Аэрофобия: признаки, причины, средства борьбы, лайфхаки. Как не бояться летать на самолете: советы

Аэрофобия: признаки, причины, средства борьбы, лайфхаки. Как не бояться летать на самолете: советы

А знаете ли вы, что, согласно статистике, аэрофобия встречается практически у миллиарда людей? Иными словами, ей подвержено около 20% жителей Земли! То есть, эта фобия заслуженно входит в перечень наиболее распространенных. Поэтому разберем ее максимально подробно.

Аэрофобия: признаки проблемы

Для начала попытаемся понять, аэрофобия перед нами или нет:

  • Поиск альтернативы в методах передвижения – основной признак. Если позволяют время и финансы, аэрофоб лучше приобретет билет на автобус, поезд. Нужно пересечь море, океан? Тогда он купит билет на корабль! То, что зачастую приходится переплачивать и тратить множество времени, совершенно не смущает такого человека. Все это меркнет перед страхом полета.
  • Отрицание безопасности полетов – при каждом удобном случае аэрофоб начнет вещать о том, что летать необычайно опасно. Он прекрасно знает, как правило, обо всех крупных авиакатастрофах, и умеет в красках о них рассказывать. При этом он свято уверен в том, что ему самому, если решится полететь, уготована именно такая участь.
  • Постоянный поиск компроматов – аэрофоб изучает вдоль и поперек любую информацию о перевозчиках. Такой поиск имеет вполне определенную цель – найти какой-нибудь компромат, а затем гордо его демонстрировать всем окружающим. При этом аэрофоб повторяет: «Я же говорил!».
  • Бессонница накануне полета – если все же аэрофобу предстоит совершить полет, спать он накануне точно не станет. Всю ночь он будет тревожно ворочаться и вспоминать подробности обо всех катастрофах, о которых когда-либо слышал.
  • Беспокойство, перерастающее в панику – они преследуют и в дневное время. Причем чем ближе время полета, тем большая паника поднимается. Контролировать ее сложно – она вполне может перерасти в истерику! Концентрировать внимание больше не получается ни на чем.
  • Негативная реакция вегетативной системы – так как активно вырабатывается гормон стресса, она страдает ощутимо. Например, повышается давление, возникает тахикардия, кружится голова, частыми становятся походы в туалет, выделяется слишком много пота, появляется тремор конечностей.
  • Путаность мыслей – если в моменты очередной панической атаки поговорить с аэрофобом, разговор будет недолгим. Человек попросту не сможет поддержать разговор, так как будет активно паниковать.
  • Приступы клаустрофобии – периодически до полета человек может начинать себя нервно вести в замкнутом пространстве. И чем ближе время полета, тем более активными становятся такие приступы.
  • Нервное поведение в самолете – оказавшись на борту, аэрофоб не сможет расслабиться. Он будет либо сидеть, судорожно впившись в подлокотники, либо постоянно приставать ко всем окружающим. Достанется и стюардессе, и попутчикам.

ВАЖНО: Бесполезно бороться с аэрофобией во время полета, когда страх уже «поглотил» человека. Все симптомы лишь усиливают чувство страха, человек в это время совершенно себя не контролирует.

Аэрофобия: причины ее возникновения

Аэрофобия опознана, но почему же она могла появиться?

  • Страх неизвестности – весьма распространенная причина, преследовавшая людей и раньше. Человек так устроен, что уверенно он себя чувствует лишь тогда, когда передвигается на своих ногах. Все остальное воспринимается поначалу с опаской. Потому наши предки боялись кататься на дирижаблях, кораблях и т.д. Перемещение по воздуху кажется чуть ли не волшебством, а это не может придать уверенности.
  • Привычка все контролировать – эта причина некоторым образом связана с предыдущей. Есть люди, которые испытывают повышенное недоверие или страх по отношению к тому, что они не могут пощупать, увидеть, в чем не в состоянии поучаствовать. Таинство вождения воздушного судна скрыто в кабине пилотов, поэтому пассажирам остается лишь уповать на их профессионализм и везение.
  • Стресс, связанный с предыдущими полетами – это могут быть как личный опыт, так и опыт родственников, друзей, знакомых. Причем необязательно речь идет именно о катастрофах. Отвратительные погодные условия, повышенная турбулентность, малоопытный экипаж – это вполне хватает для того, чтобы получить почву для фобии.
  • Активное оповещение катастроф в СМИ – учитывая то, что новости сейчас разлетаются с космической скоростью, узнают о них все. Особенно о таких впечатляющих, как авиакатастрофы! Пресса рассказывает о каждой подробности, что невероятно впечатляет людей с тонкой душевной организацией.
  • Фильмы-катастрофы – похожий с предыдущим случай. Такие фильмы сейчас очень просто найти, а подробности катастроф в них смакуются достаточно активно! Причем какие-то из них преувеличены – например, крыло не может оторваться от самолета, а сам самолет вполне способен приземлиться без шасси. В кино же это искажено, но искажено эффектно.
  • Наличие других фобий – если у человека имеются боязнь высоты или страх перед замкнутым пространством, гадать о том, появится ли аэрофобия, даже не придется. Она будет логичным продолжением иных страхов.
  • Расстройства психики – они могут быть вовсе не связаны с полетами. Так, если человек испытывает тревожное расстройство в принципе или же пережил депрессию, велика вероятность, что подтянется и аэрофобия. Играет роль даже тот посттравматический стресс, который произошел из-за совершенно другого события.
  • Банальное переутомление – даже если человек в целом здоров, он не может быть застрахован от переутомления. Причем как физического, так и эмоционального. И такое состояние способно «выстрелить» в самый неподходящий момент, «наградив» человека фобией.
  • Наследственная предрасположенность – этот момент спорный, но, тем не менее, некоторые исследователи настаивают на нем. Они заметили то, что, если у кого-либо из родственников человека имеется аэрофобия, вероятность того, что и сам человек будет ее испытывать, повышается. Ведь тревожные состояния иногда передаются по наследству.
  • Аэрофоб в соседнем кресле – психологи утверждают, что страх заразителен. Восприимчивые люди легко перенимают состояние окружающих. И если неподалеку сидят один паникующий или, тем более, несколько, такой восприимчивый человек тоже начнет бояться. В дальнейшем это состояние может повториться и во время других полетов.

ВАЖНО: Особенно склонны к аэрофобии люди с различными недугами – например, с нарушениями работы вестибулярного аппарата, с проблемным давлением. Когда меняется из-за смены высоты давление, иногда становится плохо. Страх из-за этого перетекает в аэрофобию.

Может ли аэрофобия вылечиться с помощью лекарств

Аэрофобов активно интересует вопрос о том, устраняется ли аэрофобия с помощью какой-нибудь волшебной таблетки. И да, и нет. Все зависит от каждого конкретного случая.

Некоторые средства и правда применяются аэрофобами:

  • Аэрон и прочие лекарства, которые блокируют процесс укачивания. Если страх человека обусловлен тем, что его вестибулярный аппарат во время полетов дает сбой, подобное средство и правда поможет. Пассажир и чувствовать физически себя станет лучше, и страх перед полетами испарится.
  • Седативные препараты – тут сложно назвать конкретные таблетки, так как для каждого они могут оказаться своими. Более точно о них должен рассказать специалист. Имеются и аналоги таблеток – хорошо известные всем валериана, настойка пустырника и т.д.
  • Анксиолитики – препараты, которые призваны уменьшить состояние тревожности. Их прием и правда значительно ослабляет страх или же вовсе его убирает. Но, опять же, более точное название должен указать врач.

Впрочем, вокруг того, стоит ли принимать подобные лекарства в принципе, часто ведутся споры:

  • Дело в том, что они лишь снимают симптоматику. Действительно, у человека может пропасть страх. Но сама первопричина его появления никуда не уйдет. А ведь разумнее поработать именно с нею!
  • Само же средство вполне может вызвать привыкание. И, совершая все новые и новые полеты, человек уже не сможет без него обходиться.
  • А если средство еще и сильнодействующее, оно может подействовать непредсказуемо. В условиях полета человек вполне, приняв его, способен повести себя немного не так, как предполагалось.

ВАЖНО: Перед приемом лекарственных средств человек обязан проконсультироваться с врачом. Нельзя исключать непереносимости средства и, кроме того, дозировка для каждого пациента может быть индивидуальной.

5 советов по борьбе со страхом полетов на самолете
5 советов по борьбе со страхом полетов на самолете

Аэрофобия: боремся с нею с помощью научных фактов

Так как аэрофобия возникает в том числе и от неизвестности, поспешим развенчать некоторые из наиболее частых опасений:

  • Если отказывает какая-то система, на помощь приходит ее дубль. Современные лайнеры крайне сложно вывести из строя совсем. Если и происходит катастрофа, то чаще всего оказывается, что к ее возникновению привела целая череда случайностей.
  • Отказ одного из двигателей – это не страшно. Самолет и на одном в состоянии пролететь, причем пару часов! А вовсе без двигателей он может продержаться 40 минут – за это время вполне можно успеть посадить лайнер.
  • Если происходит турбулентность – это норма. Даже самая сильная турбулентность не сможет привести к катастрофе. Самолеты снабжены системой, которая может управлять во время таких воздушных перепадов.
  • Столкнуться с птицей шансы невелики. Дело в том, что в районе аэропортов их отгоняют специальные устройства. Поэтому во время взлета и посадки вряд ли на пути лайнера попадется птица. А уж когда он наберет высоту, и вовсе такая встреча окажется невозможной – выше 10 000 метров птицы не поднимаются.
  • Попадание молнии более вероятно, но обычно пилоты стараются увести самолет от участка, где происходит гроза. Если же самолет попал в такой участок и молния ударила в самолет, все равно паниковать не стоит. Она попросту задержится в обшивке, которая изготовлена из алюминия! Пассажиры и экипаж, как и приборы, не пострадают. Более того, пассажиры могут даже не заметить молнии.
  • А что насчет обледенения, очень плохой погоды? Если существуют подобные перспективы, рейс переносят. Никто не позволит лайнеру взлететь в таких случаях! За погодой следят тщательно.
  • Вероятность разгерметизации салона достаточно маловероятна. А уж открыть во время полета дверь или выбить случайно иллюминатор совершенно невозможно! Они прочно стоят на своих местах, поэтому, даже если ударить по ним, ничего не произойдет.
  • Топливо не может неожиданно закончиться. Всегда существует риск того, что лайнер пробудет в воздухе дольше положенного, но на такие случаи всегда существуют запасы топлива. Заправляется лайнер всегда с запасом.
  • Кстати о втором круге: нужно запомнить, что делается он всегда во благо. Значит, имеются какие-то проблемы, но пилоты благодаря повторному заходу на посадку их решат.
  • Не стоит бояться и плохой видимости. Даже если она ужасна, посадить лайнер вполне реально благодаря приборам. Причем посадка будет такой же мягкой и точной, как и в случае с отличной видимостью.
  • Если сломается шасси, самолет сядет и без него. Более того, имеются даже специальные полосы для подобных посадок. Пилоты же постоянно отрабатывают на тренажерах такие посадки.

ВАЖНО: Согласно статистике, у каждого летящего в самолете шанс разбиться составляет один к нескольким миллионам. То есть, такая вероятность крайне мизерна.

Аэрофобия и когнитивно-поведенческая терапия: помощь психолога

Этот метод, благодаря которому проходит аэрофобия, считается основным среди тех, которые психологи любят применять. Он основан на том, что:

  • Человек получает как можно больше знаний об объекте своих страхов. В данном случае – о полетах. Когда разрушаются на глазах различные прочно засевшие в сознании многих людей стереотипы, страхов становится меньше. Пригодятся для этого те моменты, которые мы озвучили в предыдущей главе. Они помогут выстроить новые причинно-следственные связи.
  • Человек учится также и расслабляться, приобретать позитивные ассоциации. В результате полет перестает им восприниматься как нечто страшное. Причем начинается терапия с самых простых вещей – часто специалисты просят смотреть на изображения самолетов, пользоваться сайтом для покупки билетов, погулять по аэропорту.
  • То есть, происходит работа и с мыслями, и с переживаниями. Ведь в формировании аэрофобии участвует и то, и другое. Огромное преимущество методики в том, что она воздействует практически на каждого пациента.
  • Грамотный специалист поможет разобрать буквально все моменты, которые интересуют пациента. Причем даже мелочи – не секрет, что аэрофоба пугают любые мелочи. Разбирается каждая ситуация, исправляется «черно-белое» мышление, убирается страх перед неизвестностью.
  • При этом человек, когда разбираются различные ситуации, описывает свои ощущения. Он старается максимально ярко их представить или вспомнить предыдущий опыт полета. Специалист же помогает проходить через каждый, пусть даже самый маленький, страх.

ВАЖНО: Согласно статистике, примерно 96% людей, которые обратились за помощью и начали работать над своей фобией, преодолевают ее! То есть, это практически все обратившиеся.

Помощь психолога: как лечится аэрофобия с помощью техники экспозиции

Эта техника часто взаимосвязана с когнитивно-поведенческой терапией. Нередко аэрофобия убирается обоими этими способами. Если говорить более простым языком, то когнитивно-поведенческая терапия – больше теория, а техника экспозиции – практика.

В последнем случае клиента приглашают пройти виртуальные симуляторы полета. Это программы формата 3D, которые помогают полностью погрузиться в состояние полета на лайнере. То есть, своего рода закрепляется теоретическая часть терапии.

Преимущества такого метода колоссальные:

  • Основное – это то, что человек может действовать по принципу «клин клином вышибает». Если человек часто сталкивается с беспокоящей его ситуацией без негативных последствий, ситуация перестает беспокоить! Симуляция как раз позволяет проработать такие столкновения.
  • Человек узнает, откуда берутся те или иные звуки и прочие явления. Одно дело читать, осознавать, а затем – забыть. Другое же дело – понять на практике.
  • Несмотря на эффект присутствия, клиент осознает, что все происходящее виртуально. То есть, он испытывает не настолько сильный стресс, как при полете.
  • Появляется прекрасная возможность испытать на практике те рекомендации, которые были получены во время терапии. Клиент пытается расслабиться так, как его учили, вспоминает научные факты о полетах и самолетах.
  • Если что-либо не получается, можно доработать упущение в терапии. Ведь на каждого человека она будет действовать по-разному, и сложности возникают у всех на разных моментах. Главное – вовремя их зафиксировать.
  • Стимулятор позволит проиграть различные ситуации, которые могут волновать аэрофоба. Например, прохождение турбулентности, грозу, нахождение рядом истеричного соседа и т.д. Ведь на каждую такую ситуацию реакция может быть совершенно разной.

ВАЖНО: Сеансов по технике экспозиции может быть разное количество – все очень индивидуально. Как только страх сменится уверенностью и спокойствием, можно будет подвести итог.

Подготовка к полету
Подготовка к полету

Аэрофобия и гипнотерапия: эффективно ли это сочетание

Не зря говорят, что для того, чтобы победить фобию, нужно найти ее источник. Аэрофобия не является исключением. И далеко не всегда сам клиент может ответить на вопрос о том, откуда у него появился страх. Потому его и называют «иррациональным».
Однако, как показывает практика, всегда имеется причина, которая порой кроется так глубоко, что необходимо покопаться. Например:

  • Если первый полет произошел из-за какого-то неприятного события, возникнет прочная ассоциация. Представим, что заболел родственник и нужно срочно к нему лететь. То есть, человек и так находится в состоянии стресса, а тут еще полет! Естественно, полет будет воспринят как негативный опыт, который позднее вспомнится.
  • Если впервые довелось лететь в очень раннем возрасте, негативные ассоциации могли прочно впечататься в мозг. Маленькие дети обычно негативно реагируют на взлет – закладывает ушки, появляется дискомфорт. И логично, конечно, им бесполезно объяснять причину такого состояния. И даже когда ребенок вырастет, если он не помнит первого полета, всех остальных он может бояться.
  • Человека может бросить любимый партнер. Казалось бы, ситуация вовсе не связана с полетом. Но, оказавшись в самолете в стрессовом состоянии и пережив при этом турбулентность, например, человек вполне станет паниковать. В дальнейшем он уже и не вспомнит, почему «был на взводе» изначально, но станет связывать стресс только с самолетами.
  • У клиента может быть негативный опыт из детства, связанный с качелями. А ведь это тоже полет! В дальнейшем страх от полета на качелях перерастет в страх от полета на лайнере.

Гипноз похож на симуляцию – человек погружается в травмирующую ситуацию, но при этом осознает, что он в безопасности. То есть, страхи высвобождаются, но истерика не случается. Можно вполне спокойно обговорить свои страхи со специалистом, проанализировать их. Гипнолог словно бы ведет своего клиента «за ручку».

ИНТЕРЕСНО: Гипноз хорош тем, что может помочь параллельно выявить причины и других страхов. То есть, в итоге получается своеобразная комплексная терапия.

Аэрофобия и ее преодоление: полезные лайфхаки

Аэрофобия значительно уменьшится и в том случае, если воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Согласно мнению пилотов, нет полностью безопасных или опасных мест в самолете. Однако разумно исходить при выборе мест из причины своей фобии. Так, если человек боится высоты, крайне глупо садиться у иллюминатора, несмотря на всю красоту за ним. Или же, если присутствует клаустрофобия, желательно сесть около аварийного выхода. Конечно, никто его во время полета не откроет, но само осознание того, что выход рядом, успокоит.
  • Если полет запланированный, разумно начать терапию от аэрофобии задолго до него. Не стоит полагаться на то, что недельной работы со специалистами хватит. Кому-то и правда недели достаточно, но кому-то потребуется больше времени. Словом, чем раньше начата работа над собой, тем лучше!
  • Если после первого сеанса терапии аэрофобия не прошла, значит, нужно продолжить работу над собой! Все индивидуально, поэтому такая ситуация тоже является нормой. Главное – это не полагаться на «авось».
  • Отнестись к терапии следует максимально серьезно. Вначале задания могут показаться странными, но все они даются не просто так. Поэтому нужно просто довериться специалисту.
  • Многие советуют выпить алкоголь перед полетом. Действительно, алкоголь притупляет чувство страха. Однако выпить можно не более 150 грамм! Во время полета действие спиртного напитка на организм многократно усилится – это важно учитывать. К тому же алкоголь не решит ситуацию, а просто временно снимет симптомы фобии.
  • Новости перед полетом смотреть не нужно. Отдых от них определенно пойдет на пользу, как и от передач, фильмов, книг, которые так или иначе связаны с авиакатастрофами. Иначе аэрофоб непременно себя «накрутит».
  • Крайне желательно приехать в аэропорт задолго до посадки. Учитывая то, что регистрация на рейс начинается за 2 часа до посадки, стоит приехать еще раньше. Тогда не будет стресса от мысли о том, что вдруг произойдет опоздание. Человек сможет спокойно сдать багаж, пройти регистрацию, прогуляться и понаблюдать за людьми, самолетами. Статистика гласит, что около 70% катастроф случаются во время посадки и взлета. Поэтому стоит понаблюдать за лайнерами, чтобы убедиться в том, что все хорошо.
  • Лучше всего на борту просто спать – тогда и времени на страх не будет. Поэтому стоит накануне спать меньше. Тогда единственное, что захочется после усаживания в кресло – погрузиться в сон.
  • Разговориться с соседями – тоже неплохая идея. Конечно, в том случае, если попались общительные попутчики. Разговоры на отвлеченные темы помогут расслабиться.
  • Предпочтительно заранее известить стюардов о том, что имеется аэрофобия. Они точно помогут вселить уверенность в хорошем завершении полета, успокоить.
  • Если спать и болтать не хочется, нужно взять в полет то, что всегда дарит радость и отвлекает. Например, книгу, альбом для рисования и т.д. Да хоть набор для вязания! То, что привычно и дарит позитив, успокоит лучше валерианы.
  • Обязательно следует подумать об одежде, в которой будет совершаться полет. Она должна быть максимально удобной. Если что-то станет давить, дискомфорт усилится. Также нелишне подумать о теплой одежде под рукой – может похолодать, а холод усиливает чувство страха.
  • Когда человек паникует, он обильно потеет. Следовательно, баланс жидкости в организме нарушается. Поэтому стоит взять на борт что-нибудь вкусное из напитков. Обычная вода, сок, зеленый чай подходят идеально. Можно их выпить и накануне полета для успокоения.
  • Подушечка для путешествий – прекрасное дополнение! Она поможет мышцам шеи расслабиться. Желательно зафиксировать ее, закрыть глаза и глубоко подышать – это очень успокаивает.
  • Восстановление кровообращения также помогает. Конечно, делать разминку в проходе между креслами вряд ли будет уместно, но повращать руками и ногами точно можно. Или хотя бы кистями и стопами. Это и другим не помешает, и улучшит циркуляцию крови.

ИНТЕРЕСНО: В 21 веке разумно воспользоваться различными полезными разработками. Например, приложениями вроде Skyguru, которые показывают, что происходит в данную минуту полета и как ведет себя самолет. При этом с пользователем ведется разговор, что создает эффект присутствия психотерапевта.

Аэрофобия лечится постоянными усилиями над собой
Аэрофобия лечится постоянными усилиями над собой

Любая фобия мешает жить, ведь когда человек начинает паниковать и ничего не может с этим поделать, ничего хорошего не происходит. А ведь многим важно совершать перелеты! Работа, отдых, семейные дела – все это порой требует оперативного преодоления огромных расстояний. Никакие поезда и автобусы не сравнятся в этом плане с самолетами. Поэтому такую фобию необходимо преодолевать, и мы надеемся на то, что наша статья поможет в этом.

Полезное видео об аэрофобии:

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем ознакомиться также со следующими нашими работами:

 



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *