственных детей.
Мальчик-леопард из Индии. Это невероятно, но этому маленькому человеку удалось прожить с леопардами целых 3 года. Когда малышу было 2 года из собственного дома его унесла самка леопарда. Мальчика долго искали, но поиски не дали результатов. Родители решили, что малыш погиб и просто пытались жить со своим горем. Но через три года одинокий охотник набрел на логово леопардов, и убил всех хищников. И каково же было его удивление, когда он увидел там еще и пятилетнего малыша.
Он забрал его и принес в ближайшую деревню. Его буквально сразу опознали как пропавшего мальчика, и вернули в родную семью. В первое время родителям было очень сложно с найденышем. Он кусался, рычал, нападал на других детей, и пытался все время ходить на четвереньках. Но любовь и терпение сделали свое дело, и через какое-то время он стал обычным ребенком. Правда прожил не очень долго. У него развилась смертельная патология глаз, от которой он и умер.
Первый ребенок маугли
Судить о том, кто был первым ребенком маугли в истории человечества довольно трудно. Ведь изначально подобный учет не велся. Но приблизительно в 19 столетии подобные случаи стали фиксироваться и изучаться. Самый первый факт существования детей мугли был зафиксирован, и подтвержден, в 1920 году. В это время в диких джунглях были найдены две сестры — Камала и Амала. Девочки попали в джунгли в довольно маленьком возрасте и жили в волчьем логове.
Когда их хотели забрать, волки начали защищать их как свое потомство. Людям пришлось отступить и дождаться пока волки разбредутся на охоту. Как только это произошло, девочек сразу забрали. Сестры плохо привыкали к новой жизни, и старались минимально общаться с людьми. Амала умерла через год после возвращения к людям. Причиной ее смерти стали проблемы с пищеварительной системой — ее организм не воспринимал термически обработанную пищу.
Камала прожила до 17 лет и даже научилась сносно говорить, и правильно передвигаться. Но и у нее начались проблемы со здоровьем — развилась почечная недостаточность. В то время болезнь считалась смертельной, так как не поддавалась лечению, и именно из-за нее девушка и умерла.
Являются ли дети маугли личностями?
Одичавшие дети вызывают у современного человека одновременно жалость и желание как можно быстрее сделать их такими как все. Как правило, после изъятия из неблагоприятной среды, таких детей сразу же пытаются втиснуть в общепринятые рамки. Из них пытаются сделать личность, которая не будет опасной для других людей. Но нужно ли это детям маугли? Являются ли дети маугли личностями вообще? Вопрос конечно спорный.
С одной стороны, человек слабый, неспособный противостоять опасности вряд ли сможет выжить в трудных, а порой и опасных условиях. Но как мы знаем, одичалым деткам это удается. Да, они делают это очень своеобразно — спят, где придется, питаются чем попало, отвергают гигиенические процедуры. Но при всем этом они цепляются за жизнь и делают все, чтобы ее продлить. И уже за одно это мы можем называть их личностями.
Но если подойти к вопросу с научной точки зрения, то получается личностями они не являются. Личность обладает совокупностью психологических, социальных и культурных качеств, и умеет пользоваться ими, находясь в социуме. Что касается детей маугли, то они из-за отсутствия поддержки и правильного примера подражания, чаще всего ведут себя как дикие звери.
Более того, относительно маленький процент таких найденышей учится жить в современном обществе. Как показывает практика, уровень развития таких детей как у 7-летных малышей. А те, кто одичал уже в более старшем возрасте, хоть учатся всему что надо, на практике применяют с большой неохотой. А потому, с точки зрения науки, детей маугли можно назвать личностями с большой натяжкой.
Как складывается жизнь детей маугли?
Как вы уже, наверное, поняли, дети маугли, в большинстве случаев очень трудно привыкают к изменениям в своей жизни. Более того, большинство из них считает людей врагами и по этой причине враждебно к ним относится. Но все же не надо ставить на таких детках крест. Пускай не очень много, но все же некоторые из них становятся полноправными членами общества. При правильной корректировке поведения и поддержке любящих людей, дети маугли избавляются от своих внутренних страхов и даже получают удовольствие от своей новой жизни. О положительных изменениях некоторых из них мы вам сейчас расскажем.
Витя Козловцев из Подольска. Его мама предпочитала заниматься собой, и практически не уделяла внимания сыну. Мальчик все свое время проводил в квартире и играл с собаками. Не совсем понятно, как бы сложилась его судьба, если бы участковый педиатр не решил узнать у родителей, почему мальчика не приносят на плановые обследования. Она посетила квартиру и узнала страшную правду.
После этого мальчика забрали из семьи и хотели отправить в спец-учреждение. Но о нем узнала одна многодетная мать и решила забрать к себе. Социальные службы ее отговаривали так, как считали, что Витю нельзя социализировать. Но чудо произошло. Мальчик научился взаимодействовать с окружающими и стал более спокойно относиться к людям. Сейчас он мечтает стать хорошим портным, и для того проходит обучение.
Еще один пример того, что одичалый ребенок может адаптироваться в современном обществе. На фото Иван Мишуков, который в 4 года остался один, если сказать точнее, то с отцом — алкоголиком, который им никогда не занимался. Малыш рос настоящим дикарем, к людям подходил только чтобы взять поесть. В 6 лет с улицы его забрала полиция, и определила в приют. Отсюда он и попал в приемную семью.
Его окружили заботой и любовью, и мальчик стал более отрытым и дружелюбным. Он догнал сверстников в развитии, получил образование в морском кадетском корпусе и отслужил в армии. Сейчас Иван имеет работу, собственное жилье и близких людей. Он тепло относится к женщине, которая забрала его из приюта и считает, что именно она спасла его от жизни на улице.
Дети маугли в мировой истории — кто они?
Как вы уже поняли, дети маугли существовали во все времена. Одни из них дичали из-за того, что становились сиротами, другие просто терялись в диком лесу, а третьих похищали и бросали где попало. Конечно, много таких деток не выдерживало испытаний, выпавших на их долю, но есть и те кто прошел через все трудности и все же стал настоящим человеком.
Дети маугли в мировой истории:
Мари Ангелик Мемми из Франции. В 9 лет Мари осталась сама в диком лесу и прожила в нем 10 лет в полном одиночестве. Она научилась охотиться на птиц и кроликов, и ела их сырыми. Ее излюбленным занятием была добыча вкусных кореньев, она вырывала их голыми руками. Когда люди ее нашли, она пыталась отбиться от них деревянной дубинкой. А когда ее впервые привезли в небольшой городок, она очень сильно испугалась, для нее все здесь было чуждым.
Но нашлись люди, которые обучили ее правилам этикета, научили читать, писать и ухаживать за собой. И как только Мари превратилась в красивую молодую девушку, у нее появились поклонники. К большому сожалению, Мари не смогла обрести полноценную семью, но все же без покровителей не оставалась никогда. Умерла она зажиточной дамой в возрасте 63 лет.
Джон Ссебунья из Уганды. Маленьким ребенком Джон попал в джунгли и прожил в диких условиях 3 года. Вернее, таким образом родители пытались спасти жизнь малыша, они решили, что вдалеке от своего селения у него будет больше шансов выжить. Сами родители были убиты местной бандой. Мальчик долго скитался в одиночестве, но потом решился приблизиться к обезьянам, и те приняли его дружелюбно.
Он стал следовать за ними везде, и через какое-то время научился передвигаться по деревьям. Он питался орехами и ягодами, и рос вполне здоровым мальчуганом. Самое интересное, что обезьяны не сделали его агрессивным. Наоборот, он был открытым и любопытным, и легко шел на контакт. Когда его забирали из леса, он не сопротивлялся, а вот обезьяны пытались его отбыть. Джона научили говорить, немного читать. Повзрослев, он увлекся пением, начал петь в церковном хоре и вести спокойную жизнь.
Видео: Дети маугли — жизнь «до» и «после»: документальное расследование
Читайте также на нашем сайте следующие статьи:
- Жестокие дети: в чем проявляется детская жестокость, почему дети бывают жестоки, кто виноват?
- Как выглядят дети самых красивых женщин мира: фото
- Недолюбленные дети: признаки, проблемы и последствия в будущем
- Кто такие дети индиго, как отличить их от обычных детей?
- Кто такие люди, мужчины, женщины, дети гермафродиты, как они выглядят и почему они рождаются?
Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития признано открытие Л. Выготского, касающееся сенситивных периодов в развитии человека: если использовать это время максимально, можно вырастить если не гения, то одаренного и реализованного человека. Однако при игнорировании этих периодов происходят невосполнимые потери и упущения в ходе становления личности, и подтверждение этому — дети-Маугли.
Что такое сенситивные периоды?
Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.
И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.
Сенситивные периоды для речевой деятельности
наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет);
освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи;
проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов;
активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет);
взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).
Потребность в стабильности
Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.
Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.
Сенсорное развитие
Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.
Двигательная активность
Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.
Сенситивный период первичной социализации
Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.
Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?
Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.
Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».
Что такое «синдром Маугли»?
Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.
От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?
Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.
Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.
Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.
Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.
Каков вывод?
Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.
Литература:
1. Антипов А. Дети-Маугли. Электронный ресурс.
2. Эриксон Э. Детство и общество. Электронный ресурс.
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна