В данной статье будет затронута важная и глубокая тема — предательства.
Содержание
Предать – это низко и подло. Но почему Плутарх провел параллель между предательством по отношению к кому-то и предательством самого себя? Как это возможно? Ведь человек в большинстве случаев действует, исходя из своих интересов, тогда о каком предательстве по отношению к себе может идти речь? Попробуем разобраться в этой казуистике.
Индивидуальность против безликости
Предать себя – это отказаться от себя как от личности, индивидуальности. Человеку многое дано и постигать новое, преодолевать преграды и вершины он должен сам, именно благодаря свойствам своим лучшим качествам. Перестав же быть личностью, человек утрачивает и свои индивидуальные качества, становится «серой массой», безликой и скучной.
А разве отказ от самосовершенствования, духовного и нравственного развития не есть предательство своих же интересов? А предав себя, человеку уже терять нечего – он утратил все, что мог. Поэтому стоит ли удивляться тому, что предательство по отношению к другому человеку (стране, коллективу, семье и т.д.) для него становится естественным?
Обесценившись как личность, человек, к сожалению, уже не задумывается над моральными категориями.
Мы выбираем, нас выбирают
Не выбирают только родителей и Родину. Все остальные наши взаимоотношения – это наш осознанный выбор. Мы сами выбираем, с кем дружить, кого любить, с кем общаться, а с кем – нет.
И именно свой выбор мы предаем прежде всего, предавая другого. Кстати, и родителей, и Родину также иногда предают. И здесь уже речь идет о другом выборе: чьи интересы поставить выше: свои или других. Но в любом случае выбор в пользу предательства всегда заканчивается разрушением собственной личности.
Быть или не быть?
Предательство опустошает душу. Все-таки немногие люди, предав кого-то, не испытывают терзаний совести, на сердце всегда остается осадок, хоть мы зачастую и заставляем себя не обращать внимания на эти муки совести, уговаривая самих себя, что действуем в своих интересах. Эти душевные переживания могли бы помочь человеку в будущем, когда он вновь станет перед дилеммой: предать или поступить по совести.
И эта связь прямо пропорциональна, чем чаще человек делает выбор в пользу совести, тем чище и полнее его внутренний мир. И наоборот. Поэтому и получается, что предательство в первую очередь сказывается на личности предавшего.
Сам себе кузнец своего счастья
Может ли уважать себя человек, который низок в глазах тех, кто его окружает? Может ли говорить о самодостаточности и самоудовлетворении тот, от кого отвернулись близкие люди?
Изгой не может быть счастлив, это закономерно. А добровольный отказ от счастья, от состояния душевного покоя и равновесия равносилен предательству самого себя.
Пей свой яд, прокуратор Понтий Пилат
Литература – отражение жизни. Поэтому примерами, подтверждающими правоту мысли Плутарха, могут служить литературные произведения.
- Вспомним, как предав любовь чистой девушки Эраст, герой «Бедной Лизы» Карамзина, потом всю жизнь почитает себя убийцей. Лишиться по собственной воле покоя и счастья на всю жизнь – яркий пример предательства самого себя.
- Или лермонтовский Печорин – разве не разрушил он себя предательствами, превратившись в циника?
- Муки совести, испытываемые Понтием Пилатом до конца жизни и даже после смерти, кровь перед глазами – это не только возмездие за предательство Иешуа, это также месть разрушенного сознания, утраченного эго – возможно, именно так трактовал образ прокуратора Булгаков, работая над «Мастером и Маргаритой».
- Ярчайшее доказательство правильности утверждения о взаимосвязи между предательством самого себя и кого-то Шекспир приводит в «Гамлете».
- Вспомним Полония, поучавшего Лаэрта и утверждавшего, что только будучи верным себе можно быть верным другим. А в своем 9-м сонете Шекспир повторяет, что предающий себя не любит никого в целом мире.
- Предательский поцелуй Иуды -самый известный в мире предатель, чье имя по сей день произносится с презрением – Иуда Искариот, оценивший свою душу в цену раба — тридцать сребреников, ставший предателем исключительно из алчности (ведь у него не было никаких обвинений в адрес Христа).
- И, как говорят священники, именно из этого предательства выросли зависть, честолюбие и другие тяжкие грехи.
Каждый из нас, оставаясь свободным, одновременно должен руководствоваться в своих поступках чувством ответственности. И снова выбор – остаться собой или стать на сторону такого манящего, искушающего зла.
Иуда свой выбор сделал – и был убит пустотой, созданной в нем предательством. А тридцать сребреников стали не только ценой предательства, но и стоимостью потери совести, чести и самого себя.