После двоеточия писать с большой буквы или маленькой: правило, примеры. Оформление списков: как правильно?

После двоеточия писать с большой буквы или маленькой: правило, примеры. Оформление списков: как правильно?

Часто человек не знает, после двоеточия писать с большой буквы или маленькой. Нужно знать правило, а примеры помогут закрепить материал.

Русский язык — сложный, потому что для правильного правописания, нужно знать правила наизусть. Естественно, их надо учить в школе и только потом, во взрослой жизни, когда основные базовые знания уже отложились в голове, получится писать грамотно на интуитивном уровне.

Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Слово «Родина» пишется с большой буквы или нет?». Вы узнаете, почему, а также найдете правила и примеры.

Из этой статьи вы узнаете, когда ставится двоеточие в предложении. Такие знания понадобятся, если вы учитесь в школе или просто забыли пройденный материал. Читайте далее.

Когда ставится двоеточие в предложении: правило

Двоеточие в предложении
Двоеточие в предложении

Двоеточие – это такой символ, без которого любая фраза автоматически теряет свой первоначальный смысл. Поэтому каждый человек должен знать правила постановки двоеточий и различать их. Двоеточие – это вид пунктуации, при котором две точки располагаются одна над другой. Употребляется после обобщения и при перечне однородных членов в предложении, а также после диалога писателя в прямой речи. Двумя точками разделяются части бессвязного сложного предложения, которые каким-то образом связаны друг с другом.

В пунктуации, согласно правилу нашего родного языка, есть много примеров использования двоеточия во фразах и других высказываниях:

  • Косвенная речь
  • Цитирование
  • Сложносочиненные фразы свободной формы
  • Второстепенные члены предложений

Поэтому необходимо учитывать, следует ли за двоеточием заглавная или маленькая буква. Нужно знать, что двоеточие не разделяет фразы. Этот символ ставится внутри предложения. Он применяется, чтобы разделить фразы по смысловой части. Но возникают вопросы о написании слов после данного знака препинания. Часто словоформы пишутся, начиная со строчных букв.

Разделяющий символ «двоеточие» начинает использоваться с конца XVI века. Он упоминается в грамматике Лаврентия Зизания, Метелея Смотрицкого (1619).

Когда пишется большая буква после двоеточия: правило, примеры

Большая буква после двоеточия
Большая буква после двоеточия

После двоеточия большая буква пишется в таких случаях — правила:

  • Прямая речь – это разговорная фраза другого человека (не являющегося писателем рассказа), взятая непосредственно из рассказа и переданная дословно. Когда речь идет после фраз писателя, то писать нужно с прописной буквы.

Пример:

  1. Прокурор встал и произнес: «На основе показаний заседание можно считать закрытым».
  2. Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
  • Цитирование – точное воспроизведение фрагмента произведения или фразы иного лица. Если в тексте есть цитирование фразы, ее нужно заключить в кавычки.

Пример:

  1. Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
  2. А. де Сент-Экзюпери в знаменитой сказке писал: «Дети должны быть снисходительны к взрослым».

Запомните: Когда чья-то фраза не цитируется, а передается как косвенная речь, тогда она пишется с маленькой буквы и двоеточие не нужно.

Когда пишется маленькая буква после двоеточия: правило, примеры

Маленькая буква после двоеточия
Маленькая буква после двоеточия

Рассмотрим варианты правописания маленькой буквы после двоеточия — правила:

  • Когда во фразе есть обобщение, а после него идут однородные члены.

Пример:

  1. Идя на площадку с сыном, мы берем немало вещей: самокат, машинки, мяч.

Запомните: Если есть имена собственные, то их необходимо всегда писать с большой буквы!

Пример:

  1. В Санкт — Петербурге дети увидели много красивых достопримечательностей: Эрмитаж, Петровскую крепость и Исаакиевский собор.
  2. Она очень любила сладости: конфеты, зефир и мармелад.
  3. В недрах Урала множество полезных ископаемых: железо, медь, уголь и драгоценные камни.
  4. Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши и сливы.
  • Бессоюзное сложное предложение.

Пример:

  • Им необходимо провести срочное собрание: это срочный вопрос.
  • Ваня не досмотрел сериал: в доме отключили электричество.
  • Никто не мог предположить такого окончания рабочего дня: из-за сильнейшего ливня людям будет трудно добраться домой.

Как видите, все просто — нужно знать только правила и закрепить их примерами. Ничего трудного в запоминания такой грамматики русского языка нет.

Оформление списков: как правильно?

Оформление списков
Оформление списков

Перечень создается в соответствии с определенными нормами. Есть условия, от которых зависит, какую букву будут употреблять в перечислении. Итак, как нужно правильно оформлять списки? С какой буквы начинается каждый элемент списка, зависит от некоторых нюансов. Подробнее:

Обозначение элементов перечисления:

  • Г., Д., Е. — большие буквы с точкой 
  • IV., V., VI.; 4., 5., 6. — римские или арабские цифровые символы с точкой
  • г), д), е)— маленькая буква или цифровой элемент со скобкой
  • Тире
  • Графический символ (ромбик, квадрат и т.д.)

Сколько уровней в перечне:

  • Один 
  • Много 

Степень распространения каждого элемента – могут быть из:

  • Одной фразы, словосочетания
  • Отдельного предложения, полного абзаца

Какой символ ставят в конце абзаца:

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Точка

Изучим основные правила, которые используются всегда в перечнях чего-либо:

  • Когда абзацы выделены большой буквой с точкой, а также римскими или арабскими символами с точкой, тогда их следует выписывать с большой буквы. В окончании поставьте точку.

Например, понадобятся такие принадлежности для школы:

А. Тетрадки.
Б. Литература для обучения.
В. Канцелярия.

  • Если элементы списка начинаются с цифры или буквы со скобкой, тире или графического символа, то после идет маленькая буква. В окончании абзаца поставьте запятую или точку с запятой.

Например, понадобятся такие принадлежности для школы:

а) тетрадки;
б) книги для обучения;
в) канцелярия.

  • Первый уровень перечня обычно начинается с большой буквы или цифры, а второй и следующие — с маленькой. Первый уровень обозначается большими буквами или цифрами с точками, а нижние уровни – маленькими буквами или цифрами со скобочками, дефисом или графическими иероглифами.

Пример — перечень принадлежностей для школы:

1. Тетрадки:
г) клетчатые и линейчатые,
д) толстые и тонкие.

2. Учебная литература:
г) по английскому,
д) по географии,
е) по химии.

3. Канцелярия:
г) ластик,
д) карандаш,
е) ручки.

  • Абзацы, которые считаются полными фразами или общими, пишутся с большой буквы. В конце поставьте точку.

Пример — для приготовления супа необходимо:

  1. Купить мясное филе и овощи, заранее все очистить и размельчить.
  2. Закипятить воду.
  3. По очереди добавлять необходимые ингредиенты.
  • Если элементы перечня — это одно слово или слово-сочетание, то их обычно пишут с маленькой буквы, а в окончании каждого стоит поставить запятую или точку с запятой.

К примеру — перечень продуктов:

  • курица,
  • гречка,
  • свекла,
  • чеснок,
  • специи.

Как упоминалось ранее, когда в заключении абзаца используется точка, тогда следующий абзац будет написан с большой буквы. Когда поставлена запятая или точка с запятой, тогда следующий абзац нужно выписывать со строчной буквы.

Видео: Как правильно писать: выбираем между двоеточием и тире!

Видео: Двоеточие — где, когда и зачем ставить?

Видео: Русский язык 9 класс. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *