В этой статье описываются определения средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Содержание
- Эпитет, художественная метафора, олицетворение, сравнение, средства выразительности, гипербола: что это такое в литературе, в стихотворении, рассказах, речи, 3-5 примеров, 5 класс
- Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ
- Выписать эпитеты, метафоры у Есенина: примеры
- Видео: Метафора. Олицетворение. Овеществление
Метафора и другие средства художественной выразительности — это литературные приемы, которые помогают сделать текст ярче и выразительнее. Все это выполняется путем переноса свойств или действий одного предмета на другой. Подробнее про разные литературные приемы, в том числе и про метафору, читайте ниже.
Эпитет, художественная метафора, олицетворение, сравнение, средства выразительности, гипербола: что это такое в литературе, в стихотворении, рассказах, речи, 3-5 примеров, 5 класс
Данные средства именуются средствами художественной выразительности. Их миссия – придать поэтическому либо прозовому творению яркость, выразительность, а также помочь автору создать свой уникальный образ мысли, который он впоследствии передает читателю.
Средства выразительности – это слова и словосочетания в прозе, речи, поэзии, которые призваны для того, чтобы сделать повествование более ярким, глубоким, эмоциональным. Дети в 5 классе начинают изучать средства художественной выразительности, чтобы понимать красоту стихотворений, рассказов в литературе, разговорной речи. Ниже вы найдете определения таких приемов, а также по 3-5 примеров для того, чтобы лучше понять материал.
Эпитетом называется образное определение, которое создает эмоциональную окраску. В большинстве случаев это прилагательное. Однако эпитет может служить и наречием:
«Но люблю я, весна золотая…» — Н. Некрасов.
- В данном случае, «золотая» является эпитетом.
- Автор имеет в виду, что данное время года очень ценно тем, что позволяет природе пробуждаться, а людям дарует новые надежды.
- Поэтому оно, говоря простым языком, дороже золота.
- Также подобный эпитет интересен тем, что обычно прилагательное «золотая» употребляется по отношению к совершенно противоположному времени года – осени.
- Но в случае с осенью, это объяснимо. Все дело в листве, окрашенной в желто-багровые тона.
«Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» — И. Тургенев.
- Эпитет «весело» в данном случае придает речи автора эмоциональный окрас.
- Вполне вероятно, что речь идет о том, что трава по весне начала свой бурный рост.
- Кстати, Тургенев прибегает и к некоему нонсенсу, он утверждает, что «трава цветет», хоть в буквальном смысле она не может обладать цветением. Это могут делать только полевые цветы.
«В БЛЮДЕЧКАХ-ОЧКАХ спасательных кругов» — В. Маяковский.
- Для чего же нужен эпитет? Он выражает отношение литератора к тому, о чем он повествует.
- Это не только разнообразит текст, но и делает его более живым, выразительным.
- Если бы в литературе вовсе не было эпитетов, тексты были бы «сухими» и бесчувственными.
- Важность эпитета неоценима – особенно учитывая тот факт, что читатель опирается только на строчки на бумаге, он не слышит интонаций и выражения, с которым сам автор мог бы прочесть свое произведение.
- Соответственно, эпитет расставляет определенные, очень нужные акценты.
Примеры эпитетов в прозе:
- Мармеладное настроение (А.П. Чехов)
- Чурбанное равнодушие (Д. Писарев)
- Малиновая улыбка (И. Анненский)
Художественной метафорой называется средство выразительности, что базируется на скрытом образе определенного предмета, который переносится на другой. Более простыми словами – это сравнение двух предметов, но без употребления привычных слов «как», «будто», «словно» и.т.д. То есть фраза «твои глаза бездонны, словно море» — метафорой не является. Вот примеры метафор:
- «В саду горит костер рябины красной». С. Есенин
- «И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С.Пушкин)
- «Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна». (М.Ю. Лермонтов)
- «Пора золотая была, да сокрылась». (А.Кольцов)
Олицетворение — это также вид, разновидность метафоры, проецирующий свойства одушевленного на неодушевленное, живого на неживое. К примеру:
- У А.С. Пушкина — буря «то как зверь завоет, то заплачет, как дитя». И ребенок, и животное – одушевленные существа. А вот буря – явление природы, оно не имеет души, это не живой организм. Но поэт наделяет его душой, сравнивая с живыми существами;
- «И грезит пруд, и дремлет тополь сонный» А.А. Фет. Поэт наделил дерево и водоем свойствами одушевленных существ. Ведь сам по себе пруд не может грезить (это лишь украшение стихотворения), а тополь не может спать, подобно человеку. Однако он может склониться к земле, имитируя сладкий сон либо старческую полудрему;
- «Тоска разливается, печаль течет посреди Русской земли» — «Слово о полку Игореве».
Сравнение – этот прием подразумевает, что автор наделяет один предмет свойствами другого.
- Помогают в этом слова «будто», «словно», «как» и т.д.
- По сути, это некое сопоставление явлений и проведение параллелей между ними.
- Сравнивать можно живое с неживым, одушевленное с неодушевленным.
- В данную категорию можно отнести все «типичные» романтические словосочетания вроде «твои очи, словно два океана», «ты встала предо мною, будто богиня», «золотистые локоны словно водопад, скатились по покатым плечам» и т.д.
Вот еще несколько примеров сравнений:
- «Словно как мать над сыновней могилой, стонет кулик над равниной унылой» — Николай Некрасов.
- «Что же вы стоите, как засватанный?» – И.Ильф, Е.Петров («12 стульев»).
- «На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен» — А. Н. Толстой.
- «Взрослый мужчина, а ведешь себя как маленький, обиженный мальчик» — в разговорной речи.
Гиперболой называется художественное преувеличение, которое автор внедряет для того, чтобы усилить выразительность. Как правило, данное средство выразительности присутствует и в литературе, и в разговорной речи, и в ораторстве:
- «Сто лет не виделись» (разговорная речь) – не виделись долго.
- «Напугать до смерти» – очень сильно перепугать.
- «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский) — яркий закат.
- «Во сне дворник сделался тяжелым, как комод» (И. Ильф, Е. Петров) — сильно тяжелый, неподъемный.
Как видите, существует несколько разновидностей метафоры для усиления яркости и выразительности текста, чтобы он получился более интересным.
Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ
Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:
- Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
- По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.
Причина употребления:
- Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
- Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».
В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:
- «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
- «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
- «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».
Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.
Выписать эпитеты, метафоры у Есенина: примеры
Есенин употребляет разные виды эпитетов, метафор, среди которых присутствуют как музыкальные, так и цветовые, как определяющие возраст, так и описывающие течение времени. Если преподаватель задал на дом выписать эти средства выразительности, то вот несколько примеров:
- «Отговорила роща золотая».
- В своей фундаментальной работе «Я покинул родимый дом».
- Есенин пользуется цветовыми эпитетами: «голубую Русь», «золотою лягушкой луна».
- Еще в одном из творений: «Не жалею, не зову, не плачу» – «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне».
- «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт использует такие звуковые эпитеты, как «веселый пляс», «девичий смех». Это нужно для того, чтобы передать разухабистую атмосферу веселья.
- Маком влюбленное сердце цветет — «Белая свитка и алый кушак».
- «И горят снежинки в золотом огне» — «Береза».
- «Рог золотой выплывает из луны» — «Весенний вечер».
- «И улыбается небу земля» — «Весенний вечер».
Вывод:
Средства выразительности обязательны как в литературе, так и в разговорной речи. Они обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается автором.
Видео: Метафора. Олицетворение. Овеществление
Прочитайте по теме: