Анализ стихотворения «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина: план, вопросы, самое главное для сочинения, художественные средства, композиция

Анализ стихотворения «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина: план, вопросы, самое главное для сочинения, художественные средства, композиция

Анализ стихотворения «Памятник» Пушкина поможет написать сочинение и подготовиться к презентации.

Стихотворение «Памятник» знаменито тем, что оно было создано за год до смерти великого поэта. Литераторы дали ему название духовного завещания Пушкина. Анализ, который проводится в данной статье по этому произведению, поможет понять, почему именно это творение является пророческим. Вы можете использовать его для написания сочинения или для подготовки к презентации на урок по литературе. Читайте далее.

План к стихотворению «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина: вопросы

Стихотворение «памятник» александра сергеевича пушкина
Стихотворение «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина

При жизни поэта это творение не было никому известно. Появилось оно в свете уже в 1841 году. Чтобы написать по этому творению сочинение, нужно сначала составить план. Вот вопросы по плану к стихотворению «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина:

  1. Какое отношение к произведению имеют Державин и Дельвиг?
  2. Почему стихотворение «Памятник» называют пророческим?
  3. Какова роль поэта в общественной жизни в понимании Пушкина?
  4. Почему литератор бессмертен?
  5. В чем особенность композиции стихотворения?
  6. Какими средствами достигается пафос произведения?

В конце нужно обязательно сделать вывод. Как его правильно написать, ищите в самом низу статьи. Читайте далее.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэта Александра Сергеевича Пушкина по литературе: кратко, самое главное по плану, 9, 10 класс

Стихотворение «памятник» александра сергеевича пушкина
Стихотворение «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин написал данное стихотворение в 1836 году. Впоследствии оно было издано, но уже после смерти автора. Примечательно, что Жуковский несколько подкорректировал стихотворение – но, «в рамках», чтобы не был утрачен общий смысл. Вот анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэта Александра Сергеевича Пушкина по литературе — кратко, самое главное по вышеописанному плану для 9, 10 класса:

Рассматривается роль творца в жизни общества, важность его миссии. Впрочем, эта тема в творчестве поэта является своеобразным лейтмотивом. Используется пятистрофная модель стихосложения.

  • Первая строфа дает понять, что человек, умеющий творить, намного выше «обычных» людей.
  • Последняя говорит, что это не просто высокомерие, а божий дар, благодаря которому поэт может выражать свои мысли и свое мировосприятие, его сознание расширено, а осознание куда выше, нежели у обычных членов общества.

Анализируя жанровую принадлежность, можно сказать, что это ода, написанная ямбом. Присутствуют и анафоры. Они формируют ритмичную составляющую.

Изобразительные средства:

  • «Не зарастет народная тропа» — это метафора.
  • «Памятник нерукотворный», «гордый внук» — это эпитеты.
  • Присутствуют и инверсии, среди которых «главою непокорной» и т.д.

Яркий пример анафоры «что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу».

Сравнительный, сопоставительный анализ стихотворений «Памятник» — Ломоносова, Державина и Пушкина: таблица для презентации

Сравнительный, сопоставительный анализ стихотворений «памятник» — ломоносова, державина и пушкина
Сравнительный, сопоставительный анализ стихотворений «Памятник» — Ломоносова, Державина и Пушкина

Стихотворение «Памятник» одинаково красиво написано и у Пушкина, и у Державина, и у Ломоносова. Эти великие люди будто пророчили при помощи своих произведений, что будут увековечены. Ниже мы опубликовали сравнительный, сопоставительный анализ стихотворений «Памятник» — Ломоносова, Державина и Пушкина в виде таблицы. Из нее вы можете взять информацию для сочинения или презентации:

Ломоносов Державин Пушкин
Заслуга поэта Нет (адаптировал творение Горация) Есть Имеется (личное сочинение, без заимствований)
Композиция 5 строф Аналогично Аналогично
План повествования

Описание монумента.

Тема бессмертия поэта, Родины, народной памяти, достижение творцов, обращения к музе.

Аналогично Аналогично
Как раскрывается тема бессмертия? Творчество имеет смысл и цель, пока живы люди. Схоже Схоже
Как раскрывается образ Родины? Границы обозначаются при помощи рек. Солидарен с Ломоносовым Обращается к разным нациям: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».
Отношение к творчеству Главное – новые подходы и идеи Главное — истина Гуманизм – основа всех основ
Музы Носят венец Носят венец Не носят венец
Кто музы для поэтов? Богини Богини Подруги
Как музы относятся к неправоте? Осуждают Оспаривают Равнодушны

Полный, комплексный анализ стихотворения «Памятник» поэта Александра Сергеевича Пушкина: история создания, жанр, идея, тема

Анализ стихотворения «памятник» поэта александра сергеевича пушкина
Анализ стихотворения «Памятник» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Можно сказать, что существует достаточно большое количество общих черт с творением Державина. Но, в то же время, исторические факты относят и к Дельвигу – возможно, это ответ поэта на работу друга. Вот полный, комплексный анализ стихотворения «Памятник» поэта Александра Сергеевича Пушкина с историей создания, жанром, идеей и темой:

Примечательно, что поэт погиб спустя год после написания стихотворения. Некоторые критики склонны считать «Памятник» своеобразным завещанием и предсказанием. Ведь люди, как правило, предчувствуют свою погибель. При жизни строки не были опубликованы. Только лишь потом, после корректировки Жуковского, эта работа А.С. Пушкина увидела свет. Была напечатана в сборнике.

Базовая тематика – это то, какую миссию несет каждый поэт, какую роль он занимает в социуме, как может влиять на общество в целом, и какая лежит ответственность на его плечах. Мало того, Пушкин уверен, что тот факт, что человек наделен поэтическим даром, не может опровергать и того, что он гражданин своей страны, который должен стараться менять реальность к лучшему. Стихотворение принадлежит к жанру оды.

Герой творения – поэт. Он выше всех людей. Мало того, благодаря душе, что заключена в заветную лиру, он не может умереть. Точнее, физическое тело, сохраняет эту особенность. Но вот в плане культурного наследия, каждый творец остается в памяти людей не только на года, но и на века.

Однако муза изменчива и ее нужно слушаться. Также не следует осуждать глупых людей, благородно принимать как хвалебные оды, так и порицания. Конечно же, поэт не должен «требовать венца» — то есть творить он должен для людей, ради совершенствования мира, а не только чтоб прославиться и разбогатеть. Подобное творчество никому не нужно. Миссия стихотворца раскрыта в полной мере.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» — анализ: художественные средства, композиция

Стихотворение александра сергеевича пушкина «памятник» — анализ
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» — анализ

Ни одну из строф стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» невозможно «выкинуть» — можно сказать, что действие развивается постепенно. Вот анализ творения с художественными средствами и композицией:

Пушкин применяет интересный прием. Приглядевшись, можно заметить, что в первых трех строках ямб трехстопный, а в четвертой – четырехстопный. Видно, что это не оплошность и не случайность. Александр Сергеевич делает это намеренно.

Что же касается структуры, она такова:

  • Творец – высшее существо.
  • Назначение поэта и творческого человека в том, чтобы.
  • Наставление музе.

Славянизмы повышают пафос творения. Это словно торжественная речь, манифест, что выражает позицию стихотворца.

Интересных приемов, свойственных великим литераторам, было употреблено довольно много. Отдельного внимания заслуживают метафоры, среди которых:

  • «Не зарастет народная толпа».

Антитезы вроде словосочетания:

  • «Хвалу и клевету».

Анафоры:

  • «Добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу».

Инверсии:

  • «Главою непокорной».
  • «И славен буду я…».

Эпитеты:

  • «Памятник нерукотворный».
  • «Народная тропа».
  • «Гордый внук».

В четвертой строфе заключено то самое «зерно», которое и формирует смысл. Можно вычленить информацию о том, какую роль сам Пушкин отводил себе в русской поэзии. Это подчеркивает анафора. А вот обращение к музе наполнено высокопарностью и «идеальностью» — такое впечатление, что поэт обращается не только к божеству, но и ко всем тем, кого она посещает. Александр Сергеевич, считает, что настоящее творчество не поощряет личностных недостатков, оно подчиняется только лишь Господу. Это подчинение есть некая плата за великий дар.

Письменный стиховедческий анализ стихотворения Пушкина «Памятник»: по строфам, четверостишьям

Письменный стиховедческий анализ стихотворения пушкина «памятник»
Письменный стиховедческий анализ стихотворения Пушкина «Памятник»

Если вам нужно сделать домашнее задание по литературе по произведению «Памятник» Пушкина, тогда без помощи не обойтись. Вот письменный стиховедческий анализ стихотворения по строфам, четверостишьям:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа» – имеет место метафора.

  • Конечно же, данный факт обозначает, что поэта после смерти не забудут, память о нем и плоды его работы будут жить в душах людей.
  • Речь не только касается тропинки к месту погребения.
  • Существует множество великих людей, но далеко не все их поклонники бывали в местах, где они почивают. Автор имеет в виду, что творческие люди вечны.

«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире» – метафора.

  • Пушкин подразумевает, что стихи – это и есть то средство, которое делает их сочинителя вечным.
  • Они не забудутся даже после кончины и будут передаваться из уст в уста.

«И славен буду я, доколь в подлунном мире, жив будет хоть один пиит».

  • Автор намекает на то, что между творцами есть связь.
  • И пока жив не только любитель поэзии, но и стихотворец, предшественников будут помнить.

«И гордый внук славян, и финн».

  • Раскрывается образ Родины.
  • Также прослеживается мысль о том, что истинное творчество поймут в любой точке земного шара, даже не зная языка, благодаря некому высшему посылу и энергетике, что исходила от автора.

«Что в мой жестокий век восславил я Свободу» – анафора.

  • Их в тексте не так много, но все же без них творение не приобрело бы той эмоциональной и смысловой окраски, которая в полной мере раскрывает тему.

«Обиды не страшась, не требуя венца».

  • Обращение к Музе может быть трактовано и как пожелание самому поэту.

Мысль в оде развивается от первой строфы до последней. Ее главное предназначение — это побуждение добра в людях и поэт этого отлично добивается.

Анализ стихотворения «Памятник» поэта Пушкина: вывод

Анализ стихотворения «памятник» поэта пушкина
Анализ стихотворения «Памятник» поэта Пушкина

В конце сочинения следует написать вывод по анализу, описанному выше. Вот что нужно указать:

Стихотворение «Памятник» поэта Пушкина является не только культурным наследием. Это также и посвящение, и назидание современникам и последователям, и некое завещание стихотворца, а также предзнаменование. Можно сказать, что оно отражает суть творчества и роль творца, дает своеобразные указания о том, как же человеку, имеющему талант, следует к нему относиться.

Мало того, оно наглядно показывает, что творцу не стоит бояться погибели – ведь в народных устах он всегда будет вечен.

Видео: Стихотворение А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *