Психологический тест «Лесенка» для определения самооценки вашего ребенка: инструкция

Психологический тест «Лесенка» для определения самооценки вашего ребенка: инструкция

Самооценка у взрослых людей отличается от самооценки у детей тем, что у них есть свои личные критерии оценки. Это значит, что у взрослых есть много возможностей выбрать, что плохо или хорошо, и как оценивать свои действия и их последствия. Детям это недоступно до конкретного возраста. И, конечно, представление о себе складывается исключительно из отношения мамы, папы, преподавателей, друзей и других окружающих людей. Примерно в возрасте начальной школы развиваются способности к самооценке. В более старшем возрасте — у подростков, самооценка более осознанная и заметная. И у вашего ребенка, как будто в чемодане, лежат инструменты для самоанализа и самоопределения.

Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Топ-9 видов спорта для развития детей: для мальчиков и девочек». Вы узнаете, какой вид спорта подойдет каждому ребенку.

В этой статье описан психологический тест «Лесенка» для определения самооценки ребенка. Вы найдете инструкции, а также интерпретации результатов. Читайте далее.

Для чего применяется психологический тест «Лесенка»?

Психологический тест «лесенка»
Психологический тест «Лесенка»

Психологический тест «Лесенка» полезен скорее для повышения самооценки ребенка, чем для диагностики. Он помогает формированию навыков самооценки, а также позволяет сделать их более осознанными, более доступными и понятными. Результаты дают первый показатель самостоятельности. Такое тестирование эффективно для детей в возрасте 5-10 лет.

Что понадобится для проведения психологического теста «Лесенка»?

Никакой подготовки психологический тест «Лесенка» не требует. Понадобится только нарисованная лестница. Вы можете распечатать ее на принтере, но лучше нарисовать самостоятельно. Мысленно, в уме, пронумеруйте лесенки. Ребенку про эти номера не говорите. Также понадобится бумажная или другая фигурка человечка.

  • Важно также настроиться на проведение тестирования. Создайте благоприятную атмосферу для малыша.
  • Понятно и доброжелательно донесите до ребенка правила теста, расскажите, что от него требуется. Объясните ему, что лестница состоит из лесенок.
  • На самой вершине находятся самые лучшие дети, на нижней — самые плохие, а посередине — ни хорошие и не плохие. Ребенок должен поставить фигурку человечка в нужное место. Все зависит от вопроса и своих ощущений.

Вы можете также использовать для развития малыша специальные развивающие игры. Их описания вы найдете по этим ссылкам:

Во время проведения тестирования, задавайте дополнительные, наводящие вопросы, а также наблюдайте за тем, как малыш выполняет задания — его мимика, жесты, паузы и т.д.

Психологический тест «Лесенка» — «хороший-плохой»: инструкция для определения самооценки ребенка

Существуют основные правила выполнения техники психологического теста «Лесенка». Подробнее:

  • Не сравнивайте ваше чадо с другими детьми или взрослыми.
  • Не оценивайте его ответы — это его мнение и оно не нуждается в оценивании.
  • Все что говорит ваш сын или дочь — хорошо и верно.
  • Если у вас возникает удивление от ответов или они вам непонятны, задавайте вопросы: почему так? поясни?

Итак, начинаем тест «хороший-плохой». Вот инструкция для определения самооценки малыша:

  • Нарисуйте лестницу.
  • Пронумеруйте лесенки от 1 до 7 (мысленно, но про нумерацию ничего не говорите), начиная сверху. Самая вершина — это очень хороший, а самая нижняя — это очень плохой. Посередине — ни хороший, ни плохой.
Нарисуйте лесенки и пронумеруйте мысленно
Нарисуйте ступени и пронумеруйте мысленно

Теперь продолжайте и скажите вашему сыну или дочери:

  • Если расставить всех детей в вашем классе (группе) на лестнице «плохой — хороший», где прекрасные детки находятся на самой высокой ступени, а плохие — на самой низкой. Как ты думаешь, на какой ступени оказался бы ты?
  • Пусть малыш уставит себя в виде бумажной фигурки (нужно приготовить заранее) или просто покажет пальчиком.

Часто дети возрастом до 7 лет устанавливает себя на самую верхнюю ступень. Это нормально. Если кроха (независимо от возраста) устанавливает фигурку на нижнюю ступеньку, его самовосприятие серьезно нарушено.

Теперь спросите его:

  • На какую ступень, по твоему мнению, установил бы тебя учитель, воспитатель, мама или папа?

Следующий момент — спросите малыша, что такое плохой или хороший человек. Обсудите свои представления.

  • Как, по-твоему, выглядит хороший малыш или ученик? Какой хороший? Какие дети в твоем классе или группе — хорошие? Почему?

Конечно, не существует хороших или плохих детей. Но такой акцент необходим для обсуждения с детьми. Еще продолжайте следующим образом:

  • Для меня хорошая личность — это хороший друг, работник, преподаватель и ученики т.д.
  • Не существует совсем плохих людей и т.д.

Можно поговорить по-другому:

  • Обсудите моральные ценности, расскажите о том, почему люди могут быть «плохими» и почему в каждой личности есть что-то хорошее.
  • У каждой личности есть своя история.
  • Иногда люди переживают какие-то вещи, которые совершенно непонятные для нас и поэтому мы считаем их плохими.

Так вы поймете, что волнует вашего малыша, какие люди для него хорошие или плохие.

«Лесенка» счастья: инструкция

Еще один вариант психологического теста «Лесенка» для определения уровня самооценки и ощущения счастья у ребенка. Благодаря этому вы поймете, какие потребности есть у малыша. Вот вопросы к этому тесту:

  • Если бы всех деток в вашем классе поставили на эту лестницу, на каком месте оказался бы ты? Почему?
  • Что такое ощущение счастья?
  • Какой человек может назвать тебя счастливым?
  • Что нужно для того, чтобы он был счастлив?
  • Что нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?

Дети часто утверждают, что они стоят на вершине лестницы. Затем, поразмыслив, они вспоминают, что иногда спускались и на нижнюю ступеньку.

  • Разница между «я на верхней ступени» и «я на нижней ступени» иногда очень большая и это важно. Дети могут испытывать так называемые эмоциональные качели. Понаблюдайте за этими состояниями. Дайте малышу карандаши и большой бумажный листок и попросите начертить эти состояния. Будет интересно за этим наблюдать.
  • Порассуждайте вместе с малышом, что делает счастливыми его отца, мать или других людей. Насколько он сам счастлив от того, что чем-то радует других людей.

Куда направить мысли малыша, все будет зависеть от него самого. Если малыш привык проявлять заботу о себе и своих желаниях, важно, чтобы он обращал внимание на пожелания других. Если он ничего не понимает про свои потребности, задавайте больше вопросов по типу — что сделает его счастливым, как к этому можно прийти и когда.

«Лесенка» красоты: инструкция

Следующий вариант психологического теста «Лесенка» для определения уровня самооценки, красоты и ощущения себя. Вопросы могут быть самыми различными.

  • Ты считаешь себя красивым?
  • Ты действительно такой, каким хочешь быть?
  • Каким ты хочешь быть?

Если малыш ничего не объясняет,уточните у него при помощи вопросов: «Почему так, почему ты стоишь здесь, ты всегда так себя ощущаешь?».

«Лесенка» ума: инструкция

Вы можете придумать любую тему для теста «Лесенка». Например, для определения ума, инструкция простая. Вот вопросы:

  • Если бы всех деток в твоем классе, группе поставили на лестницу, где самые умные были бы наверху, а самые глупые 3 внизу, где бы оказался ты? Почему?
  • Какие дети или люди вообще считаются умными?
  • На какую ступень лестницы уставили бы тебя твой отец, мать или учитель? Почему?

Дайте малышу понять, что все люди умные по-своему. У всех есть свои интересы и увлечения. Покажите ему, как он может развивать свой ум и мысли. Способность мыслить, запоминать, понимать и анализировать — это просто. Нужно малыша этому научить.

Главная проблематика самооценки любой личности — это убеждение, что есть совсем плохие мужчины и женщины, мальчики и девочки, и очень хорошие, самые умные и самые глупые. Это мировоззрение делает реальность простой и создает черно-белое мышление. И самооценка может стать из-за разрушенной и неуверенной. Но каждая личность ценна и уникальна. Каждый из нас — это целый мир, неповторимый и загадочный.

Если постоянно помогать детям формировать подобную позицию, им будет легче определить себя в этом мире, успокоиться и оценить свои таланты и потенциал.

Интерпретация результатов по психологическому тесту «Лесенка»

Интерпретировать результаты по психологическому тесту «Лесенка» просто. Подробнее:

  • Ступень 1 — высокая самооценка

Это характерно для малышей из 1 кл. — детей 6-7 лет, это норма для этой возрастной категории. В ходе разговора ребенок должен предоставить аргументы к своему выбору: «Я сделал так, потому что эта ступень самая высокая», «Я лучше всех», «Я себе очень нравлюсь», «Здесь стоят самые лучшие мальчики или девочки, и я хочу быть с ними». Часто у малышей не получается пояснить свой выбор, отмалчиваются или нервничают. Это происходит потому, что у малыша не особо развита рефлексия (способность анализа своей деятельности и соотносить свои взгляды, переживательные чувства и другое подобное поведение).

Поэтому у первоклассников не применяется бальная оценка.

  • «Звездочка», «бабочка», «солнце», «красный кирпичик» — это означает, что я хорошо учусь
  • «Дождик», «синий кирпичик», «линия», «см» — это означает, что я плохо учусь

Часто дети этой возрастной категории в основном воспринимают оценку преподавателя как взаимоотношение к своей личности.

  • Ступени 2 и 3 — достаточная уверенность в себе, адекватная оценка своей личности

«Я хороший, потому что мне нравится  помогать маме мыть посуду», «Я хороший, потому что получаю пятерки и люблю читать», «Я хороший, потому что всегда прихожу на помощь своим друзьям», «Я хороший, потому что у меня есть друзья и я люблю с ними играть». Эти ответы — норма в развитии самооценки малыша.

  • Ступень 4 — заниженная самооценка

Дети, которые устанавливают свою личность на 4-ю ступень, обладают немного сниженной самооценкой. Обычно, это имеет связь с конкретными психологическими проблемами. В разговоре с вами кроха может говорить об этом. В подобном случае обязательно вскроется проблема семейных отношений. Ваши сын или дочь могут отвечать так: «Я не хороший и не плохой, потому что, помогая отцу, я хороший, а, если кричу на брата — я злой» или «Я не хороший и не плохой, потому что я неправильно пишу, и мама и учителя мной недовольны». В такой ситуации статус достижений малыша или, по крайней мере, его отличное отношение к учебному процессу исчезает, а взаимоотношения с ребятами его возраста и с родителями, преподавателями ухудшаются.

  • Ступени 5 и 6 — низкая самооценка

Примерно 8-10 процентов детей в своем классе имеют низкую самооценку, которая может быть ситуативной. Например, драки с друзьями, плохие оценки, неспособность сочетать домашние дела с уроками и т.д. Ребенок говорит об этом в разговоре с вами. Например, «Я плохой, так как подрался с Игорем на переменке» или «Я плохой, так как сделал контрольную работу на тройку». В подобных случаях, через 1-2 дня ребенок дает иной ответ и самомнение завышается.

Более серьезным является ряд немотивированных ответов, в которых границей выступает мысль ребенка «Я плохой человек». Опасность этого будет в том, что низкая самооценка может остаться с этим подрастающим человеком на весь жизненный путь. В результате, малыш не только не сможет проявить свои таланты, навыки и компетентность, но и сделает свою жизнь проблемной, следуя логике «Я плохой человек и поэтому недостоин выполнить что-то полезное».

Преподавателям нужно распознать причины, почему у данного крохи низкое самомнение. Например, «Мама сказала мне, что я был невнимательным и сделал слишком много помарок в тетради». Здесь стоит сотрудничать с родственниками малыша. В ходе разговора стоит рассказать про индивидуальность малыша. К примеру:

  • Если кроха учится в 1-м классе, необходимо рассказать и еще раз напомнить его маме и папе, что у детей на данном этапе жизни еще нет фиксированного внимания и нужных рамок поведения, у них своя скорость усвоения информации и формирования учебных навыков.
  • Важно постоянно напоминать родителям, что недопустимо предъявлять завышенные требования к детям с низкими академическими навыками.
  • Очень важно, чтобы мамы и папы признавали выдающиеся качества и достижения своих детей.

Первое, что нужно выполнить, — это определить причины неуспеваемости ученика (плохая работа или нехорошее поведение) и начать работать со школьными преподавателями, психологами и родителями над созданием хорошей успеваемости. Важную роль играет хорошая оценка словами, похвала и отношение школьника к учебе. Чаще хвалите кроху и внушайте ему, что он самый любимый и лучший для вас.

Все учителя знают, что плохие оценки не помогают улучшить успеваемость и только формируют плохое отношение к стенам школьного заведения. Искать позитивные моменты в работе учеников, обращать внимание даже на небольшую успешность, похвалить за самостоятельность, трудолюбие и внимательность — вот главные методы по повышению самооценки малышей. Проблема при невозможности сформировать межличностные взаимоотношения — одна из самых серьезных для школьников в современном мире. Дети не умеют разговаривать и не знают, как общаться друг с другом. Все это важный источник конфликтов в их окружении.

  • Ступень 7 — резко пониженная самооценка

Дети, которые устанавливают свою личность на самую низкую ступень, имеют сложности с адаптацией в стенах школьного заведения, у них все неблагополучно в плане эмоций и чувств. Чтобы назвать себя «худшим», требуется целый ряд неблагоприятных аспектов, все время воздействующих на кроху. К сожалению, образовательные учреждения часто — один из таких аспектов.

Из-за того, что нет своевременной и квалифицированной помощи, которая необходима для преодоления причин сложностей у школьника в учебе и общении, неумение наладить хорошие взаимоотношения с другими ребятами, учителями — вот самые распространенные причины очень низкой самооценки. Чтобы исправить это, важно вместе работать учителям, школьным специалистам по психологии и социальной педагогики (если домашняя обстановка плохая). Суть такой поддержки учащихся с низким самомнением заключается в заботливом, эмоционально положительном, утверждающем и оптимистичном отношении к детям.

Надежное общение, ежедневное контактирование с семьей, доверие к школьнику, осознание причин и своевременное использование методов преодоления сложностей малыша, могут хоть и в медленном темпе, но постепенно сформировать соответствующую самооценку у учащихся младшей школы и у воспитанников детского сада.

Видео: Самооценка ребёнка. Мамина школа. ТСВ

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *