Большая коллекция поучительных басен для детей.
Содержание
- Басни для детей — подборка про дружбу
- Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста
- Басни Толстого для детей дошкольного и школьного возраста
- Михалков — басни для детей дошкольного и школьного возраст
- Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста
- Стихи басни для детей дошкольного и школьного возраста
- Хорошие басни для детей дошкольного и школьного возраста
- Короткие басни для детей дошкольного и школьного возраста
- Лучшие басни для детей дошкольного и школьного возраста
- Басни для детей современные
- Видео: Басни Сергея Михалкова: Петух в гостях и Кабан и хомут
Басни для детей — подборка про дружбу
Басни для детей — подборка про дружбу:
СОБАЧЬЯ ДРУЖБА
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не пить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружную шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело»,
«А что же это дело! –
Барбос ответствует ему. –
Давно, Полканушка, мне больно самому.
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней,
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в наши времена! –
Вскричал Полкан, – дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравниваться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их разлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!
ДЕТСКАЯ БАСНЯ ПРО ДРУЖБУ
Однажды звери собрались в лесу,
Сидят, решают, что такое дружба.
— Я думаю, то грозное оружие,-
Сказал зайчишка, покосившись на лису.
— Оружие — лесть, — ему лиса сказала,
А дружба есть любовь, как я вчера узнала.
За друга я порву, убью и покусаю,
Ты не смотри, что я пока лишь лаю…
Проспорив так часа, наверно, два
Зверье успело жутко разругаться,
Они уж собирались и подраться,
Но побоялись рыка дяди льва.
— Дружить учиться надо в школе,
Чтоб не были потом мы все в раздоре.
КОТЕЛ И ГОРШОК
Горшок с Котлом большую дружбу свел,
Хотя и знатнейшею породою Котел,
Но в дружбе что за счет? Котел горой за свата;
Горшок с Котлом за-панибрата;
Друг без друга они не могут быть никак;
С утра до вечера друг с другом неразлучно;
И у огня им порознь скучно;
И, словом, вместе всякий шаг,
И с очага и на очаг.
Вот вздумалось Котлу по свету прокатиться,
И друга он с собой зовет;
Горшок наш от Котла никак не отстает
И вместе на одну телегу с ним садится.
Пустилися друзья по тряской мостовой,
Толкаются в телеге меж собой.
Где горки, рытвины, ухабы —
Котлу безделица; Горшки натурой слабы:
От каждого толчка Горшку большой наклад;
Однако ж он не думает назад,
И глиняный Горшок тому лишь рад,
Что он с Котлом чугунным так сдружился.
Как странствия их были далеки,
Не знаю, но о том я точно известился,
Что цел домой Котел с дороги воротился,
А от Горшка одни остались черепки.
Читатель, басни сей мысль самая простая:
Что равенство в любви и дружбе вещь святая.
Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста
Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста:
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак;
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
***
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «Тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед, и лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Басни Толстого для детей дошкольного и школьного возраста
Басни Толстого для детей дошкольного и школьного возраста:
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:«Давай же награду». Волк заскрипел зубами, да и говорит:«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»
БЕЛКА И ВОЛК
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
ВОДЯНОЙ И ЖЕМЧУЖИНА
Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали. На четвертый день вышел из моря водяной и спросил: «Зачем ты черпаешь?» Человек говорит: «Я черпаю затем, что уронил жемчуг». Водяной спросил: «А скоро ли ты перестанешь?» Человек говорит: «Когда высушу море, тогда перестану». Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.
ВОЛК И ЛУК
Охотник с луком и стрелами пошел на охоту, убил козу, взвалил на плечи и понес ее. По дороге увидал он кабана. Охотник сбросил козу, выстрелил в кабана и ранил его. Кабан бросился на охотника, спорол его до смерти, да и сам тут же издох. Волк почуял кровь и пришел к тому месту, где лежали коза, кабан, человек и его лук. Волк обрадовался и подумал: «Теперь я буду долго сыт; только я не стану есть всего вдруг, а буду есть понемногу, чтобы ничего не пропало. Сперва съем что жестче, а потом закушу тем, что помягче и послаще». Волк понюхал козу, кабана и человека и сказал: «Это кушанье мягкое, я съем это после, а прежде дай съем эти жилы на луке». И он стал грызть жилы на луке. Когда он перекусил тетиву, лук расточился и ударил волка по брюху. Волк тут же издох, а другие волки съели и человека, и козу, и кабана, и волка.
Михалков — басни для детей дошкольного и школьного возраст
Михалков — басни для детей дошкольного и школьного возраст:
АРБУЗ
Арбуз, что из земли тянул нещадно соки,
Что более других лежал на солнцепеке
И вырос до такой величины,
Что все другие кавуны
С ним оказались не равны,
Перед собратьями своими возгордился
«Я тяжелее всех, каков же я на вкус?!
Всяк скажет про меня: «Арбуз так уж арбуз!..»
Так до тех пор он хвастал и кичился,
Пока в хозяйских вдруг руках не очутился.
А как попал под нож,
То оказался уж не так хорош
Что толку, что велик?
Велик, да толстокож! На цвет?
Да как сказать, не бел, но и не красен.
На вкус — трава травой…
Смысл этой басни ясен.
Иной, глядишь, и говорит пестро,
Осанка хоть куда, так важно носит пузо,
А ковырни его да загляни в нутро,
Оно как у того Арбуза!
БЕЗ ВИНЫ ПОСТРАДАВШИЕ
Прослушать певчих птиц однажды
Пригласили Начальство — Льва.
Лев был в чинах и в силе,
И перед ним, дыханье затая,
На задних лапках многие ходили.
Лев прибыл на концерт.
На сцену попросили Певцов:
Скворца и Соловья.
Перед лицом таким, робея от волнения,
Чуть арию свою не позабыл Скворец,
Но под конец так разошелся молодец,
Такое на него напало вдохновение,
Что диву бы дался любой ценитель пенья.
Какой солист! То вдруг защелкает, то перейдет на свист,
То иволгой кричит, то кенарем зальется,
Кудахчет курицей, как человек смеется,
И выходкам веселым нет конца!
Но тут заметили, что, слушая
Скворца, ни разу Лев не улыбнулся,
Напротив — даже отвернулся!
Вот Соловья черед. Лев морщится опять!
Что это значит? Как понять?..
Ему на месте не сидится,
Он хочет встать!
Его с трудом удерживает Львица…
А Соловей?.. Как сладко он поет!
Какие он верха берет!
Но, гривою тряхнув, Лев с места вдруг встает
И, не дослушав песни Соловьиной,
Уходит со своею половиной…
Лиса уж тут как тут: «Певцы тому причиной!
Кто их назвал «солистами лесов»?
Ни дикции, ни голосов!
На Льва все время я смотрела
Он возмущался то и дело!
Скандал! Позор! И отдан был приказ:
«Певцов направить в хор!
Заставить наново учиться!»
Но как же так могло случиться?
Лев к пенью вкус имел
(Он даже сам немного пел
И, говорят, довольно мило),
Послушать мастеров ему приятно было.
Чего ж он морщился?..
Он лишнего поел,
И тут как раз ему живот схватило!..
А бедные певцы, которых сдали в хор,
Когда бы не Орел, там пели б до сих пор!
Я басню написал тем людям в назидание,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указание
Считать обычное чиханье Вышестоящего лица.
БЕШЕНЫЙ ПЕС
Однажды, в знойный день, взбесился Пес цепной
И, ядовитой брызгая слюной,
Сорвался вдруг с цепи, махнул через ограду
Да прямо к стаду! Сначала он напал по-волчьи на телка,
Потом задрал невинного ягненка,
Одних загрыз, другим порвал бока
И насмерть ранил пастушонка.
Короче: натворил таких он бед,
Каких не видел свет!
Когда б разбойника облавою не взяли,
То многие еще бы пострадали.
Но был в конце концов захвачен лютый Пес,
И… производством дело началось!
Уж не одна неделя пролетела
Полгода суд идет.
Растет и пухнет дело
Чинят свидетелям допрос.
Бандит в тюрьме окреп, подрос,
Так на харчах казенных откормился
И обленился,
Что от хвоста до шеи залоснился.
Он только знает спать да есть.
При нем друзья. Услуг не счесть:
Ему ошейники меняют, Его родные навещают,
А два Шакала, посчитав за честь,
Перед судом ретиво защищают:
Скулят, визжат, и лают,
И, чтобы умалить его вину,
Повторный требуют анализ на слюну…
«Чего же судьи ждут?
Когда ж повесят Пса?
Слышны повсюду голоса.
Какой другой конец возможен для урода?..»
Известны нам суды такого рода.
ДАЛЬНОВИДНАЯ СОРОКА
Изнемогая от тяжелых ран,
К своим трущобам отступал Кабан.
В чужие вторгся он владения,
Но был разбойнику отпор достойный дан,
Как поднялось лесное население…
Сороке довелось в ту пору пролетать
Над полем боевых событий.
И — кто бы ожидал такой сорочьей прыти!
Сорока, сев на ель, вдруг стала стрекотать:
«Так, так его! Так, так! Гоните Кабана!
Мне с дерева видней — он не уйдет далеко!
Я помогу, коль помощь вам нужна.
А вы еще разок ему поддайте сбоку!»
«Дивлюсь я на тебя. Ты только прилетела,
Сказал Сороке Воробей,
А трескотней своей, ей-ей,
Всем надоесть уже успела!»
«Скажи, мой свет, Сорока Воробью в ответ,
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: «Сорока воевала!..»
Сороке выдали медаль. А жаль!
Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста
Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в зеркале увидев образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкой кивает на Петра.
ДЕМЬЯНОВА УХА
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». —
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, —
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.
«Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
ТРИ МУЖИКА
Три Мужика зашли в деревню ночевать.
Здесь, в Питере, они извозом промышляли;
Поработали, погуляли
И путь теперь домой на родину держали.
А так как Мужичок не любит тощий спать,
То ужинать себе спросили гости наши.
В деревне что за разносол:
Поставили пустых им чашку щей на стол,
Да хлеба подали, да, что осталось, каши.
Не то бы в Питере, — да не о том уж речь;
Все лучше, чем голодным лечь.
Вот Мужички перекрестились
И к чаше приютились.
Как тут один, посмешливей из них,
Увидя, что всего немного для троих,
Смекнул, как делом тем поправить
(Где силой взять нельзя, там надо полукавить).
«Ребята», говорит: «вы знаете Фому,
Ведь в нынешний набор забреют лоб ему». —
«Какой набор?» — «Да так. Есть слух — война с Китаем:
Наш Батюшка велел взять дань с Китайцев чаем».
Тут двое принялись судить и рассуждать
(Они же грамоте, к несчастью, знали:
Газеты и, подчас, реляции читали).
Как быть войне, кому повелевать.
Пустилися мои ребята в разговоры,
Пошли догадки, толки, споры;
А наш того, лукавец, и хотел:
Пока они судили да рядили,
Да войска разводили,
Он ни гугу — и щи, и кашу, все приел.
Иному, до чего нет дела,
О том толкует он охотнее всего,
Что будет с Индией, когда и от чего,
Так ясно для него;
А поглядишь — у самого
Деревня между глаз сгорела.
ДВЕ СОБАКИ
Дворовый, верный пес Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиления, чуть не плачет
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну, что, Жужутка, как живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь, на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?» —
«На счастье грех роптать,- Жужутка отвечает,-
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином, а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» — «Я,- отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос,-
Живу по-прежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!-
С насмешкой отвечал Жужу.-
На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Стихи басни для детей дошкольного и школьного возраста
Басни Крылова для детей дошкольного и школьного возраста:
МУХА И ПЧЕЛА
В саду, весной, при легком ветерке,
На тонком стебельке
Качалась Муха, сидя.
И, на цветке Пчелу увидя,
Спесиво говорит: «Уж как тебе не лень
С утра до вечера трудиться целый день!
На месте бы твоем я в сутки захирела.
Вот, например, мое
Так, право, райское житье!
За мною только лишь и дела:
Летать по балам, по гостям:
И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы
Вельмож и богачей все домы.
Когда б ты видела, как я пирую там!
Где только свадьба, именины,
Из первых я уж верно тут.
И ем с фарфоровых богатых блюд,
И пью из хрусталей блестящих сладки вины,
И прежде всех гостей
Беру, что вздумаю, из лакомых сластей,
Притом же, жалуя пол нежной,
Вкруг молодых красавиц вьюсь
И отдыхать у них сажусь
На щечке розовой иль шейке белоснежной».
«Все это знаю я, — ответствует Пчела.
Но и о том дошли мне слухи,
Что никому ты не мила,
Что на пирах лишь морщатся от Мухи,
Что даже часто, где покажешься ты в дом,
Тебя гоняют со стыдом».
«Вот, — Муха говорит, — гоняют! Что ж такое?
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое».
СТАРЫЙ КОТ И МЫШОНОК
Молоденький, неопытный Мышонок,
Чуть из пеленок,
Попался в когти старому Коту,
И так к нему взмолился в оправдание:
«Оставь меня… пусти… Какую тяготу
И для кого ты видишь от создания
Такого слабого и хилого, как я?
Я ростом очень мал, так много ли изъяну
Хозяину от моего житья?
Велик ли вред его карману?
Нет, в тягость ни ему,
И в доме никому
Я никогда не стану:
Я с хлебной корочки сыта,
А с грецкого ореха уж толстею…
Оставь же, отпусти… Ну, что я для Кота?..
Я для котят лишь прелести имею:
Детишкам ты своим меня прибереги».
А Кот в ответ: — Не лги!
Меня не проведешь подобными речами…
Глухих морочь! А старому Коту
Невмоготу
Прельщаться глупыми словами:
Мышонку от Кота смешно бы ждать пощады,
Мы Паркам помогать всегда и всюду рады;
Таков закон для вас, мышей,
И по таким законам
Под острием моих когтей,
Не для моих детей,
А мне поплатитесь своим последним стоном.
И слово Кот сдержал.
А к басенке моей
Вот что скажу я в добавление:
Мне, право, юноша милей,
Мечтами юноша, надеждами живей,
У старцев же сердца черствей,
И в них уже давно заглохло сожаление.
ЛАСТОЧКИ И ПТИЧКИ
Летунья Ласточка и там, и сям бывала,
Про многое слыхала,
И многое видала,
А потому она
И боле многих знала.
Пришла весна,
И стали сеять лен. «Не по сердцу мне это!
Пичужечкам она твердит.
— Сама я не боюсь, но вас жаль; придет лето,
И это семя вам напасти породит,
Произведет силки и сетки,
И будет вам виной
Иль смерти, иль неволи злой;
Страшитесь вертела и клетки!
Но ум поправит все, и вот его совет:
Слетитесь на загон и выклюйте все семя».
«Пустое!» — рассмеясь, вскричало мелко племя.
Как будто нам в полях другого корма нет!»
Чрез сколько дней потом, не знаю,
Лен вышел, начал зеленеть,
А Птичка ту же песню петь:
«Эй, худу быть! еще вам, Птички, предвещаю:
Не дайте льну созреть;
Вон с корнем! Или вам придет дождаться лиха!»
«Молчи, зловещая вралиха!
Вскричали Птички ей.
Ты думаешь легко выщипывать все поле!»
Еще прошло десяток дней,
А может и гораздо боле;
Лен вырос и созрел.
«Ну, Птички, вот уж лен поспел;
Как хочете меня зовите,
Сказала Ласточка, — а я в последний раз
Еще пришла наставить вас:
Теперь того и ждите,
Что пахари начнут хлеб с поля убирать,
А после с вами воевать:
Силками вас ловить, из ружей убивать
И сетью накрывать;
Избавиться такого бедства
Другого нет вам средства,
Как дале, дале прочь. Но вы не журавли,
Для вас ведь море край земли;
Так лучше ближе приютиться,
Забиться в гнездышко, да в нем не шевелиться».
«Пошла, пошла! других стращай
Своим ты вздором!
Вскричали Пташечки ей хором.
А нам гулять ты не мешай!»
И так они в полях летали, да летали,
Да в клетку и попали.
Всяк только своему рассудку вслед идет:
А верует беде не прежде, как придет.
Хорошие басни для детей дошкольного и школьного возраста
Хорошие басни для детей дошкольного и школьного возраста
ПИР У ЛЬВА
Коль истиной не можно отвечать,
Всего полезнее молчать.
С боярами как жить, потребно это ведать.
У Льва был пир,
Пришел весь мир
Обедать.
В покоях вонь у Льва:
Квартира такова.
А львы живут нескудно,
Так это чудно.
Подобны в чистоте жилищ они неряхам
Или посадским мужикам,
Которые в торги умеренно вступили
И откупами нас еще не облупили
И вместо портупей имеют кушаки,
А кратче так: торговы мужики.
Пришла вонь Волку к носу;
Волк это объявил в беседе без допросу,
Что запах худ.
Услышав, Лев кричит: «Бездельник ты и плут,
Худого запаха и не бывало тут.
И смеют ли в такие толки
Входить о львовом доме волки?»
А чтобы бредить Волк напредки не дерзал,
Немножечко он Волка потазал
И для поправки наказал,
А именно — на части растерзал.
Мартышка, видя страшны грозы,
Сказала: «Здесь нарциссы, розы
Цветут».
Лев ей ответствовал: «И ты такой же плут:
Нарциссов, роз и не бывало тут.
Напредки не сплетай ты лести,
А за такие вести
И за приязнь
Прими и ты достойную казнь».
Преставился Волчишка,
Преставилась Мартышка.
«Скажи, Лисица, ты, — хозяин вопрошал, —
Какой бы запах нам дышал?
Я знаю, что твое гораздо чувство нежно;
Понюхай ты прилежно».
Лисица на этот вопрос
Сказала: «У меня залег сегодни нос».
ЛЕВ И МЫШЬ
У Льва просила Мышь смиренно позволения
Поблизости его в дупле завесть селение
И так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах,
Ты и могуч и славен;
Хоть в силе Льву никто не равен,
И рев один его на всех наводит страх,
Но будущее кто угадывать возьмется —
Как знать, кому в ком нужда доведется?
И как я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь». —
«Ты!» вскрикнул Лев: «Ты, жалкое создание!
За эти дерзкие слова
Ты стоишь смерти в наказание.
Прочь, прочь отсель, пока жива —
Иль твоего не будет праху».
Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,
Со всех пустилась ног — простыл ее и след.
Льву даром не прошла, однако ж, гордость эта:
Отправяся искать добычи на обед,
Попался он в тенета.
Без пользы сила в нем, напрасен рев и стон,
Как он ни рвался, ни метался,
Но все добычею охотника остался,
И в клетке на-показ народу увезен.
Про Мышку бедную тут поздно вспомнил он,
Что бы помочь она ему сумела,
Что сеть бы от ее зубов не уцелела,
И что его своя кичливость съела.
Читатель, — истину любя,
Примолвлю к басне я, и то не от себя —
Не попусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.
ОСЕЛ ВО ЛЬВИНОЙ КОЖЕ
Осел, одетый в кожу львову,
Надев обнову,
Гордиться стал
И, будто Геркулес, под оною блистал.
Да как сокровищи такие собирают?
Мне сказано: и львы, как кошки, умирают
И кожи с них сдирают.Когда преставится свирепый лев,
Не страшен левий зев
И гнев;
А против смерти нет на свете обороны.
Лишь только не такой по смерти львам обряд:
Нас черви, как умрем, едят,
А львов едят вороны.Каков стал горд Осел, на что о том болтать?
Легохонько то можно испытать,
Когда мы взглянем
На мужика
И почитати станем
Мы в нем откупщика,
Который продавал подовые на рынке
Или у кабака,
И после в скрынке
Богатства у него великая река,
Или, ясняй сказать, и Волга и Ока,
Который всем теснят бока
И плавает, как муха в крынке,
В пространном море молока;
Или когда в чести увидишь дурака,
Или в чину урода
Из сама подла рода,
Которого пахать произвела природа.
Ворчал, мычал, рычал, кричал,
На всех сердился, —
Великий Александр толико не гордился.
Таков стал наш Осел.
Казалося ему, что он судьею сел.
Пошли поклоны, лести
И об Осле везде похвальны вести:
Разнесся страх,
И все перед Ослом земной лишь только прах,
Недели в две поклоны перед Ослом
Не стали тысячи, да стали миллионы числом,
А все издалека поклоны те творятся;
Прогневавшие льва не скоро помирятся;
Так долг твердит уму:
Не подходи к нему.
Лисица говорит: «Хоть лев и дюж детина,
Однако вить и он такая же скотина;
Так можно подойти и милости искать;
А я-то ведаю, как надобно ласкать».
Пришла и милости просила,
До самых до небес тварь подлу возносила,
Но вдруг увидела, все лести те пропев,
Что то Осел, не лев.
Лисица зароптала,
Что, вместо льва, Осла всем сердцем почитала.
Короткие басни для детей дошкольного и школьного возраста
Короткие басни для детей дошкольного и школьного возраста:
ВОДОПАД И РУЧЕЙ
Кипящий Водопад, свергаяся со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» — «Лечиться»,
Смиренно прожурчал Ручей.
ЧИЖ И ГОЛУБЬ
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль», говорит: «средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
ЛЕВ И ЛИСИЦА
Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался.
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
ВОЛК И ПАСТУХИ
Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнехонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»
МАЛЬЧИК И ЗМЕЯ
Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря,
«Послушай», говорит: «коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдет.
На сей раз Бог простит; но берегись вперед,
И знай, с кем шутишь!»
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах согласия нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
КОМАР И ПАСТУХ
Пастух под тенью спал, надеялся на псов,
Приметя то, змея из-под кустов
Ползет к нему, вон высунувши жало;
И Пастуха на свете бы не стало:
Но сжаляся над ним, Комар, что было сил,
Сонливца укусил.
Проснувшися, Пастух змею убил;
Но прежде Комара спросонья так хватил,
Что бедного его как не бывало.
Таких примеров есть немало:
Коль слабый сильному, хоть движимый добром,
Открыть глаза на правду покусится,
Того и жди, что то же с ним случится,
Что с Комаром.
Лучшие басни для детей дошкольного и школьного возраста
Лучшие басни для детей дошкольного и школьного возраста:
КВАРТЕТ
Проказница Мартышка,
Осел, Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
ВОЛЧЬЕ РАССУЖДЕНИЕ
Увидя волк, что шерсть пастух с овец стрижет,
Мне мудрено, сказал: и я не понимаю,
Зачем пастух совсем с них кожу не дерет.
Я, например, так я всю кожу с них сдираю
И то-ж в иных дворах господских примечаю.
Зачем бы и ему не так же поступать?
Слон, волчье слыша рассуждение,
Я должен, говорит, тебе на то сказать:
Ты судишь так, как волк, а пастухово сомненье —
Овец своих не убивать.
С тебя, да и с господ иных примеры брать,
Не будет, наконец, с кого и шерсть снимать.
СОКОЛ И ЧЕРВЯК
В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенес!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля, и свобода?
И с веткой гнешься ты, куда велит погода». —
«Тебе шутить легко»,
Червяк ответствует: «летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь на высоте
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»
ВОЛК, КОЗА И КОЗЛЕНОК
Наполнить вымя молоком
Коза пошла за травкою в долину,
Замкнула наглухо свой дом
И строго приказала сыну:
«Чтоб избежать нам горестных потерь,
Пока не возвращусь я с поля,
Храни тебя Господь открыть на миг хоть дверь
Тем, кто не скажет нашего пароля,
Хотя б тебя и начали просить!
Пароль же будет: волчья сыть!»
Как раз во время разговора
Там проходил случайно Волк,
И речь Козы услышав, взял все в толк.
Коза, конечно, не видала вора.
Она ушла. А Волк уж тут как тут.
Переменивши голос, объявляет
Он: «волчья сыть», и ожидает,
Что дверь ему сейчас же отопрут.
Однако же Козленок осторожен
(Он знал, что здесь обман возможен),
И крикнул, посмотревши в щель:
«А лапка у тебя какая?
Просунь сюда… Коль белая, тогда я
Открою дверь, иначе — прочь отсель!»
Волк поражен донельзя. Повсеместно
Давным-давно известно,
Что белых лап у Волка не сыскать.
С чем Волк пришел, с тем обратился вспять.
Какую б горестную долю
Козленок бедный испытал,
Когда б поверил он паролю,
Который Волк случайно услыхал.
Предупредительность двойная
Нужна везде… Не вижу в ней вреда я!
Басни для детей современные
Басни для детей современные:
БАСНЯ О ЗАЙЦЕ
Меняются века, но нравы
Одни и те же, видит Бог.
Зайчишка, возалкавши славы,
Завел себе видеоблог.
Трындел в нем про любовь к морковке,
Про вечную печаль-тоску,
Про дырки для ушей в толстовке
Да барабанил по пеньку.
Был блог его ужасно скучным –
Он ни про что, ни для чего.
Никто во всем лесу дремучем
Не подписался на него.
Косой расстроился безмерно
И в интернете бросил клич,
Что для подписчиков ста верных
Проглотит целиком кирпич,
Всю перебьет о лоб посуду
И выпьет уксуса бидон.
И в тот же день случилось чудо,
Стал супер-популярным он.
Чтоб посмотреть на идиота,
В блог зайца хлынула толпа.
Ей угождая, он с охотой
Вонючего лизал клопа,
Зад смазал медом и сгущенкой
И сунул в улей, а потом
Сбрил шерсть, покрасился зеленкой,
Съел кактус и поджог свой дом.
Зайчишка страсть собой гордился.
И, чтоб не превзошла свинья,
В прямом эфире застрелился
Он ради лайков из ружья.
Все зрители в восторге были.
Клялись любить его всегда,
Но через час о нем забыли,
Не вспомнив больше никогда.
Увы, но люди часто тоже
По глупости готовы стать
Шутами дурней толстокожих,
Которым просто наплевать.
СОВА, ЛИСА И ЕЖ
Лиса дала совет ежу:
«Послушай, что тебе скажу,
Колючки уж давно не в моде,
Что шуба в зной – не по погоде!
Ты б к парикмахеру сходил,
И попросил его, чтоб сбрил
Твои немодные иголки,
О коих лишь — дурные толки.
Пусть подстрижет «под черепаху»…
Увидишь, как вокруг все ахнут!»
Из леса в город еж помчался,
Стыдясь, что от всего отстал.
Советы слышал он не часто,
Когда ж сову вдруг повстречал,
Спросил ее, права ль лиса
Колючки, мол, его не в моде?
Ответила сова: «Ты сам,
На вид, зверек не глупый, вроде,
На свете, чай, не мало жил.
Глядишь, и дале поживешь…
Коль к парикмахеру идешь,
Уж попроси, чтоб освежил,
Он, после стрижки, все лосьоном
Морковным, яблочным, медовым…»
«За что же мне такая честь?»
Чтоб все вкусней… лисе поесть!»
БУМАЖНЫЙ СКВОРЕЧНИК
Когда вокруг предчувствие весны
На теплых крыльях в ясном небе реет,
Всем хочется стать чуточку добрее
И верить, что вины все прощены.
И каждый быть старается хорошим –
Пестреют на асфальте возле луж
Недоданные в пору лютых стуж
Для пташек, переживших зиму, крошки.
Накормлены все всклоченные псы
И из подвалов вышедшие кошки,
Что смотрят недоверчиво-сторожко,
Как будто вспоминают те часы,
Когда напрасно ждали у подъезда,
Вдруг пожалеют и откроют дверь…
Но это все зимой – весна теперь,
И счеты за былое неуместны.
Так много добрых мыслей, добрых дел,
С которыми пора поторопиться –
Вот-вот домой вернутся с юга птицы,
Любой бы их порадовать хотел.
Теперь, когда не ходят пионеры
Скворечники развешивать гурьбой,
Заняться может делом тем любой
Для гордости и детям для примеру.
И так случилось, что одна мадам
Соорудить для птичек дом решила,
Да только вот с пилою не дружила
И не читала книжку «Сделай сам».
Картонка, скотч, вокруг толпа детишек –
Тяп-ляп и склеен с дыркой коробок.
На нем нарисовали – кто цветок,
Кто бабочку, кто солнышко на крышку.
Восторг, веселье, прыгают, галдят,
Собой горды – все славно постарались.
Повесили и долго любовались –
Все ждали, новоселы прилетят.
Не дождались – заморосил, полился
Весенний дождь, сменивший снежный пух.
Расплылись краски и картон разбух,
А утром их скворечник вниз свалился.
Мораль ясна: в копилку добрых дел
Клади не что хотел, а что сумел.
СОРОКА РЕПОРТЕР
Одна сорока-белобока
Решила репортером стать
И начала везде летать,
Все узнавать и стрекотать
С утра до ночи без умолку.
Жаль только, новостей в лесу
За год совсем немного было –
В яругу забрела кобыла,
Медведя молнией убило
Да проглотил кабан осу.
А так вокруг – все тишь да гладь:
Плодятся зайцы, лисы, волки,
Растут березы, липы, елки,
Ежи рассерженные колки,
Но всем на это наплевать.
Никто и слышать не хотел
Про новый урожай малины,
Про старой белки именины,
Про содержание в почве глины
И кто кого на завтрак съел.
Сорока изшнырялась вся,
Не знает уж куда податься,
Все облетела – нет сенсаций,
Не хочет ничего случаться,
А без сенсаций ей нельзя.
И начала сорока врать –
Про чудо-средство от поганок,
Про джиннов из консервных банок,
Ночь оживающих капканов
И дуб, умеющий летать.
Дела ее пошли на лад –
Зверье, развесившее уши,
Сбегалось толпами послушать
И россказни сороки-врушки
Пересказать был каждый рад.
Сороку можем мы винить
За насаждение желтой прессы,
Но жертвами считать нечестно
Всех тех, кому не интересно
Без выдумок сорочьих жить.
КУЛЬТУРНЫЙ КОЗЕЛ
Жил-был козел. Его манеры
Всем прочим ставили в пример:
К друзьям он обращался «сэры»,
Был в курсе всех лесных премьер;
Когда он выходил из дома,
То надевал цилиндр и фрак;
Когда устраивал приемы,
В ливреях нанимал макак.
О нем с восторгом говорили:
«Культурней в мире нет козла!»
Но только гости уходили,
Иные он творил дела:
О косяки спиной чесался,
Бросал объедки на паркет,
В портьеры новые сморкался
И клал копыта на буфет,
Своей потворствуя натуре
И не стесняясь ничего.
Но кто культурный, тот культурен,
Когда нет рядом никого.
Видео: Басни Сергея Михалкова: Петух в гостях и Кабан и хомут
На нашем сайте вы найдете много статей для своих детей:
- Дразнилки для детей — на имена, смешные, народные, короткие, обидные: лучшая подборка
- Чистоговорки для детей — лучшая подборка для развития речи
- Ребусы для детей в картинках — 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 лет: лучшая подборка
- Головоломки для детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 — лучшая подборка: 130 картинок
- Кроссворды для детей 6-7, 8-9,10-12 лет — лучшая подборка: 175 кроссвордов
- Стихи про буквы алфавита — для дошкольников, для 1 класса: лучшая подборка
У Крылова, басня «Мартышка и очки», ошибочка вышла… «то их на хвост нанижет», у Крылова, а у вас «наденет».