Как помочь ребенку, подростку справиться с буллингом, травлей со стороны сверстников: стратегии, советы

Как помочь ребенку, подростку справиться с буллингом, травлей со стороны сверстников: стратегии, советы

Дети часто испытывают со стороны сверстников буллинг, травлю. Как помочь ребенку, читайте в этой статье.

Содержание

Все чаще в новостях можно увидеть информацию о детях, которые страдают от гнева сверстников и желают отомстить жестоким одноклассникам или друзьям. При этом дети могут применить невероятное насилие по отношению к своим сверстникам, и такие последствия бессердечного обращения, могут быть даже фатальными.

Прочитайте на нашем сайте статью о том, что надо учиться прощать обидчика. Ведь обида вредна для здоровья.

Существуют способы прекращения травли, насмешек и других ситуаций, в которых дети проверяют слабые места и пределы эмоциональной устойчивости своих сверстников. С помощью этих стратегий общения с друзьями, которые причиняют боль, можно дать жертвам почувствовать себя менее беспомощными и с самого начала прекратить попытки травли со стороны агрессора. Подробнее о них читайте в статье.

Последствия буллинга, травли со стороны сверстников в школе

Последствия буллинга, травли со стороны сверстников в школе
Последствия буллинга, травли со стороны сверстников в школе

Прочитайте на нашем сайте статью о том, что такое травля или буллинг. Какая между ними разница и какие признаки этих факторов — все изложено в доступной и понятной информации.

Раннее предотвращение травмирующего психику опыта важно. Ведь ребенок тогда сможет избежать возможных последствий жестокого обращения и буллинга со стороны сверстников в школе. К ним относится следующее:

  • Депрессия
  • Тревога
  • Сильное чувство грусти и одиночества
  • Проблемы со сном и приемом пищи
  • Потеря интереса к занятиям, которыми раньше занимался ребенок
  • Проблемы со здоровьем
  • Пропуски уроков
  • Плохая успеваемость
  • Трудность с концентрацией внимания
  • Чувство бесполезности
  • Чувство вины
  • Низкая самооценка и т. д.

Если какой-то из этих пунктов? или даже несколько, можно применить к поведению вашего ребенка, значит, он испытывает травлю со стороны сверстников. Что же делать в этом случае? Читайте далее.

Как помочь ребенку, подростку справиться с буллингом, травлей со стороны сверстников: стратегии, советы

Ниже приведены некоторые из стратегий, которые дети, потренировавшись с родителями, смогут легко усвоить и применить на практике, если возникнет такая необходимость. Итак, как помочь ребенку, подростку справиться с буллингом, травлей со стороны сверстников? Ниже вы найдете советы. Читайте далее.

Диалог с самим собой: как справиться со школьной травлей, буллингом?

Личная речь внутри себя возникает у детей детсадовского возраста как речь, обращенная к себе, чтобы помочь при решении проблемы. Она развивается от взаимодействия ребенка с родителями и другими важными взрослыми людьми, когда они вместе направляют малыша в его действиях и том или ином социальном взаимодействии. По мере взросления, ребенок начинает использовать речь в форме инструкции, которая регулирует его собственное поведение. Такая речь также встречается у взрослых. Это «внутренний голос», который направляет и помогает справляться с различными ситуациями. Итак, как справиться со школьной травлей, буллингом?

ДИАЛОГ С САМИМ СОБОЙ:

  • В ситуации травли маленькие дети автоматически реагируют слезами или гневом. Чем ребенок младше, тем меньше у него шансов на мгновение остановиться и задуматься, правда ли то, что ему говорят, и стоит ли это слушать.
  • Поэтому важно научить сына или дочь спрашивать себя в таких ситуациях: «Разве мне говорят правду?», «Имеет ли его мнение значение для меня?».
  • Кроме того, мысль «Я не буду ни плакать, ни злиться из-за этого!», может быть очень мощным посланием, которое предотвратит чувство обиды и последующую импульсивную реакцию.
  • Ребенок старшего возраста может сказать себе: «Этот мальчик намеренно хочет меня расстроить. Я не собираюсь давать ему то, что он хочет».

Самая важная речь, которую мальчик или девочка может произнести в момент социального дискомфорта, это:

  • «Мне не нравится, когда дети говорят мне плохие вещи. Мне не нравится, когда они смеются надо мной, но я справлюсь. Это не конец света».

Чтобы научить ребенка этому навыку, родителям полезно придумать несколько дискомфортных ситуаций, связанных с определенной проблемой и продемонстрировать ему в ролевой игре, как подбадривать себя посредством внутренней речи. Меняя роли, ребенок будет практиковать эту стратегию и сможет применить ее в реальной ситуации.

Например, если малыша часто дразнят из-за низкого роста, родитель может спросить его: «Что бы ты подумал, если бы кто-то подошел к тебе и дразнил из-за низкого роста?». Ребенок, который научился внутренней речи, сказал бы что-то вроде:

  • «Я устал, что меня дразнят из-за роста, но не потеряю контроль из-за этого. Я буду сохранять спокойствие и решать, что я скажу или сделаю. И я также напомню себе, что я забил победный гол для своей команды в субботу, что было действительно круто. Никто не идеален во всем».

Некоторым детям нужно больше подобных упражнений, другим – меньше. Родители поймут, когда их ребенок уже научился чувствовать себя в безопасности и достаточно решителен, чтобы остановить сверстников от дальнейших нападок.

Игнорирование: самый лучший способ остановить буллинг, травлю

Игнорирование: самый лучший способ остановить буллинг, травлю
Игнорирование: самый лучший способ остановить буллинг, травлю

Дети иногда думают, что заслужат уважение своих сверстников, только если будут противостоять нападающему громко и агрессивно. Но в ситуации внезапного словесного оскорбления большинство детей обычно не понимают, что сказать и как действовать. Пребывание в неудобной ситуации обычно приводит к еще большим издевательствам и, как следствие, более сильному ощущению беспомощности.

Тогда очень мощным средством преодоления подобной ситуации, может быть игнорирование или физическое и эмоциональное дистанцирование агрессора. Это самый лучший способ остановить буллинг, травлю:

  • Это подразумевает то, что ребенок должен отступить в сторону от дискомфортной ситуации, когда это возможно, и присоединиться к другим детям.
  • Такое поведение будет лучше, чем реакция на провокации нападающего.

Стоит знать: Хотя игнор не остановит издевательства в будущем, но защитит самооценку ребенка, поскольку даст чувство контроля и понимание того, что ему не нужно терпеть то, что ему не нравится.

Это особенно хорошо работает с детьми младшего школьного возраста, которые еще не развили другие навыки преодоления трудностей. Важно объяснить малышу, что он не должен давать злоумышленнику понимать, насколько ему грустно, страшно или обидно. Ролевые игры с родителями помогут крохе отрепетировать ситуацию, чтобы остаться с высоко поднятой головой в ситуациях со сверстниками. При этом родитель может продемонстрировать обычные жизненные ситуации в различных эмоциональных состояниях и попросить ребенка сделать то же самое. При выходе из ситуации, мальчик или девочка могут также сказать: «Сохранять спокойствие – это самое смелое, что я могу сделать в данный момент!».

Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли

Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли
Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли

Когда людям больно, они часто склонны обвинять других в своих проблемах. На такие слова как: «Ты меня так злишь! Почему ты всегда так поступаешь со мной?», другие люди в целях защиты отвечают в такой же манере, из-за чего невозможно конструктивно разрешить ситуацию. Тем не менее, описание чувств, как человек ощущает себя в конкретной ситуации («Я злюсь, когда…» или «Я не понимаю, почему…»), помогают одному понять и посочувствовать другому, не обвиняя его в каком-то поведении или намерениях. Так описывается тревожная ситуация и эмоциональные состояния, которые она вызывает, не подвергая критике особенности собеседника. Кроме того, проявление собственных эмоций развивает доверительные отношения с собеседником.

Совет: Учите ребенка говорить внутри себя «Я — личность», начиная с дошкольного возраста, приводя собственные примеры, когда такие высказывания вам помогали. Также играйте роли. Это хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли.

Осознание того, что ребенок — личность, может понадобиться именно в коллективе (например, в классе), где присутствуют и взрослые. В менее контролируемых ситуациях (на перемене, игровой площадке), проявление чувств может еще больше спровоцировать злоумышленника на провокацию.

В ситуации, когда, к примеру, родитель или другой взрослый кричит: «Разве ты не видишь, куда надо класть вещи?», пример ответа настоящей личности звучал бы так:

  • У меня трудности с учебой, которые иногда мешают мне следить за собой, куда я кладу вещи.
  • У меня проблемы с ощущением пространства. И я не думаю, что над этим надо смеяться.

Кроме того, важно объяснять ребенку, что говорить надо четко, вежливо и стараться поддерживать зрительный контакт с агрессором. Стоит рассказать малышу, что разные ситуации могут возникать и дома в семье, и он должен вести себя подобающе, как со сверстниками в школе, так и дома с младшими или старшими братьями и сестрами.

Примеры ответов агрессорам ребенка, воспитанного как личность:

  • «Я чувствую себя расстроенным, когда вы смеетесь над моими очками. Я хочу, чтобы вы перестали это делать».
  • «Мне не нравится, когда ты смеешься над тем, как я бегаю. Это единственный способ, при помощи которого я могу бежать. Пожалуйста, прекрати».
  • «Я знаю, ты просто хочешь меня расстроить, но это не сработает».
  • «Я разочарована тем, что ты не убрал игрушки, когда я об этом попросила. Ведь ты мой старший брат, и я бы хотела, чтобы ты убрал их сейчас».

На самом деле, все просто. Если ребенок будет чувствовать себя уверенным, то у него не будут возникать неприятные ситуации с травлей или буллингом.

Визуализация: заранее помогаем ребенку избежать травли и буллинга

Визуализация – это техника, с помощью которой человек представляет себе комфортную или расслабляющую ситуацию, или серию таких картинок. Исследования показывают, что люди, которые представляли определенную ситуацию, с течением времени начинали вести себя точно также. Воображаемый образ оказывает очень сильное влияние на поведение человека, а также на результат разных ситуаций в его реальной жизни. Это поможет ребенку заранее избежать травли и буллинга.

Визуализация дает человеку возможность создавать «внутренние образы», благодаря которым он не должен принимать на свой счет или верить в то, что говорит ему обидчик. Посредством воображаемых картинок, дети могут видеть и чувствовать себя защищенными от неприятных ситуаций. Например, ребенок может представить, как насмешки и другие неприятные слова отскакивают от его «защитной брони», словно шарики, или как он отбивает каждое слово в направлении обидчика бейсбольной битой или теннисной ракеткой. Например, мальчик или девочка могут подумать:

  • «Я — художник, и если нужно, то перерисую образ всех слов-насмешек»
  • «Я — певец и заглушу все обидные слова песней»

Объясните сыну или дочери, что он или она может использовать визуализацию, чтобы представить, как использует слова поддержки и уверенно выходит из любой дискомфортной ситуации.

Способность мысленного представления у детей дошкольного возраста, позволяет имитировать модель поведения, которой в данный момент нет. Например, он может представить другого ребенка, который благополучно прекратил словесное издевательство. Мысленное представление ежедневных ситуаций, успешное поведение во взаимодействии со сверстниками и решение каких-то проблем, затем переходят в реальные жизненные ситуации.

Вы можете позаниматься с ребенком при помощи простых упражнений с мягкими маленькими мячиками:

  • Напишите на них слова насмешек и оскорбления, которые ребенок слышал в свой адрес со стороны сверстников.
  • Бросайте их в малыша, который представляет, как эти слова отскакивают от него.

Это наглядно поможет ребенку понять, что он не должен буквально воспринимать то, что обидчик говорит или приказывает делать. Он будет представлять, как эти слова отскакивают обратно, потому что не имеют к нему никакого отношения.

Принятие ситуации — буллинг: как остановить травлю ребенка?

Принятие ситуации останавливает травлю над ребенком
Принятие ситуации останавливает травлю над ребенком

Придание нового значения словам обидчика или пересмотр и принятие его слов в другом контексте, иногда может быть очень мощным оружием в борьбе с буллингом. Благодаря этому, злоумышленник «взорвется» и это выведет его из равновесия. Примером этого является, к примеру, ответ девушки на нетактичный комментарий к ее одежде:

  • «Удивительно, как каждый раз ты точно замечаешь, что я ношу или что делаю!».

Не ждите, пока вас оскорбят снова, отвечайте на другие неуместные комментарии. Это «отразит» слова нападающего в его попытках задеть. Это могут быть такие ответы:

  • «Мне долгое время никто не уделял столько внимания»
  • «Спасибо за твое мнение!» и т. д.

Хотя цель этой стратегии состоит в том, чтобы заставить злоумышленника растеряться, важно подчеркнуть, что задача состоит не в унижении атакующего, а в укреплении чувства уверенности жертвы. Принятие ситуации ребенка поможет остановить над ним травлю — это отличная стратегия. Чтобы резко ответить на издевательства, требуется много практики. Поэтому устраивайте дома с детьми игры по ролям, разыгрывая ту или иную ситуацию. Даже пятилетние дети могут научиться отвечать сверстникам, например, достаточно всего 2-3-х слов: «Спасибо, что заметил!».

В ответ на такие обзывательства, как — «ходячая энциклопедия», «любимчик учителя», ребенок может поменять смысл, ответив:

  • «Я приму это за комплимент!»

Или на комментарий: «Твой обед выглядит так, как будто его уже кто-то ел!», можно ответить:

  • «Я вижу, тебе действительно интересно, что я ем!»

Практикуя эту стратегию, родители и дети могут придумать список возможных ответов в различных ситуациях и поочередно играть заранее подготовленные роли. Постоянные занятия с моделированием ситуаций приводят к постепенному снижению чувствительности, уменьшают автоматическую стрессовую реакцию на издевательства, готовят детей к быстрой ориентации и прививают чувство уверенности при взаимодействии с обидчиком.

Важно: Когда будете заниматься с ребенком, моделируя возможные ситуации, дайте ему понять, что ответы на травлю должны соответствовать его личности — сильным сторонам, взглядам. Необходимо их уверенно высказывать, и объясните сыну или дочери, что он или она должны чувствовать себя максимально комфортно в любой подобной ситуации.

Согласие с обидчиком: быстрое разрешение конфликта, травли, буллинга

Хоть на первый взгляд это может показаться странным, но когда слова злоумышленника относятся к физическим данным или врожденным характеристикам человека, один из полезных способов остановить словесное насилие – это согласие с обидчиком. Знание ребенком того, что он может согласиться с замечанием и ответить на травлю сдержанным тоном, часто приносит облегчение, поскольку ему больше не нужно защищаться от нападок.

Например, на высказывание о пигментных пятнах на лице, ребенок может сказать: «Да, у меня много пятен!», или на обзывательство «Плакса!», ребенок может просто ответить: «Да, многие вещи заставляют меня плакать». Точно так же, к издевательству над низким ростом, ребенок может уверенным голосом, поддерживая зрительный контакт, с улыбкой сказать:

  • «Да, я низкий. На самом деле, я думаю, что я самый низкий в классе и даже в своей семье»

Или, например, на насмешки из-за медленного чтения, ребенок может сказать:

  • «Ну, это правда, я не очень быстро читаю».

Для того чтобы эта стратегия работала, ребенку важно заранее абстрагироваться от эмоций обидчика, и самое главное, чтобы он действительно верил, что нет ничего плохого в том, чтобы быть низкого роста или иметь дефекты кожи. Маленькие дети часто чувствуют себя слишком обиженными, поэтому наиболее оптимальной стратегией является использование техники внутренней речи или принятия, описанные выше по тексту. Однако учащиеся старших классов могут отвечать, преувеличивая замечания сверстников, так как слова, доведенные до крайней точки, теряют свое значение. Чтобы облегчить потенциальную агрессию, родители могут предложить ребенку придумать возможные ответы, которые он может направить обидчику. Это могут быть фразы:

  • «Ты прав!»
  • «Мне часто говорят это!»
  • «Я часто так делаю!»

Если ребенок чувствует себя «не в своей тарелке», то есть если он сам не принимает особенности своей внешности, из-за которых его дразнят сверстники, то эта стратегия не приведет к успеху. Другими словами, если ребенок считает свою особенность плохой или некрасивой, то он будет воспринимать слова нападающего, как подтверждение своей собственной точки зрения. Например, на издевательства над лишним весом, ребенок может просто отвлеченно сказать что-то вроде:

  • «Да, я знаю, что я полный»

Однако, такой ответ может привести к чувству стыда, и лучше выбрать другую стратегию. Поэтому важно, чтобы родители поощряли самоуважение и укрепление самооценки малыша.

Слово «И?»: останавливаем травлю и буллинг в детском коллективе

Останавливаем травлю и буллинг в детском коллективе
Останавливаем травлю и буллинг в детском коллективе

Слово «и?» в самостоятельном употреблении с вопросительной интонацией предполагает равнодушие к адресованному сообщению, то есть человек сообщает другой стороне, что его замечание не имеет значения. Это словесный эквивалент пожимания плечами. Другие возможные ответы:

  • «Да, и?»
  • «Да ладно, серьезно?»
  • «Кого это волнует?»

Такая тактика поведения подходит детям всех возрастов.

  • Например, на комментарий: «Мои оценки лучше, чем твои!» есть простой ответ: «Ну и что теперь?».
  • Или на замечание: «Ты похож на девочку!» ответ может быть: «У меня длинные волосы, а? Крутая вещь!».

Большинству родителей легко побудить своих детей отвечать таким образом, что является комбинацией игнорирования и согласия. Это очень весело практиковать через игру в роли за столом, в машине и т. д. А безразличие, с которым такой ответ адресуется злоумышленнику, отбивает желание для продолжения дальнейших оскорблений.

Комплимент обидчику: эффективная система мер по профилактике буллинга, травли несовершеннолетних

Ответ комплиментом на издевательство – это способ сместить внимание с жертвы на него самого — нападающего, а то, что особенно обескуражит обидчика, так это тот факт, что внимание, вопреки ожиданиям, является положительным. Из-за этого неожиданного поворота, дальнейшие нападки обычно прекращаются. Это эффективная система мер по профилактике буллинга, травли несовершеннолетних. Такая тактика подходит детям всех возрастов, кроме малышей, которые не сообразят, что нужно и как сказать.

  • Например, ребенок, которого дразнят из-за медленного чтения, может ответить: «Да, я читаю медленно. Но ты очень хорошо читаешь!».
  • Точно так же, на издевательства из-за спортивных навыков, ребенок может сказать: «Ты действительно отличная гимнастка!».

Важно потренироваться со взрослыми, чтобы научиться давать быстрые ответы, держа себя уверенно и сохраняя зрительный контакт. Кроме того, необходимо обратить внимание ребенка на то, что ответный комплимент — это не лесть, а способ обескуражить и оставить агрессора с чувством растерянности, чтобы избавиться от дискомфорта. У большинства агрессоров есть свои внутренние правила: когда их спрашивают, они часто не могут четко сформулировать ответ. Эти правила помогают увидеть, где находится граница между безобидной шуткой и реальной жестокостью, и комплимент обычно останавливает их от дальнейшего обращения с негативным посылом к другому человеку.

Юмор: лучшее мероприятие, направленное на профилактику буллинга, травли

Юмор: лучшее мероприятие направленное на профилактику буллинга, травли
Юмор: лучшее мероприятие, направленное на профилактику буллинга, травли

Юмор отлично снимает стресс и может придать новое значение ситуации, в которой находится жертва. Ситуации, в которых уместно согласиться со злоумышленником, переформулировать его слова или сделать комплимент, могут применяться с юмором: либо с помощью шутки, либо заставят жертву смеяться над высказанным заявлением. Это даже может сопровождаться словами:

  • «Это весело, но ты действительно заставил меня смеяться!».

Агрессор, который обычно ожидает гневного ответа или плача, удивляется этой реакции, сдается и отступает. Но когда происходит давление, детям обычно трудно придумать уместный ответ и сделать это с юморной ноткой. Кроме того, ситуации, которые действительно унизительны и оскорбительны для ребенка, не могут быть смягчены юмором и должны быть сообщены учителям, родителям или другим взрослым.

Родители должны помогать детям справляться со стрессовыми ситуациями, воспитывая самоуважение и укрепляя самооценку. Это можно сделать путем установления доверительных отношений и ежедневного общения. Важно поощрять малыша, подчеркивая его сильные стороны. Однако в случае появления ситуаций травли со стороны сверстников, применение стратегий, описанных выше, будет полезным для своевременного прекращения потенциально травмирующих психику переживаний и предотвращения ряда неприятных последствий для умственного и физического функционирования детского организма. Удачи!

Видео: Травля в коллективе. Буллинг

Видео: Травля. Буллинг. Травля в школе. «Школьная травля. Можно ли ее победить?» Л. В. Петрановская

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Коментарии к статье

  1. Тут однозначно никто и не ответит. Мы же как-то ходили в школу, тоже не всегда со всеми дружили. Неприятная ситуация, нужно всячески поддерживать своего ребенка. Детская психика сейчас очень ранима, такие вещи иногда выдают эти дети. Кстати, чтобы укрепить нервную систему своему мишки эвалар спокойствие даю. В составе нет ароматизаторов и красителей искусственных, зато есть глицин и магний.

  2. Надо морду бить родителям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *