Что такое метафора, развернутая метафора в русском языке: примеры

Что такое метафора, развернутая метафора в русском языке: примеры

В этой статье описываются определения средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

Метафора и другие средства художественной выразительности — это литературные приемы, которые помогают сделать текст ярче и выразительнее. Все это выполняется путем переноса свойств или действий одного предмета на другой. Подробнее про разные литературные приемы, в том числе и про метафору, читайте ниже.

Эпитет, художественная метафора, олицетворение, сравнение, средства выразительности, гипербола: что это такое в литературе, в стихотворении, рассказах, речи, 3-5 примеров, 5 класс

Метафора
Метафора

Данные средства именуются средствами художественной выразительности. Их миссия – придать поэтическому либо прозовому творению яркость, выразительность, а также помочь автору создать свой уникальный образ мысли, который он впоследствии передает читателю.

Средства выразительности – это слова и словосочетания в прозе, речи, поэзии, которые призваны для того, чтобы сделать повествование более ярким, глубоким, эмоциональным. Дети в 5 классе начинают изучать средства художественной выразительности, чтобы понимать красоту стихотворений, рассказов в литературе, разговорной речи. Ниже вы найдете определения таких приемов, а также по 3-5 примеров для того, чтобы лучше понять материал.

Эпитетом называется образное определение, которое создает эмоциональную окраску. В большинстве случаев это прилагательное. Однако эпитет может служить и наречием:

«Но люблю я, весна золотая…» — Н. Некрасов.

  • В данном случае, «золотая» является эпитетом.
  • Автор имеет в виду, что данное время года очень ценно тем, что позволяет природе пробуждаться, а людям дарует новые надежды.
  • Поэтому оно, говоря простым языком, дороже золота.
  • Также подобный эпитет интересен тем, что обычно прилагательное «золотая» употребляется по отношению к совершенно противоположному времени года – осени.
  • Но в случае с осенью, это объяснимо. Все дело в листве, окрашенной в желто-багровые тона.

«Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» — И. Тургенев.

  • Эпитет «весело» в данном случае придает речи автора эмоциональный окрас.
  • Вполне вероятно, что речь идет о том, что трава по весне начала свой бурный рост.
  • Кстати, Тургенев прибегает и к некоему нонсенсу, он утверждает, что «трава цветет», хоть в буквальном смысле она не может обладать цветением. Это могут делать только полевые цветы.

«В БЛЮДЕЧКАХ-ОЧКАХ спасательных кругов» — В. Маяковский.

  • Для чего же нужен эпитет? Он выражает отношение литератора к тому, о чем он повествует.
  • Это не только разнообразит текст, но и делает его более живым, выразительным.
  • Если бы в литературе вовсе не было эпитетов, тексты были бы «сухими» и бесчувственными.
  • Важность эпитета неоценима – особенно учитывая тот факт, что читатель опирается только на строчки на бумаге, он не слышит интонаций и выражения, с которым сам автор мог бы прочесть свое произведение.
  • Соответственно, эпитет расставляет определенные, очень нужные акценты.

Примеры эпитетов в прозе:

  • Мармеладное настроение (А.П. Чехов)
  • Чурбанное равнодушие (Д. Писарев)
  • Малиновая улыбка (И. Анненский)

Художественной метафорой называется средство выразительности, что базируется на скрытом образе определенного предмета, который переносится на другой. Более простыми словами – это сравнение двух предметов, но без употребления привычных слов «как», «будто», «словно» и.т.д. То есть фраза «твои глаза бездонны, словно море» — метафорой не является. Вот примеры метафор:

  • «В саду горит костер рябины красной». С. Есенин
  • «И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С.Пушкин)
  • «Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна». (М.Ю. Лермонтов)
  • «Пора золотая была, да сокрылась». (А.Кольцов)

Олицетворение — это также вид, разновидность метафоры, проецирующий свойства одушевленного на неодушевленное, живого на неживое. К примеру:

  • У А.С. Пушкина — буря «то как зверь завоет, то заплачет, как дитя». И ребенок, и животное – одушевленные существа. А вот буря – явление природы, оно не имеет души, это не живой организм. Но поэт наделяет его душой, сравнивая с живыми существами;
  • «И грезит пруд, и дремлет тополь сонный» А.А. Фет. Поэт наделил дерево и водоем свойствами одушевленных существ. Ведь сам по себе пруд не может грезить (это лишь украшение стихотворения), а тополь не может спать, подобно человеку. Однако он может склониться к земле, имитируя сладкий сон либо старческую полудрему;
  • «Тоска разливается, печаль течет посреди Русской земли» — «Слово о полку Игореве».
Метафора и сравнение
Метафора и сравнение

Сравнение – этот прием подразумевает, что автор наделяет один предмет свойствами другого.

  • Помогают в этом слова «будто», «словно», «как» и т.д.
  • По сути, это некое сопоставление явлений и проведение параллелей между ними.
  • Сравнивать можно живое с неживым, одушевленное с неодушевленным.
  • В данную категорию можно отнести все «типичные» романтические словосочетания вроде «твои очи, словно два океана», «ты встала предо мною, будто богиня», «золотистые локоны словно водопад, скатились по покатым плечам» и т.д.

Вот еще несколько примеров сравнений:

  • «Словно как мать над сыновней могилой, стонет кулик над равниной унылой» — Николай Некрасов.
  • «Что же вы стоите, как засватанный?» – И.Ильф, Е.Петров («12 стульев»).
  • «На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен» — А. Н. Толстой.
  • «Взрослый мужчина, а ведешь себя как маленький, обиженный мальчик» — в разговорной речи.

Гиперболой называется художественное преувеличение, которое автор внедряет для того, чтобы усилить выразительность. Как правило, данное средство выразительности присутствует и в литературе, и в разговорной речи, и в ораторстве:

  • «Сто лет не виделись» (разговорная речь) – не виделись долго.
  • «Напугать до смерти» – очень сильно перепугать.
  • «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский) — яркий закат.
  • «Во сне дворник сделался тяжелым, как комод» (И. Ильф, Е. Петров) — сильно тяжелый, неподъемный.

Как видите, существует несколько разновидностей метафоры для усиления яркости и выразительности текста, чтобы он получился более интересным.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Развернутая метафора
Развернутая метафора

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Выписать эпитеты, метафоры у Есенина: примеры

Метафоры у есенина
Метафоры у Есенина

Есенин употребляет разные виды эпитетов, метафор, среди которых присутствуют как музыкальные, так и цветовые, как определяющие возраст, так и описывающие течение времени. Если преподаватель задал на дом выписать эти средства выразительности, то вот несколько примеров:

  • «Отговорила роща золотая».
  • В своей фундаментальной работе «Я покинул родимый дом».
  • Есенин пользуется цветовыми эпитетами: «голубую Русь», «золотою лягушкой луна».
  • Еще в одном из творений: «Не жалею, не зову, не плачу» – «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне».
  • «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт использует такие звуковые эпитеты, как «веселый пляс», «девичий смех». Это нужно для того, чтобы передать разухабистую атмосферу веселья.
  • Маком влюбленное сердце цветет — «Белая свитка и алый кушак».
  • «И горят снежинки в золотом огне» — «Береза».
  • «Рог золотой выплывает из луны» — «Весенний вечер».
  • «И улыбается небу земля» — «Весенний вечер».

Вывод:

Средства выразительности обязательны как в литературе, так и в разговорной речи. Они обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается автором.

Видео: Метафора. Олицетворение. Овеществление

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *