В данной статье мы рассмотрим, как научиться играть новичку в шахматы, разобрав все ходы и обходы для достижения победы.
Содержание
- Как научиться играть в шахматы с живыми игроками: названия шахматных фигур, изучаем как ходят фигуры
- Начало игры в шахматы: расстановка фигур
- Как научиться играть в шахматы: правила игры для начинающих
- Какова же цель игры в шахматы?
- Как сделать рокировку во время игры в шахматы?
- Можно ли превратить пешку в другую фигуру во время игры в шахматы?
- Как научиться играть в шахматы новичку: советы и нестандартные случаи
- Видео: Как научится играть в шахматы новичку?
Игра безумно интересная и интеллектуально развивающая, но в нее нужно уметь играть. Поэтому мы хотим подробно разобрать основные азы, ходы и секреты этой потрясающей игры.
- Шахматы предназначены для игры двух соперников. Кстати, это всегда была и остается элитная аркада, в которую могут играть только образованные и интеллигентные люди.
- Игра происходит на квадрате, который называется шахматной доской. Она размечена сеткой на 64 ровные и равносторонние квадраты. Методом умножения/деления понимаем, что поле идет 8 на 8 квадратиков. Между прочим, черный и белый цет чередуются между собой в шахматном порядке. То есть, цвета располагаются через один.
- О самих фигурах мы поговорим более подробно, но пока напомним, что у каждого участника будет по 16 статуэток. То есть, всего на доске будет 32 фигуры. Очень важно – игра имеет разделение благодаря черному и белому колориту. Да, сейчас уже придумали множество интерпретаций такой забавы, но мы говорим о классическом варианте.
- Своеобразный ход каждой фигуры мы также немного ниже подробно разберем, но ни одна статуэтка не повторяет траекторию своего напарника по полю.
Как научиться играть в шахматы с живыми игроками: названия шахматных фигур, изучаем как ходят фигуры
Открывающий этап в процессе обучения этой игры – изучение особенностей передвижения фигур по игральной доске. Да, о правильной расстановке мы поговорим позже, когда вы поймете своеобразность каждой статуэтки.
Пешки составляют основную часть «войска» в игре
- Всего их восемь единиц. Передвигать пешку на два свободных квадрата можно при первом ходе игрока. При последующих ходах она передвигается вперед только на одно свободное место.
- Пешки не могут двигаться вперед, если они заблокированы другой фигурой. Но они способны захватить те фигуры оппонента, которые располагаются спереди по диагонали с размахом в одну клеточку.
- Пешка – это сингулярная фигура, которая не может двигаться назад. Но зато она является статуэткой, которая захватывает вражеские фигуры уникальным образом. Ведь ее нападение отличается от ее обычного способа перемещения.
Ладья – это фигура, которая похожа на башню замка
- Благодаря этой ассоциации ее можно легко запомнить. Она перемещается на доске только или по горизонтали, или по вертикали. Но на любое количество квадратов, хоть до самого конца поля.
- Только это в том случае, если дорога не преграждена собственной фигурой. А вот врагов она просто сбивает, передвигаясь настырно вперед. Вот поэтому она и схожа с колесницей, что едет напролом.
Конь – заметная фигура, которая имеет единородный метод переброса
- Она представлена лошадью и выступает самой сложной единицей из-за своего способа перемещения. Конь перемещается в форме буквы «Г». Хотя, по статистике, быстрее запоминается как раз таки более сложная и необычная траектория.
- Ее именно переброс – это настоящий прыжок, ведь конь не скользит по доске. И этот прыжок сформирован из трех клеток, что направлены вперед, и одной перпендикулярной клетки в любую сторону. Кстати, «слон» может отсчитывать эти клетки от своего места в любом направлении, просто «вперед» означает по ходу движения статуэтки.
- Также эта фигура выделяется еще и тем, что у нее практически нет преград в виде других игроков на поле. Повторимся, она прыгает и перемещается по воздуху. А вот если кто-то оказался на выбранной клетке, того конь «задавит своими копытами».
- Вспомните мультик про Машу и медведя. В такой забаве конь — действительной сильный игрок, ход которого не всегда можно вовремя просчитать. А нападет он, как настоящий десантник, с воздуха.
Слон – это и индийский кавалерист, и стройный офицер
- Названия немного могут отличаться скорее по той причине, что данная фигура ну вовсе не похожа на слона. Кстати, в древних шахматах это были кавалеристы. Возможно, поэтому некоторые увидели в нем еще и красивого офицера.
- Он может двигаться только по диагонали, но в любом направлении. Кстати, некая ассоциация такой дороги проходит с его шапочкой. Она длинная и остроконечная.
- А это подсказывает, что офицер может перемещаться на неограниченное количество клеток – хоть на один, хоть на пять квадратов. При этом, своим «острым оружием» сбивает всех стоящих на его пути.
- Также весьма сильная и ходовая фигура. Но у нее есть одна особенность — белый кавалерист не может стать на черные клетки. И, соответственно, наоборот состоит ситуация с черным офицером.
Ферзь обошел всех остальных по своей мощности
- Хоть он и не относится к женскому роду, но его чаще именуют королевой. Даже сама статуэтка имеет очень красивое и стройное очертание. Поэтому ассоциация вполне оправдана.
- Да и ход ее также соответствует статусу – она вобрала ходы всех фигур вместе. Да, королева может пойти в любом направлении, в любую сторону и на любое количество клеток. Правда, ход коня продублировать ферзь не может.
- При этом, все неправильно стоящие фигуры будут убраны с поля. Поэтому такая статуэтка самая ценная на поле. Да, без короля не будет игры, но основная стратегия и атака лежит на плечах королевы!
Король – самая важная и слабая статуэтка
- Вообще, вся игра вращается возле короля, который может ходить только на одну клетку. Направление, правда, может выбрать любое, чем показал, что сильнее пешек. Так, кстати, король и защищается, убивая приближающихся противников.
Начало игры в шахматы: расстановка фигур
После знакомства с правилами и особенностями перемещения каждой статуэтки нужно научиться расставлять их на доске.
- Первым делом, ее нужно правильно еще поставить. Обратите внимание, где расположены цифры и буквы на крайней окантовке. Как правило, английские символы должны быть внизу и вверху, а цифры по бокам.
- Кстати, это упростит объяснение позиции каждой статуэтки. Например, вы походили пешкой и поставили ее на клеточку, что имеет описание 4С или С4. Чем-то напоминает игру детства – морской бой. Поэтому суть понятна – это упрощает понимание расположение фигур.
- Также еще одна особенность, что выступает подтверждением правильной позиции поля – это клеточки. Белый или просто светлый квадратик будет у каждого игрока с правой позиции.
- Всех пешек нужно поместить на вторую линию от игрока, чтобы была стена «главного войска». Они находятся ближе всего к противнику и, в принципе, этих статуэток не так жалко, как остальных «главных нападающих».
- Теперь можно ставить башни. Они находятся с обеих сторон на крайних позициях в первом ряду.
- Теперь пришел черед коня. Он также располагается рядом с каждой стороны от башни, двигаясь к центру по линии.
- Ну а стройного слона или офицера выставляете на соответствующие клеточки светлого и темного оттенка. Если быть точнее, то их место расположения – это третья позиция от края в этом же ряду.
- Теперь пришел черед короля с королевой. Задает цвет ферзя. Если вы играете за «белую команду», тогда дамка (еще одно ее название) должна быть на светлой клеточке из двух оставшихся мест. Черная дамка выбирает аналогичный колорит квадратика.
- Король же становится справа от белой дамки или слева от черной королевы.
Важно: Все фигуры должны иметь зеркальные позиции. То есть, стоять друг против друга в соответствие с видом статуэтки.
Как научиться играть в шахматы: правила игры для начинающих
Теперь нужно выбрать цвет каждого играющего человека. Хотите, можете вспомнить еще некие игры из детства и выбрать колорит с помощью бросания кубиков. А по количеству очков найти выбирающего игрока. Или же воспользуйтесь методом «боя на кулаках» или, более распространенное название, «камень-ножницы-бумага». Сможете, придите к словесному заключению.
- Игрок, которому достался светлый оттенок фигур, начинает ход первым. Это правило действует еще с исконных дней появления данной игры. Он выбирает любую фигуру, которую хотел бы перенести.
- Кстати, он может начать первую атаку или открыть путь для других фигур. Первый ход – одна из самых важных частей игры. Нет никакого строгого правила, как сделать его правильно. Здесь некой фишкой выступает – собственный стиль игры.
- Со временем новичку удается найти свой метод, который значительно увеличивает шансы на выигрыш. Но нужно иметь в виду несколько фактов:
- на данном этапе не стоит атаковать. Вначале нужно разместить свои фигуры на самые выгодные позиции. Нужно обеспечить статуэткам безопасные и эффективные для атаки позиции. Это поможет в дальнейших ходах;
- ну и необходимо сделать один или два хода пешками. Они дадут возможность выйти для атаки остальным фигурам. Затем начинается концентрация на более мощных статуэтках;
- по сути, вы только пешками и сможете походить. Выпускать на поле коня – это бессмысленно и опасно быстрой его потерей. Но учтите, что короля сразу открывать нельзя!
- Много передвижений фигур игрока зависит от действий оппонента — просто нужно почувствовать игру. Важно наблюдать и смотреть, чтобы разгадать план противника. Эта игра больше связана с ожиданием угроз и предвидением последующих действий, чем с любыми другими мозговыми действиями.
- Никогда не забывайте, что первый ход для пешки дает возможность в перемещении на две клеточки. При первом ходе никакой опасности нет, ни для какой фигуры. Запомните это!
- Пешки – это самые уязвимые статуэтки, но и их миссия прикрывать тыл «главного войска». Нападает же пешка вперед, но по диагонали. В любую сторону. Она не двинется вперед, если перед ней уже есть фигура. Поскольку имеет только прямое перемещение, но атака идет в косом направлении.
Важно: Пешка не может бить назад! Напомним, что это сингулярная статуэтка, что не имеет возможности вернуться. Даже, если появился за спиной противник, или игрок вспомнил о пропущенной фигуре. В противном случае, игра заканчивается.
- Игра идет очень простым образом — по очереди. Причем после одного хода каждого оппонента. При этом нужно не просто не подставлять свои фигуры, но и стараться «уничтожить» как можно больше вражеских статуэток. И, конечно же, быстрее противника подойти к самой слабой фигуре, которую все и защищают. То есть, к королю.
- Этот поединок исключает произвольное и необдуманное перемещение статуэток по полю. Каждый ход должен быть не просто продуманным, а рассчитанным на несколько перемещений противника.
- Никогда не забывайте, что все фигуры взаимосвязаны между собой. Да, как и в нашей природе, каждый элемент играет свою роль и несет важность для целой системы. В такой интеллектуальной забаве ход одной статуэтки откроет доступ к другой фигуре.
- Поэтому всегда думайте о последствиях перемещения любой фигуры. И никогда не забывайте, что будет еще и ход противника. А он может внести некие поправки в ваши планы.
- И еще один совет – не бойтесь жертвовать слабыми «войсками», защищая более сильные фигуры. Не нужно бросаться в бой офицером, если есть возможность подставить «по огонь» пешку. Но, если идет угроза дамке или королю, тогда уж лучше потерять одну ценную статуэтку.
- Но в разумных пределах. Терять фигуры можно только тогда, когда это нужно для спасения короля. Просто пытаясь дойти до края линии оппонента, подставляя всех своих «помощников», не стоит.
- Защита короля требует просто острого к себе внимания. Игрок, который теряет короля, бесповоротно проигрывает. Чтобы спасти фигуру, ее можно передвинуть в угол, путем рокировки, создав при этом вокруг него крепость из фигур. Но об этом более подробно мы поговорим позже. Также не забывайте давать ему запасной квадрат, чтобы бежать на случай «шаха».
- Не нужно перемещать своего ферзя просто потому, что он может захватить много вражеских статуэток. Использовать всю армию – девиз при построении победной тактики.
- Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, чтобы использовать только несколько фигур. Когда это происходит, остальные статуэтки просто не передвигаются и становятся легкой добычей для противника. Поэтому нужно держать «доску живой», а противника – «на носках».
- Опытные игроки знают, что управление центром считается более выгодным, чем управление боками. Если игрок доминирует в центре, его фигуры имеют большую мобильность.
- В качестве примера: у ладьи есть только два варианта перемещения из угла, но у нее есть восемь вариантов перехода с центрального квадрата. Занимать центр нужно быстрее. Именно по этой причине у многих людей стартовые пешки начинают игру.
- Не стоит отдавать свои фигуры без нужды. Это довольно очевидно, но многие игроки раскидаются своими пешками. Подобные ошибки порой допускают даже гроссмейстеры. Если нужно отдать их, то сначала нужно обязательно поторговаться.
Какова же цель игры в шахматы?
Любая игра имеет свою миссию. Если игрок поймет несущую концепцию такой интеллектуальной забавы, то это поможет ему не только научиться играть и ходить, но и обеспечит высокие шансы на победу.
- В шахматном развлечении каждый игрок пытается захватить короля своего оппонента. Если игроку это удается, то партия заканчивается его победой. В то время как поставить «мат» противнику – это основная цель шахмат, существует и вспомогательная миссия.
- Это защита каждым из игроков собственного короля от получения «мата». Осуществить ее возможно двумя путями. Первый вариант – это захватить наибольшего количества фигур оппонента. Второй метод – избежание захвата собственных фигур.
- Стоит выделить еще, что не зря такую игру называют интеллектуальной аркадой. Ведь очень важно продумывать каждый ход наперед, причем не только своего «войска», но и вражеских фигур.
- Да, новичкам порой бывает тяжело продумать каждый свой ход, да еще и одновременно предвидеть перемещение вражеских статуэток. Тем более что интуитивно этого сделать нельзя. Только мозговое мышление поможет одержать победу.
- В этом случае важно терпение. Интерес к шахматам, как и навыки для игры в них, будет расти после каждой сыгранной партии.
Что значат ключевые слова «шаг» и «мат»?
Кстати, это выражение часто используют и в повседневной жизни. Относится оно к поражению в любом аспекте. Но можно еще сказать, что это важнейшая миссия всей игры.
- Также необходимо помнить, что подразумевают под понятием «шаг». Если королю объявляется «шаг», значит, он подвергается нападению одной из фигур противника. В таком случае, нужно выйти из-под удара. Чтобы сделать это существует 3 способа:
- подвинуть короля на безопасный квадрат. Безопасный квадрат — это клеточка, где король не будет под ударом;
- захватить вражескую фигуру, которая угрожает королю;
- блокировать угрозу при помощи одной из фигур. Но этот способ не сработает против пешек и коней.
- Если невозможно сохранить короля — это «мат». Партия заканчивается проигрышем игрока.
Как узнать победителя или система подсчета баллов?
Если человек хочет больше узнать об игре в шахматы, нужно ознакомиться с системой баллов. Каждая фигура ценная для игрока, будь то пешка или ферзь.
- Чем ценнее фигуры, тем больше очков они стоят:
- пешки эквивалентны 1 баллу;
- кони же ценятся в 3 очка;
- слоны стоят также 3 балла;
- ладьи выросли до 5 очков;
- а вот ферзь приравнивается к 9 баллам;
- короли, конечно же, бесценны. Ведь если потерять своего короля, то игра оканчивается проигрышем.
Как сделать рокировку во время игры в шахматы?
Новичку необходимо знать, как можно сделать рокировку. Есть особый ход с участием ладьи и короля. Это единственный раз, когда можно переместить две фигуры в один и тот же ход.
- Когда ладья и король меняются местами, этот ход укрывает короля и открывает вашу ладью. Теперь она готова присоединиться к атаке. Как правило, это полезно, чтобы король попал под защиту.
- Использовать рокировку получится только при таких условиях:
- ни король, ни ладья не были перемещены до этого момента;
- королю не объявлялся «шаг»;
- между необходимыми статуэтками нет других фигур;
- также вспомогательное условие — это стоящие впереди пешки. Ведь без них не будет той должной защиты.
- В один ход нужно переместить своего короля и башню. Не пугайтесь, это сделать просто. Первым делом перемещаете короля на две клетки к крайней фигуре.
- Для черных статуэток это положение будет слева, а для светлых фигур – справа. Затем перебрасываете ладью в квадрат рядом с королем, но уже на другой стороне. Это вариант простой рокировки. В таком случае башня также передвигается на две клеточки.
- Но есть еще и «длинная рокировка». Она дает возможность передвинуть короля также только на две клеточки. Но башня идет со стороны ферзя, поэтому может перепрыгнуть на 3 позиции. Логично, что движение короля направлено в противоположную первому методу сторону.
Можно ли превратить пешку в другую фигуру во время игры в шахматы?
Шахматисты если и не сильны, разбираются и в пешках. В принципе, есть у них один схожий момент. Кстати, пешки считаются более легким видом забавы. Но сейчас не об этом.
- Мы просто проведем аналогию с ними. Когда противник доходит до первой линии своего оппонента, то пешка переворачивается и становится дамкой. Скорее всего, от этого и пошло искажение.
- Дело в том, что бытует мнение, что пешка может стать любой выбранной фигурой. Это не так! Она может превратиться только в королеву!
- Хотя смысл остался неизменным, пешку нужно довести на ту сторону поля, до самой первой линии.
Как научиться играть в шахматы новичку: советы и нестандартные случаи
- Всегда нужно помнить о сильных и слабых сторонах каждой фигуры.
- Король очень ценен и должен быть защищен любым способом.
- Ферзь — наиболее универсальная и полезная фигура для поддержания эффективной стратегии игры. Она часто используется для сокращения количества вражеских фигур на игральной доске.
- Также дамка сочетает в себе силу слона и ладьи. По своей ценности для игрока он уступает место только королю.
- Конь отлично подходит для неожиданных атак. Его характер движения часто упускают и путают начинающие игроки. Эту проблему новичков можно легко использовать в свою пользу.
- Слоны, как правило, подходят для открытой атаки. Однако многие начинающие игроки часто недооценивают эти фигуры и не в полной мере используют их.
- Ладьи сильны и имеют большой диапазон движения. Они лучше всего работают с открытыми флангами.
- Пешки могут показаться незначительными, но они могут быть полезны для захвата противника. Если ее принести в жертву, можно захватить более ценную фигуру. Если играть правильно, пешка может даже стать угрозой для короля.
Как быть во время нестандартных случаев или когда бывает ничья?
Порой случаются тупики – это ситуации, когда игрок, чей ход должен переместить фигуру, не имеет возможности действовать. Тогда игра заканчивается ничьей.
- Существуют еще несколько вариантов, когда игра может закончиться вничью. Первый — по соглашению. Если оба игрока согласны с тем, что они не смогут выиграть или не видят способа одержать победу. Тогда они могут согласиться на ничью.
- Второй – это повторение. Например, если оба игрока просто продолжают перемещать своих коней туда и обратно на одни и те же квадраты, будет объявлена ничья.
- Если ни один из игроков не совершает ход пешкой или не захватывает фигуру за 50 последовательных ходов, будет объявлена ничья. Это не позволяет игроку играть бесконечно или утомлять своего противника.
- Недостаточное количество фигур. Если у одного из игроков нет достаточно количества фигур, чтобы захватить короля, объявляется ничья.