Самооценка у взрослых людей отличается от самооценки у детей тем, что у них есть свои личные критерии оценки. Это значит, что у взрослых есть много возможностей выбрать, что плохо или хорошо, и как оценивать свои действия и их последствия. Детям это недоступно до конкретного возраста. И, конечно, представление о себе складывается исключительно из отношения мамы, папы, преподавателей, друзей и других окружающих людей. Примерно в возрасте начальной школы развиваются способности к самооценке. В более старшем возрасте — у подростков, самооценка более осознанная и заметная. И у вашего ребенка, как будто в чемодане, лежат инструменты для самоанализа и самоопределения.
Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Топ-9 видов спорта для развития детей: для мальчиков и девочек». Вы узнаете, какой вид спорта подойдет каждому ребенку.
В этой статье описан психологический тест «Лесенка» для определения самооценки ребенка. Вы найдете инструкции, а также интерпретации результатов. Читайте далее.
Содержание
- Для чего применяется психологический тест «Лесенка»?
- Что понадобится для проведения психологического теста «Лесенка»?
- Психологический тест «Лесенка» — «хороший-плохой»: инструкция для определения самооценки ребенка
- «Лесенка» счастья: инструкция
- «Лесенка» красоты: инструкция
- «Лесенка» ума: инструкция
- Интерпретация результатов по психологическому тесту «Лесенка»
- Видео: Самооценка ребёнка. Мамина школа. ТСВ
Для чего применяется психологический тест «Лесенка»?
Психологический тест «Лесенка» полезен скорее для повышения самооценки ребенка, чем для диагностики. Он помогает формированию навыков самооценки, а также позволяет сделать их более осознанными, более доступными и понятными. Результаты дают первый показатель самостоятельности. Такое тестирование эффективно для детей в возрасте 5-10 лет.
Что понадобится для проведения психологического теста «Лесенка»?
Никакой подготовки психологический тест «Лесенка» не требует. Понадобится только нарисованная лестница. Вы можете распечатать ее на принтере, но лучше нарисовать самостоятельно. Мысленно, в уме, пронумеруйте лесенки. Ребенку про эти номера не говорите. Также понадобится бумажная или другая фигурка человечка.
- Важно также настроиться на проведение тестирования. Создайте благоприятную атмосферу для малыша.
- Понятно и доброжелательно донесите до ребенка правила теста, расскажите, что от него требуется. Объясните ему, что лестница состоит из лесенок.
- На самой вершине находятся самые лучшие дети, на нижней — самые плохие, а посередине — ни хорошие и не плохие. Ребенок должен поставить фигурку человечка в нужное место. Все зависит от вопроса и своих ощущений.
Вы можете также использовать для развития малыша специальные развивающие игры. Их описания вы найдете по этим ссылкам:
- Для детей от 3 лет
- Для детей от 4 лет
- Для детей от 5 лет
- Для детей от 6 лет
- Для детей от 7 лет
- Для детей от 8 лет
Во время проведения тестирования, задавайте дополнительные, наводящие вопросы, а также наблюдайте за тем, как малыш выполняет задания — его мимика, жесты, паузы и т.д.
Психологический тест «Лесенка» — «хороший-плохой»: инструкция для определения самооценки ребенка
Существуют основные правила выполнения техники психологического теста «Лесенка». Подробнее:
- Не сравнивайте ваше чадо с другими детьми или взрослыми.
- Не оценивайте его ответы — это его мнение и оно не нуждается в оценивании.
- Все что говорит ваш сын или дочь — хорошо и верно.
- Если у вас возникает удивление от ответов или они вам непонятны, задавайте вопросы: почему так? поясни?
Итак, начинаем тест «хороший-плохой». Вот инструкция для определения самооценки малыша:
- Нарисуйте лестницу.
- Пронумеруйте лесенки от 1 до 7 (мысленно, но про нумерацию ничего не говорите), начиная сверху. Самая вершина — это очень хороший, а самая нижняя — это очень плохой. Посередине — ни хороший, ни плохой.
Теперь продолжайте и скажите вашему сыну или дочери:
- Если расставить всех детей в вашем классе (группе) на лестнице «плохой — хороший», где прекрасные детки находятся на самой высокой ступени, а плохие — на самой низкой. Как ты думаешь, на какой ступени оказался бы ты?
- Пусть малыш уставит себя в виде бумажной фигурки (нужно приготовить заранее) или просто покажет пальчиком.
Часто дети возрастом до 7 лет устанавливает себя на самую верхнюю ступень. Это нормально. Если кроха (независимо от возраста) устанавливает фигурку на нижнюю ступеньку, его самовосприятие серьезно нарушено.
Теперь спросите его:
- На какую ступень, по твоему мнению, установил бы тебя учитель, воспитатель, мама или папа?
Следующий момент — спросите малыша, что такое плохой или хороший человек. Обсудите свои представления.
- Как, по-твоему, выглядит хороший малыш или ученик? Какой хороший? Какие дети в твоем классе или группе — хорошие? Почему?
Конечно, не существует хороших или плохих детей. Но такой акцент необходим для обсуждения с детьми. Еще продолжайте следующим образом:
- Для меня хорошая личность — это хороший друг, работник, преподаватель и ученики т.д.
- Не существует совсем плохих людей и т.д.
Можно поговорить по-другому:
- Обсудите моральные ценности, расскажите о том, почему люди могут быть «плохими» и почему в каждой личности есть что-то хорошее.
- У каждой личности есть своя история.
- Иногда люди переживают какие-то вещи, которые совершенно непонятные для нас и поэтому мы считаем их плохими.
Так вы поймете, что волнует вашего малыша, какие люди для него хорошие или плохие.
«Лесенка» счастья: инструкция
Еще один вариант психологического теста «Лесенка» для определения уровня самооценки и ощущения счастья у ребенка. Благодаря этому вы поймете, какие потребности есть у малыша. Вот вопросы к этому тесту:
- Если бы всех деток в вашем классе поставили на эту лестницу, на каком месте оказался бы ты? Почему?
- Что такое ощущение счастья?
- Какой человек может назвать тебя счастливым?
- Что нужно для того, чтобы он был счастлив?
- Что нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?
Дети часто утверждают, что они стоят на вершине лестницы. Затем, поразмыслив, они вспоминают, что иногда спускались и на нижнюю ступеньку.
- Разница между «я на верхней ступени» и «я на нижней ступени» иногда очень большая и это важно. Дети могут испытывать так называемые эмоциональные качели. Понаблюдайте за этими состояниями. Дайте малышу карандаши и большой бумажный листок и попросите начертить эти состояния. Будет интересно за этим наблюдать.
- Порассуждайте вместе с малышом, что делает счастливыми его отца, мать или других людей. Насколько он сам счастлив от того, что чем-то радует других людей.
Куда направить мысли малыша, все будет зависеть от него самого. Если малыш привык проявлять заботу о себе и своих желаниях, важно, чтобы он обращал внимание на пожелания других. Если он ничего не понимает про свои потребности, задавайте больше вопросов по типу — что сделает его счастливым, как к этому можно прийти и когда.
«Лесенка» красоты: инструкция
Следующий вариант психологического теста «Лесенка» для определения уровня самооценки, красоты и ощущения себя. Вопросы могут быть самыми различными.
- Ты считаешь себя красивым?
- Ты действительно такой, каким хочешь быть?
- Каким ты хочешь быть?
Если малыш ничего не объясняет,уточните у него при помощи вопросов: «Почему так, почему ты стоишь здесь, ты всегда так себя ощущаешь?».
«Лесенка» ума: инструкция
Вы можете придумать любую тему для теста «Лесенка». Например, для определения ума, инструкция простая. Вот вопросы:
- Если бы всех деток в твоем классе, группе поставили на лестницу, где самые умные были бы наверху, а самые глупые 3 внизу, где бы оказался ты? Почему?
- Какие дети или люди вообще считаются умными?
- На какую ступень лестницы уставили бы тебя твой отец, мать или учитель? Почему?
Дайте малышу понять, что все люди умные по-своему. У всех есть свои интересы и увлечения. Покажите ему, как он может развивать свой ум и мысли. Способность мыслить, запоминать, понимать и анализировать — это просто. Нужно малыша этому научить.
Главная проблематика самооценки любой личности — это убеждение, что есть совсем плохие мужчины и женщины, мальчики и девочки, и очень хорошие, самые умные и самые глупые. Это мировоззрение делает реальность простой и создает черно-белое мышление. И самооценка может стать из-за разрушенной и неуверенной. Но каждая личность ценна и уникальна. Каждый из нас — это целый мир, неповторимый и загадочный.
Если постоянно помогать детям формировать подобную позицию, им будет легче определить себя в этом мире, успокоиться и оценить свои таланты и потенциал.
Интерпретация результатов по психологическому тесту «Лесенка»
Интерпретировать результаты по психологическому тесту «Лесенка» просто. Подробнее:
- Ступень 1 — высокая самооценка
Это характерно для малышей из 1 кл. — детей 6-7 лет, это норма для этой возрастной категории. В ходе разговора ребенок должен предоставить аргументы к своему выбору: «Я сделал так, потому что эта ступень самая высокая», «Я лучше всех», «Я себе очень нравлюсь», «Здесь стоят самые лучшие мальчики или девочки, и я хочу быть с ними». Часто у малышей не получается пояснить свой выбор, отмалчиваются или нервничают. Это происходит потому, что у малыша не особо развита рефлексия (способность анализа своей деятельности и соотносить свои взгляды, переживательные чувства и другое подобное поведение).
Поэтому у первоклассников не применяется бальная оценка.
- «Звездочка», «бабочка», «солнце», «красный кирпичик» — это означает, что я хорошо учусь
- «Дождик», «синий кирпичик», «линия», «см» — это означает, что я плохо учусь
Часто дети этой возрастной категории в основном воспринимают оценку преподавателя как взаимоотношение к своей личности.
- Ступени 2 и 3 — достаточная уверенность в себе, адекватная оценка своей личности
«Я хороший, потому что мне нравится помогать маме мыть посуду», «Я хороший, потому что получаю пятерки и люблю читать», «Я хороший, потому что всегда прихожу на помощь своим друзьям», «Я хороший, потому что у меня есть друзья и я люблю с ними играть». Эти ответы — норма в развитии самооценки малыша.
- Ступень 4 — заниженная самооценка
Дети, которые устанавливают свою личность на 4-ю ступень, обладают немного сниженной самооценкой. Обычно, это имеет связь с конкретными психологическими проблемами. В разговоре с вами кроха может говорить об этом. В подобном случае обязательно вскроется проблема семейных отношений. Ваши сын или дочь могут отвечать так: «Я не хороший и не плохой, потому что, помогая отцу, я хороший, а, если кричу на брата — я злой» или «Я не хороший и не плохой, потому что я неправильно пишу, и мама и учителя мной недовольны». В такой ситуации статус достижений малыша или, по крайней мере, его отличное отношение к учебному процессу исчезает, а взаимоотношения с ребятами его возраста и с родителями, преподавателями ухудшаются.
- Ступени 5 и 6 — низкая самооценка
Примерно 8-10 процентов детей в своем классе имеют низкую самооценку, которая может быть ситуативной. Например, драки с друзьями, плохие оценки, неспособность сочетать домашние дела с уроками и т.д. Ребенок говорит об этом в разговоре с вами. Например, «Я плохой, так как подрался с Игорем на переменке» или «Я плохой, так как сделал контрольную работу на тройку». В подобных случаях, через 1-2 дня ребенок дает иной ответ и самомнение завышается.
Более серьезным является ряд немотивированных ответов, в которых границей выступает мысль ребенка «Я плохой человек». Опасность этого будет в том, что низкая самооценка может остаться с этим подрастающим человеком на весь жизненный путь. В результате, малыш не только не сможет проявить свои таланты, навыки и компетентность, но и сделает свою жизнь проблемной, следуя логике «Я плохой человек и поэтому недостоин выполнить что-то полезное».
Преподавателям нужно распознать причины, почему у данного крохи низкое самомнение. Например, «Мама сказала мне, что я был невнимательным и сделал слишком много помарок в тетради». Здесь стоит сотрудничать с родственниками малыша. В ходе разговора стоит рассказать про индивидуальность малыша. К примеру:
- Если кроха учится в 1-м классе, необходимо рассказать и еще раз напомнить его маме и папе, что у детей на данном этапе жизни еще нет фиксированного внимания и нужных рамок поведения, у них своя скорость усвоения информации и формирования учебных навыков.
- Важно постоянно напоминать родителям, что недопустимо предъявлять завышенные требования к детям с низкими академическими навыками.
- Очень важно, чтобы мамы и папы признавали выдающиеся качества и достижения своих детей.
Первое, что нужно выполнить, — это определить причины неуспеваемости ученика (плохая работа или нехорошее поведение) и начать работать со школьными преподавателями, психологами и родителями над созданием хорошей успеваемости. Важную роль играет хорошая оценка словами, похвала и отношение школьника к учебе. Чаще хвалите кроху и внушайте ему, что он самый любимый и лучший для вас.
Все учителя знают, что плохие оценки не помогают улучшить успеваемость и только формируют плохое отношение к стенам школьного заведения. Искать позитивные моменты в работе учеников, обращать внимание даже на небольшую успешность, похвалить за самостоятельность, трудолюбие и внимательность — вот главные методы по повышению самооценки малышей. Проблема при невозможности сформировать межличностные взаимоотношения — одна из самых серьезных для школьников в современном мире. Дети не умеют разговаривать и не знают, как общаться друг с другом. Все это важный источник конфликтов в их окружении.
- Ступень 7 — резко пониженная самооценка
Дети, которые устанавливают свою личность на самую низкую ступень, имеют сложности с адаптацией в стенах школьного заведения, у них все неблагополучно в плане эмоций и чувств. Чтобы назвать себя «худшим», требуется целый ряд неблагоприятных аспектов, все время воздействующих на кроху. К сожалению, образовательные учреждения часто — один из таких аспектов.
Из-за того, что нет своевременной и квалифицированной помощи, которая необходима для преодоления причин сложностей у школьника в учебе и общении, неумение наладить хорошие взаимоотношения с другими ребятами, учителями — вот самые распространенные причины очень низкой самооценки. Чтобы исправить это, важно вместе работать учителям, школьным специалистам по психологии и социальной педагогики (если домашняя обстановка плохая). Суть такой поддержки учащихся с низким самомнением заключается в заботливом, эмоционально положительном, утверждающем и оптимистичном отношении к детям.
Надежное общение, ежедневное контактирование с семьей, доверие к школьнику, осознание причин и своевременное использование методов преодоления сложностей малыша, могут хоть и в медленном темпе, но постепенно сформировать соответствующую самооценку у учащихся младшей школы и у воспитанников детского сада.
Видео: Самооценка ребёнка. Мамина школа. ТСВ
Прочитайте по теме: