Если вам нужно выполнить краткий или полный анализ стихотворения «Узник» Пушкина, то читайте статью. В ней подробно все описано.
Содержание
- Как выполнить краткий анализ стихотворения поэта Пушкина и Лермонтова «Узник» 6 класс?
- Полный анализ стихотворения «Узник» поэта Пушкина и Лермонтова: план
- Тема стиха Пушкина «Узник»
- Композиция стиха Пушкина «Узник»
- Жанр стихотворения Пушкина «Узник»
- Средства выразительности стихотворения Пушкина «Узник»
- Видео: «Узник» А. Пушкин. Анализ стихотворения
- Видео: Литература 6 класс. Урок №9 — А. С. Пушкин. «Узник»
- Видео: ЕГЭ Литература. А. С. Пушкин «Узник» (1822)
Александр Сергеевич Пушкин писал невероятные произведения. Он передавал при помощи стихов — свои мысли, которые ему хотелось донести до людей. Очередной шедевр этого поэта — «Узник». Дети изучают данное произведение в шестом классе.
Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина». Вы найдете план, вопросы, сравнительную таблицу.
На уроке литературы учащиеся разбирают стих «Узник» Пушкина по жанру, композиции, выделяют средства выразительности. Ищите ниже краткий и полный анализ данного произведения. Читайте далее.
Как выполнить краткий анализ стихотворения поэта Пушкина и Лермонтова «Узник» 6 класс?
Произведение стихотворного типа с одноименным названием «Узник» присутствует у обоих великих поэтов — Пушкина и Лермонтова. Но, несмотря, на схожий смысл, это совершенно разные поэтические шедевры. А.С. Пушкин создал свое произведение во время ссылки в Кишинев в 1822-м г. Вот как можно выполнить краткий анализ для 6 класса:
- Тема: герой сидит в заточении, однако все его думы о свободе.
- Он утверждает, что тюремное помещение никогда не сможет забрать у него волю – но не только физической, но и той свободы, что находится внутри его естества.
- Имеются 4 строфы в форме катрена, условно «Узник» делится на 3 ч.
- Работа лирико-романтическая, использован четырехстопный амфибрахий.
- Рифма написано точно, мужская (ААВВ). Имеются эпитеты и метафоры.
Пушкин понял, что существование в Бессарабии для него – пытка. Особенно после того, как он блистал в Петербурге и Москве. Само же стихотворение стало символикой свободы человека со всех ее сторон. Образ можно назвать собирательным. Главный герой борется за свободолюбие и желает покинуть тюремные стены.
Что же касается М.Ю. Лермонтова, он написал своего «Узника» в то время, когда сидел в тюрьме. Заточен в неволе поэт был после своего стихотворения, которое было посвящено А.С. Пушкину. Навещать заключенного смог один камердинер. Но Лермонтов не переставал творить и в таком состоянии. выписывал буквы он на тех отрывках бумаги, в которые была завернута пища, которой его кормили.
- Тема: свобода – недостижимая мечта лирического героя. Он также пребывает в тюрьме – но, в отличие, от пушкинского «Узника», осознает безысходность. Заточение для него – это одиночество, неспособность поделиться своими мыслями.
- В стихе Лермонтова имеют место три строфы. А также полная привязка к антитезе.
- Поначалу чувствуется оптимизм. Но ближе ко второй строфе герой впадает в пессимистичный настрой.
- В третьей части заключенный просто смиряется со своей участью.
Из этого выходит главное отличие между творениями:
- Пушкин не оставляет мысли, что узник окажется на свободе. Наоборот, он словно подталкивает его к тому, чтобы покинуть темницу.
- А Лермонтов показывает более обреченного узника, который понимает, что никуда они из тюремных стен не денется.
«Узник» Лермонтова – лирическое стихотворение, поскольку можно заметить чувства главного героя. Основной прием: четырехстопный ямб. Это отличный способ подчеркнуть трагизм ситуации. Имеются эпитеты, сравнения, олицетворения.
Полный анализ стихотворения «Узник» поэта Пушкина и Лермонтова: план
В сочинении можно раскрыть историю написания стихотворения «Узника» поэта Пушкина и его особенности. Делайте это по такому плану:
- Что послужило предпосылкой для создания стихотворения?
- Какое настроение поэт придает своей работе?
- Какие литературные приемы помогают отразить душевное состояние героя?
- К чему стремится герой?
«Узник» Лермонтова описывайте по другому плану. Укажите, когда и как был написан стих. Также раскройте особенности стихотворения. Вот план для написания:
- Что побудило М.Ю. Лермонтова на создание произведения?
- Что чувствует герой, и каким способом поэт отражает его душевное состояние?
- Какие средства выразительности используются?
- «Узник» Лермонтова и «Узник» Пушкина: отличия
А.С. Пушкин создает свое произведение в ссылке. Свою персону с узником он связывает лишь косвенно. Более всего поэт страдает от отсутствия великосветской жизни. Они лишен своих былых контактов и остается наедине с самим собой. Герой Пушкина чувствует, что в неволе ему тесно. Душой он уже давно на свободе. Используются метафоры, эпитеты, сравнения.
Герой Пушкина рвется на свободу. Он верит, что рано или поздно окажется там. И нужно прилагать усилия, чтобы покинуть свое заточение. В то время, как стихотворение Лермонтова преисполнено безысходностью. Узник у него понимает, что ему уже никогда не покинуть тюрьмы и «ставит на себе крест». Ниже вы найдете полный анализ стиха Пушкина. Читайте далее.
Тема стиха Пушкина «Узник»
Каждый человек рожден свободным. Поэтому, если у него эту свободу отнимают (даже в результате собственной провинности), он очень тяжело переживает пребывание в заключении. Душа того, кто оказался в неволе, всегда рвется наружу, в родные и близкие места. Человек чувствует себя очень некомфортно без близких людей, будучи лишенным привычного уклада. В этом раскрывается тема данного произведения.
А.С. Пушкин в стихе «Узник» подчеркивает, что все говорит заключенному о необходимости покинуть тюремные стены. Даже птица за окном словно говорит это. Скорее всего, лирический герой осужден незаслуженно. Он рвется на свободу всей душой, хоть и «был вскормлен в неволе».
Вполне очевидно, что, попав на свободу, герой Пушкина продолжит свои благие начинания. Он подсознательно помышляет о побеге из тюремных стен. Ведь у него нет ни желания, ни времени, ни желания, ни времени на то, чтобы прозябать в темнице. Это личность деятельная, уравновешенная, оптимистичная, с явными задатками лидера. Основная тема стиха:
- Борьба не только за собственную свободу, но и с режимом.
А вот «лермонтовский узник» — это не лидер и бунтарь, а скорее, флегматик и пессимист. Заточение ломает его стремление к воле и лишает стимулов.
Композиция стиха Пушкина «Узник»
Пушкин уместил свою чувственность и переживания в стихе «Узник» в 3 четверостишия. Это так называемые «составные части» творения. Композиция произведения:
- Первая (более мрачная) — нужна для того, чтобы читатель почувствовал, на что смотрит перед собой человек, прозябающий в серых тюремных стенах. Но пленник горд – неспроста он ассоциирует себя с орлом.
- Уже ближе ко второй части до узника доходит, что горевать нет смысла. За свою свободу нужно бороться. Он оставляет уныние. Орел представляется ему неким подельником, который предлагает убежать. И внутри себя мужчина с этим соглашается.
- В третьей части пленник уже полностью уверен в том, что впереди его ожидают долгожданная свобода и приключения. Человек не рассказывает, каким именно способом вырвется из заточения. Но и узником себя больше не видит.
Суть в том, что возможно посадить человека за решетку. Но если внутри у него присутствует тяга к свободе – то ее не вычеркнуть и не убить.
Жанр стихотворения Пушкина «Узник»
Пушкинский «Узник» — произведение-лирика. Его жанр очень интересный. Однако неприятие ограничений добавляет строкам романтические черты. Об этом говорят строки:
- «За тучей белеет гора»
- «Синеют морские края»
- «Гуляет ветер»
Получается, что главный герой Пушкина – является не просто борцом и бунтарем, но и человеком с многогранным внутренним состоянием и творческой жилкой. Он так похож на самого Александра Сергеевича. Но нет прямого упоминания в произведении, что поэт говорит именно о себе самом.
Размер: амфибрахий. Ударение на трехсложной стопе на 2-й слог. Рифмы написаны точно (пора-гора), (окно-одно). Много мужских рифм (сырой, молодой, крылом, окном).
Средства выразительности стихотворения Пушкина «Узник»
Большинство писательских приемов, в данном случае, направлены на отображение двух образов: мужчины и орла. Они одинаково обожают волю. Средства выразительности стихотворения Пушкина «Узник» можно описать несколькими характеристиками. Построен стих на антитезе:
- В темнице сырой – за тучей белеет гора, синеют морские края, гуляют лишь ветер да я.
- Пленник, вскормленный в неволе орел молодой – Мы вольные птицы.
Имеются 2 состояния: серая, мрачная, депрессивная неволя и ярчайшая, всепоглощающая воля. Борьба красок и их присутствие, делает произведение интересным.
Олицетворения:
- Орел молодой – можно сказать и о птице (буквальный смысл) и о мужчине (переносный смысл).
- Вымолвить хочет – птица может говорить лишь взглядом. Что она, собственно, и делает.
- Гуляем лишь ветер да я – ветер представляется живым существом.
Пушкин здесь очень часто использует глагольные формы в наст. времени:
- Сижу
- Зовет
- Смотрит
- Бросает
- Гуляем
Это сделано ради того, чтобы придать строкам динамики. Сложных форм практически нет. Наоборот, Пушкин делает упор на простоту. Но именно поэтому стихотворение быстро запоминается и легко учится.
Видео: «Узник» А. Пушкин. Анализ стихотворения
Видео: Литература 6 класс. Урок №9 — А. С. Пушкин. «Узник»
Видео: ЕГЭ Литература. А. С. Пушкин «Узник» (1822)
Прочитайте по теме: