Развивающие игры для детей от 1 года для узнавания своего тела и окружающего мира, самообслуживания, умения узнавать предметы, для развития двигательных, коммуникативных, творческих, речевых навыков

Развивающие игры для детей от 1 года для узнавания своего тела и окружающего мира, самообслуживания, умения узнавать предметы, для развития двигательных, коммуникативных, творческих, речевых навыков

В этой статье мы рассмотрим особенно интересные и, самое главное, полезные игры для годовалых малышей.

Как только малыш переступает годовалый возраст, его действия начинают приобретать все большую и большую осознанность. Он начинает мыслить, внимательно за всем наблюдать, активно воспринимать поступающую извне информацию. Главная задача родителей в такой период – подать для ребенка эту информацию максимально удобно. Как? Конечно же, в форме игры!

Игры для ребенка 1 года на развитие двигательных навыков

Для того, чтобы малыш рос подвижным, можно провести с ним следующие игры:

  • «На траве». Дети очень любят бегать по травке, чем и можно воспользоваться. После небольшой пробежки нужно повыше поднять руки, а затем нагнуться до самой земли. Первый элемент должен сопровождаться фразой «вверх к небу», а второй – «вниз к травке». Затем нужно покружиться и упасть на траву, сопровождая свои действия словами: «А теперь мы покружились и на травку повалились».

ВАЖНО: Ребенок должен повторять все эти движения, которые послужат отличной зарядкой.

Игры для развития двигательных навыков с годовалым ребенком можно проводить на траве
Игры для развития двигательных навыков с годовалым ребенком можно проводить на траве
  • «Веселая акробатика». Дети, которым исполнился год, получают огромное удовольствие от стояния на голове, раскидывания рук, кувырков, игр в салки. Не нужно при этом бояться, что он как-либо травмирует себя – такие упражнения очень полезны. Только нужно подтолкнуть к ним. К примеру, перевернувшись через голову, сказать: «Я делаю кувырок. А ты сможешь его сделать?». Помимо того, что малыш с огромным удовольствием повторит все за родителем, он еще и разовьет свои речевые навыки.
  • «Игра в догонялки». Малыш будет в восторге, если родитель предложит догнать себя. Естественно, двигаться быстро не стоит. И желательно изображать волнение, когда малыш начнет догонять. Далее нужно поменяться местами и ловить уже ребенка. Догнав, можно его крепко обнять. Малыш с удовольствием будет активно двигаться, играя таким образом.
Ребенок с огромным удовольствием поиграет в догонялки
Ребенок с огромным удовольствием поиграет в догонялки
  • «Чух-чух». Нужно расстелить большое полотенце вроде пляжного, и посадить на него ребенка. Затем нужно пояснить малышу, что он путешествует. К примеру, на поезде. Для достоверности нужно произносить «чух-чух».

ВАЖНО: Эта игра поможет выработать равновесие, что для развития малыша очень важно.

  • «Танцевальная пятиминутка». Движения под музыку помогут малышу развиться и физически, и эмоционально. В качестве источника звука подойдет все, что угодно – радио, телевизор, плей-лист с компьютера или специальная музыкальная игрушка. Для того, чтобы малыш более уверенно двигался, можно поднять его на руки и потанцевать вместе. Либо можно покружиться, похлопать и потопать, предложив затем ребенку повторить движения. Предпочтительно чередовать быстрые мелодии с медленными, чтобы не возникло чувства усталости.
Для начала ребенок может практиковать игру-танец, стоя на четвереньках
Для начала ребенок может практиковать игру-танец, стоя на четвереньках

Игры для ребенка от 1 года до 1,5 лет, помогающие узнать свое тело

Для того, чтобы ребенок максимально быстро и без усилий изучил себя, стоит провести с ним следующие игры:

  • «Где твоя головка?». Дотрагиваясь до той или иной части тела малыша, нужно нараспев вопрошать, где его ручка, ножка, головка и т.д. И тут же отвечать. Когда станет понятно, что ребенок усвоил, где находятся части тела, можно будет дать ему игрушку. Например, медвежонка. Затем стоит попросить показать, где головка, ножки у этого медвежонка.
  • «У меня есть». А эту игру можно использовать как продолжение предыдущей. Ребенок усвоил, где что находится – теперь нужно дать ему понять, для чего все эти части тела. Можно притронуться к своим глазам и произнести: «У меня есть глазки для того, чтобы видеть». Подобным образом нужно рассказать и об остальных частях тела.

ВАЖНО: Желательно, чтобы малыш повторял все эти действия и слова, прикасаясь к себе.

Ребенок должен в процессе игры понять, как называются его части тела и где они расположены.
Ребенок должен в процессе игры понять, как называются его части тела и где они расположены.
  • «Доброе утро». В эту игру стоит играть по утрам, когда ребенок только начинает просыпаться. Нужно дотронуться до его, к примеру, носа, и произнести: «Носик, просыпайся». Так нужно поприветствовать все части тела малыша. Если начинать таким образом утро регулярно, обучение принесет быстрый результат.
  • «Паучок». Нужно пробежаться пальцами по ноге ребенка, произнеся: «Смотри, по ножке бежит паучок». Подобным же образом «паучок» должен пройтись по всему крохе. Малыш с интересом будет следить за передвижениями паучка и запоминать все, что с ним связано.

Игры для ребенка 1 года, помогающие узнать окружающий мир

Эти игры позволят малышу лучше узнать окружающий мир:

  • «Узнаем цвета». Для этой игры понадобится взять машинки разных цветов. Для начала нужно покатать одну – к примеру, красную. Затем следующую – например, синюю. Потом нужно положить на пол листочки цветной бумаги, соответствующие оттенкам игрушек. Далее машинки необходимо убрать и попросить малыша поставить их на нужные листочки. При этом ребенок должен озвучить цвет. Если нет машинок, можно использовать другие игрушки – кубики, к примеру.

ВАЖНО: Если играть так систематически, кроха выучит цвета достаточно быстро.

Ребенок в форме игры может изучить цвета
Ребенок в форме игры может изучить цвета
  • «Пустой и полный». Для того, чтобы приучить малыша к этим понятиям, нужно заготовить две пустые емкости, одну с ручкой легко транспортируемую и множество игрушек. Игрушки размещаются только в одной из емкостей, а вторую нужно установить в другом конце комнаты. Третья выступит в роли транспорта. Нужно попросить ребенка перенести вещи из одной корзинки в другую. При этом нужно объяснять, когда корзинка пустая, а когда – полная.
  • «Прятки». Дети с энтузиазмом реагируют на игры, в процессе которых взрослые прячутся и зовут их. Многие дети даже повторяют, прячась от взрослых. Такая забава развивает пространственное мышление, память – крохи запоминают, где они находили маму или папу.
  • «Веселые ножки». Эта игра чрезвычайно полезна для того, чтобы развить координацию ног и глаз. Заключается она в прогулке босыми ногами по различным поверхностям – песку, гальке, траве кирпичу и т.д. Можно даже походить по домашним предметам вроде подушек. Параллельно с такой прогулкой нужно разговаривать с малышом об ощущениях, которые испытывают ноги, и о том, что за поверхность исследуется.
Прогулку с ребенком можно оформить в виде игры
Прогулку с ребенком можно оформить в виде игры

Игры для детей от 1 года до 1,5 лет, которые учат самообслуживанию

Следующие игры помогут дисциплинировать кроху, что чрезвычайно пригодится в более взрослом возрасте:

  • «Домик для игрушек». После увлекательных игр необходимо прятать игрушки, и стоит приучить делать это именно малыша. Приучить к уборке можно легко, если делать это в игровой форме. К примеру, нужно рассказать, что мишки спят в берлогах, машинки заезжают в гараж, кубики лежат в коробочке. Так крохе будет интереснее раскладывать предметы по местам, и он будет с удовольствием это делать.

ВАЖНО: Стоит так же поступать и с другими вещами – например, с обувью после прогулки.

  • «Уроки домоводства». Первым делом, стоит найти картинки, изображающие хозяйственные дела по дому – подметание полов, мытье посуды и т.д. Эти картинки нужно показать ребенку, пояснив то, что на них нарисовано. Затем следует предложить повторить то, что изображено. Ребенок в таком возрасте с большим энтузиазмом повторяет все действия за родителями.
Ребенка можно в форме игры приучить к уборке
Ребенка можно в форме игры приучить к уборке
  • «Человечек из шахты». Детки годовалого возраста, как правило, не очень любят надевать и снимать одежду через голову. Для того, чтобы приучить к смене одежды, можно во время продевания ее через голову приговаривать: «Маленький человечек пошел в шахту». Далее следует произнести: «Он стучит киркой тук-тук» — и легонько постучать по голове малыша. Затем взрослый произносит: «А теперь человечек выходит на свет!» — и снимает либо надевает одежду окончательно.
  • «Чаепитие с куклой». Для того, чтобы приучить ребенка ухаживать за кем-то и собой, нужно попросить его для начала поухаживать за любимой игрушкой. Почему бы не устроить чаепитие с куклой? Ребенок будет с охотой наливать воображаемый напиток игрушке и себе, кушать воображаемую еду, орудовать игрушечными кукольными столовыми приборами.
Чаепитие с куклой - чудесная игра, позволяющая ребенку научиться ухаживать за собой и за другими
Чаепитие с куклой — чудесная игра, позволяющая ребенку научиться ухаживать за собой и за другими

Игры для ребенка от 1 года до 1,5 лет, влияющие на коммуникацию

Для того, чтобы у малыша не было в дальнейшем проблем с общением, рекомендуется поиграть с ним в следующее:

  • «Кукушка». В процессе этой игры нужно спросить у малыша: «А где мама?», закрыв свое лицо ладонями. Потом ладони открывают лицо, и родитель произносит: «Ку-ку!». Игра эта полезна тем, что помогает малышу всегда ощущать себя в безопасности – мама всегда рядом. А если не рядом, то непременно вернется.

ВАЖНО: Хороший знак, если ребенок проявляет самостоятельность, открывая ладони взрослого.

  • «Бабочка». Для того, чтобы у маленького человечка не было в будущем проблем в общении и посещений логопеда, ему нужно учиться внятно разговаривать. Пригодится для этого умение дуть. Можно научить чадо пользоваться мыльными пузырями, что доставит ему массу удовольствия. А можно вырезать из картона круг, приклеить по его краям несколько цветов – это будет полянка. В центр ее продевается нитка, которая будет доставать до цветов. На другой конец нити крепится бабочка из бумаги. Нужно предложить ребенку поместить бабочку на цветок. Но не руками, а путем дуновения на бабочку.
Ребенок с удовольствием поиграет в игру с выдуванием мыльных пузырей
Ребенок с удовольствием поиграет в игру с выдуванием мыльных пузырей

Игры для годовалого ребенка, которые развивают творческие навыки

Творческие навыки также важно развивать, и вот как можно это сделать:

  • «Инсценировка сказок». Сказки детям, как известно, читать полезно. Но еще полезнее, если параллельно с чтением кроха будет показывать то, что слышит. Нужно лишь запастись всеми необходимыми игрушками-персонажами.
  • «Спонтанные сюжеты». Необязательно обыгрывать какой-то конкретный сценарий. Можно предложить ребенку придумать и воплотить какие-нибудь другие сюжеты. Например, пусть его кукла приготовит обед и накормит другие игрушки. Или пусть игрушечный паровозик путешествует вместе с многочисленными игрушками-пассажирами – этот сюжет тоже можно обыграть по-разному.
  • «Каракули». Рисование цветными ручками или мелками не только разовьет фантазию, но и разработает согласованность движений рук и глаз. Нужно положить листок бумаги и ребенку, и себе. Показав, как правильно держать инструменты для рисования, можно начать рисовать самому. Малыш непременно повторит это.

ВАЖНО: Чрезвычайно важно похвалить рисунок, сделав акцент на том, что, к примеру, нравится «вот этот круг» или «этот завиток».

Рисование - увлекательная игра, которая поможет ребенку развить творческие навыки
Рисование — увлекательная игра, которая поможет ребенку развить творческие навыки
  • «Музыкальная шкатулка». Можно создать импровизированную шкатулку, положив в баночку что-нибудь, производящее шум. К примеру, камешки. Конечно, предварительно нужно убедиться в том, что баночка не имеет острых краев. Затем можно напеть любую песенку, предложив ребенку пошуметь в такт мелодии.

Игры для годовалых детей для развития речи

Для того, чтобы развить речь ребенка, можно воспользоваться следующими идеями игр:

  • «Грустная и веселая куколки». Для игры понадобятся две не залакированные деревянные ложки и фломастер. Одной ложечке нужно нарисовать веселое лицо, а второй – грустное. Затем нужно взять «веселую» ложку и произнести какие-нибудь радостные фразы. «Грустную» ложечку тоже стоит обыграть. Затем малыша следует спросить о том, какой голос ему больше понравился. Потом нужно отдать игрушки-ложки ребенку и попросить его озвучить куколок.
  • «Алло!». Нужно запастись игрушечным телефоном – и можно начинать. Произнеся «динь-динь!», нужно взять трубку и поговорить в нее о всяких вещах. Затем стоит сказать «до свидания!» — и положить трубку. Теперь можно и ребенку предложить провести воображаемую беседу.
Игрушечный телефон - любимая игрушка многих детей
Игрушечный телефон — любимая игрушка многих детей
  • «Мишка-искатель». Для игры понадобятся мишка и табурет, до верха которого ребенок в состоянии дотянуться. Взяв мишку, нужно сделать вид, будто он поднимается наверх. Приговаривать при этом можно следующее: «Мишка в гору пошел, мишка шарик нашел». Соответственно, на табуретке должен лежать этот шарик. Далее следует положить на табуретку другой предмет, но уже спросить самого малыша о том, что же нашел мишка. Любой ребенок с огромным энтузиазмом начнет называть предметы.
  • «Словарик». Малыши годовалого возраста легко усваивают в день несколько новых слов. Можно воспользоваться этим, подобрав к любимым словам ребенка соответствующие картинки. Их нужно продемонстрировать и пояснить, что изображено произнесенное слово. Затем картинки следует наклеить на листочки картона. Такие листочки оформляются в книжечку-словарик.

ВАЖНО: Нужно приучить малыша просматривать словарик ежедневно – ему непременно понравится эта затея.

Ребенок с удовольствием будет рассматривать словарик и повторять слова из него
Ребенок с удовольствием будет рассматривать словарик и повторять слова из него

Игры для годовалых детей, которые учат взаимодействию с предметами

А теперь предлагаем подборку игр, которые помогут взаимодействовать с предметами:

  • «Башенка». Для ее создания понадобятся обычные кубики. Но не нужно спешить быстро строить башню – следует выполнять это постепенно, комментируя свои действия. Когда получится башенка, стоит ее разрушить, предложив затем ребенку возвести такую конструкцию самостоятельно. Координация движений малыша будет раз за разом улучшаться.
  • «Подбор подходящих форм». Для этой игры нужно подобрать различные по форме предметы – квадратные, треугольные, круглые. Затем следует найти коробочки или баночки с пластиковыми крышками. Наверху таких крышек вырезаются отверстия, подходящие по формам предметам. Нужно предложить малышу опустить вещи в подходящие емкости.
  • «Бросание камешков». Обычная, но очень полезная забава – это бросание во время прогулки небольших камешков в речку, море, озеро или даже самую обычную лужу!

ВАЖНО: Благодаря такой игре прорабатывается мелкая моторика рук. Ребенок отрабатывает захват предмета пальчиками и бросок.

Игра с бросанием камешков в воду понравится ребенку обязательно
Игра с бросанием камешков в воду понравится ребенку обязательно
  • «Ищем пару». Для этой игры нужно взять картинки и разрезать их напополам. Затем следует предложить ребенку найти к каждой половинке подходящую. Благодаря такой увлекательной игре малыш развивает логику, учится сопоставлять предметы, выискивать общие черты в них.
  • «Матрешка с сюрпризом». Для начала нужно положить в матрешку какой-либо предмет. Затем игрушку разрешается взять малышу. Стоит сопроводить это словами о том, что матрешка приготовила подарок. Достать подарок ребенку предстоит самостоятельно, благодаря чему отлично прорабатывается моторика рук.

ВАЖНО: Открыть игрушку кроха обязательно должен самостоятельно! Если у него это не получается, нужно показать, как открывается матрешка, но делать все за ребенка нельзя.

Дети с удовольствием играют с матрешками
Дети с удовольствием играют с матрешками

Прогулки, кормление, водные процедуры – все это, несомненно, очень важно в уходе за ребенком. Но не стоит недооценивать и значимость игр. Не стоит относиться к этому занятию как к методу отвлечения малыша от чего-либо. Игры должны развивать, помогать адаптироваться. Надеемся, что приведенная подборка игр поможет родителям.

Видео: Варианты развивающих игр для детей в 1 год



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *