Краткий анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: мораль, главная мысль, чему учит?

Краткий анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: мораль, главная мысль, чему учит?

Басня Крылова «Лебедь, Щука, Рак» учит жизни и высмеивает людей, которые не могут работать в команде.

Многие из нас любили в школе учить басни. Они легко запоминаются, у них интересный сюжет, но такая непонятная, как тогда казалась, суть. Однако, повзрослев, мы понимаем, что главное в небылице — это мораль, которая учит жизни и раскрывает невежд и других персонажей нашей реалии.

И.А.Крылов писал басни в свое время, но они актуальные до сих пор. Сейчас детям их задают не только учить наизусть, но и делать презентации и писать по ним сочинения. Ниже вы найдете разбор басни «Лебедь, Щука и Рак», с планом, главной мыслью, историей создания и интересными примерами из жизни. Читайте далее.

Кто написал басню «Лебедь Щука и Рак»: автор, текст

Басня «Лебедь, Щука и Рак» была написана Иваном Андреевичем Крыловым. Хоть написано это произведение автором и давно, оно и поныне не утратило своей актуальности. Вот текст небылицы:

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»: своими словами, краткий анализ

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Основная идея состоит в том, что любой коллективный труд может быть эффективен лишь тогда, когда все его участники действуют сообща, а не каждый по своему сценарию. Соответственно, результат достигается благодаря согласованности. В противном случае такие действия и вовсе не имеют смысла. Вот подробнее в чем состоит мораль и краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак»:

Учитывая, что герои произведения тянули воз каждый в свою сторону, он так и не сдвинулся с места. Хоть, если бы они объединили усилия и двигались в одном направлении, они вполне смогли бы осуществить задуманное.

Однако, смотря на проблему шире, можно предположить, что воз – это лишь аллегория. Соответственно, на месте лебедя, рака и щуки могут быть члены правительства. Так или иначе, сила в сплоченности и согласии. Те, кто не может достигнуть консенсуса в своих начинаниях, никогда не смогут прийти к прогрессу.

Именно это хотел сказать баснописец. Помогая кому-то в нелегком деле, становясь полноправными партнерами, нужно иметь общую цель, общий путь развития и прилагать усилия. Если же каждый будет двигаться по собственной тропе, которую только он считает правильной, то это будет вовсе не коллаборация. Это будет лишь несколько совершенно чужих друг другу личностей, которые непонятно зачем волею судьбы оказались вместе.

План к басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные пункты, разбор

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Существует несколько схем и принципов, по которым можно было бы разбить басню «Лебедь, Щука и Рак» на составные пункты. Самым простым вариантом можно назвать именно этот — план с разбором:

  1. Начало и завязка сюжета — своеобразная мораль.
  2. Общее решение героев — они осознают необходимость тянуть воз.
  3. Действие и его особенности — вместо того, чтобы действовать сообща, они тянут каждый в свою сторону, вопреки всем канонам и здравому смыслу.

На основании такого плана уже понятно, как нужно рассказывать басню, почему такие действия в ней происходят и чем все закончится. Можно просто и быстро пересказать небылицу, основываясь на пункты этого плана.

Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»: задачи

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Задача любой басни — это научить чему-то ребенка или даже взрослого человека. Ведь литератор именно этого и добился. Он хотел, чтобы его творения приводили людей к созданию правильных решений. Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»? Вот ответ:

Можно сказать, что басня учит основам партнерства и главному принципу работы в команде. Пожалуй, именно умение сплотиться в нужный момент и делает группу людей коллективом. Его члены совершают действия ради общей цели, к которой стремятся достигнуть. Если каждый член коллектива будет применять свои методики и выберет свою стезю развития, это общее дело станет обречено на крах.

На примере героев можно наглядно увидеть, что будет, если брезговать простыми правилами товарищества и братства, быть эгоистом, игнорировать других. Какими бы благими не были цели, но в данном случае, слепой индивидуализм до добра не доводит.

Вопросы по басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные моменты, презентация

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

В каждой басне есть некое выражение, которое «красной нитью» проходит через все произведение и служит основным уроком читателю. Вопросы по басне «Лебедь, Щука и Рак» помогают выделить основные моменты в произведении, если вы хотите узнать, читал человек небылицу или нет. Также они нужны для оформления презентации. Ниже вы найдете несколько интересных вопросов по этому творению.

Вспомните, какое выражение самое запоминающееся в басне «Лебедь, Щука и Рак?»

  • « И вместе трое все в него впряглись»
  • «Быть или не быть… Вот в чем вопрос!»
  • « А всем красота – услада для глаз»
  • «…А воз и ныне там»

Какие основные качества героев?

  • Упорство, алчность, целеустремленность
  • Завистливость, подлость, лживость
  • Мстительность, высокомерие, надменность, нарциссизм
  • Слепой индивидуализм и эгоизм, неумение прилагать усилия ради общей цели
  • Храбрость, доблесть и отвага

Кто основные герои произведения?

  • Элли, Железный Дровосек, Страшила, Гудвин
  • Три пескаря
  • Мартышка и очки
  • Лебедь, краб и нерпа
  • Лебедь, рак и щука

О чем басня?

  • Дружбе и предательстве
  • Многогранности любви
  • Толерантности и понимании
  • Солидарности и главных принципах товарищества
  • Проделках нечистой силы на забытом всеми хуторе

Что не получилось у героев басни и почему?

  • Ваша версия, развернутый ответ.

Почему каждый из героев двигал воз в свою сторону?

  • Развернутый ответ по басне

Может ли творение иметь переносный смысл? Если нет, то почему? Если да, то почему?

  • Развернутый ответ по басне

На основании этих вопросов можно сделать красивую презентацию в виде слайдов на компьютере или бумажных «стендов», чтобы ответить у доски.

Главная мысль басни «Лебедь, Щука и Рак»: в деталях

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Главная мысль басни «Лебедь, Щука и Рак» состоит в том, что лишь общими усилиями можно осуществить великие свершения. Необходимость помогать друг другу возникает довольно часто. Тем не менее, приступить сообща к какому-либо делу недостаточно – важно действовать сообща.

Если рассматривать эту басню в деталях, то можно понять следующее:

  • Если каждый будет преследовать свои интересы, то ничего хорошего из этого не получится.
  • Совместное дело всегда должно быть приоритетом – не важно, какие отношения царят в коллективе.
  • На них порой нужно закрывать глаза, и делать все возможное ради общего блага.

Также автор намекает, что умение достигать консенсуса – это великое искусство, которое постиг не каждый, но ему необходимо долго и упорно обучаться. Просто слушать – мало. Важно уметь слышать.

История создания басни Лебедь рак и Щука: как это было?

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Всегда интересно, когда было написано то или иное произведение и как это было в те времена — как происходила публикация. Вот история создания басни «Лебедь, Щука и Рак»:

Творение было написано в 1814 году. Опубликовано в сборнике «Новые басни» в 1816 году. Многие критики склонны полагать, что имеется аллегория и намек на политические события того времени. Общество было недовольно действиями политических союзников – в данном случае, императора Александра I. Но есть и вторая версия, по которой герои басни – это члены государственного совета. Этот совет портил положение страны своими постоянными разногласиями, рождая общую нестабильность и нагнетая обстановку. Страна и была тем самым возом, который лебедь, рак и щука никак не могли сдвинуть с места.

Эта версия достаточно реалистична. Ведь довольно часто писатели и поэты прибегали к вымышленным образам, чтобы завуалировать те социальные и политические призывы, мысли и идеи, которые, они прописывали «между строк». Явно написанные эти призывы и фразы, никогда не прошли бы цензуру и не увидели свет, не возымели действия, а так и остались бы пылиться в столе литератора в виде рукописей. Басня помогает скрыть смысл, но в то же время рассказать о наболевшем.

Крылатые выражения из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Мы используем в жизни многие крылатые выражения, не подозревая этого. Это могут быть фразы из фильмов, разных произведений и даже стихов и басен. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»:

  • «Когда в товарищах согласья нет» — говорится о ситуации, когда партнеры не могут сплотиться ради общего дела, каждый упрямится, гнет свою линию. Создается впечатление, что для таких людей – главное, не позитивный исход дела, а сам спор, финалом которого служит осознание собственной неповторимости.
  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» — выражение говорит само за себя. Успеха может добиться только та команда, которая понимает друг друга и действует вместе.
  • «Лезть из кожи вон» — фразеологический оборот, который и поныне используется для отображения чрезмерных стараний для какого-либо дела. В данном случае, отображаются тщетные старания.
  • «Да только воз и ныне там» — данное выражение можно употреблять применительно к любому делу, которое не было закончено лишь потому, что команда не пришла к общему решению. А также к любому вопросу, который только лишь вызвал споры, но не был решен.
  • «Из кожи вон лезут, но возу нет ходу» — о деле, в которое вложено много усилий, наблюдается много хлопот. А результат, увы, нулевой.

Эта басня всего в несколько строк, по сравнению с другими, а крылатых выражений в ней намного большей. Можно посмотреть на примере небылицы «Волк и Ягненок», в которой много текста, но крылатых выражений в жизнь человека вошло мало.

Что высмеивает басня «Лебедь, Щука и Рак»: объяснение

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

Всем известно, что небылица всегда высмеивает события, людей или их поступки при помощи олицетворения их в персонажах произведения. Что высмеивает басня «Лебедь, Щука и Рак»? Вот объяснение:

Можно сказать, что Крылов смеется над эгоизмом, чванством, неумением понять не только нужды другого человека, но и правила общего дела. Герои имеют общее желание достигнуть цели. Но оно ничего не значит, если нет единомыслия. Соответственно, если не делать ничего сообща, то понятие «коллективный труд» теряет смысл. Оно становится абсурдным. Именно это и показывает автор.

Нелепые потуги животных сдвинуть с места воз – лишь пустая трата эмоций и энергии. Позитивный результат без объединения сил невозможен. Однако герои упорно не желают этого понимать. Каждый считает, что он умнее другого, и лишь он знает как нужно действовать в данной ситуации. А ведь своих товарищей нельзя недооценивать. И иногда стоит думать не только о себе, но и о великой цели, ради которой все прилагают усилия.

Характеристика героев басни «Лебедь, Щука и Рак»: аллегория, описание для урока литературы 2, 3, 4, 5 класса школы

Басня «лебедь щука и рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»

На самом деле, личные черты проистекают из вида каждого животного и его особенностей. В чем аллегория в этом произведении? Вот характеристика героев басни «Лебедь, Щука и Рак» — описание для урока литературы 2, 3, 4, 5 класса школы:

  • Лебедьрвется в небеса. Вольный, решительный, стремительный, упрямый, свободолюбивый.
  • Ракнапротив, нерешителен, неуклюж. Он все время пятится назад, словно ищет пути отступления. Глядя на него, даже непонятно, по своей ли воле он участвует в общем деле. Возможно, его к этому принудили – настолько осторожно и нехотя он все делает. Впрочем, это особенность рачьей натуры.
  • Щукатянет воз в воду. В свою изначальную стихию. Соответственно, на земле она чувствует себя неуверенно, и стремится опустить все добро туда, где находится ее естественная среда обитания. Щука – приспособленец. Стремится присвоить себе то, за что боролась вся команда, она немного подлая, упрямая, расчетливая – это видно из поступков.

Все персонажи ценят только выгоду, не особо уважают своих «друзей», не ценят дружбу и участвуют в предприятии только лишь потому, что им от этого будет очевидная польза.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»: примеры из жизни

Пример из жизни по басне «лебедь щука и рак»
Пример из жизни по басне «Лебедь Щука и Рак»

Примеры из жизни по каждому из произведений литературы, помогают понять суть творения, его главную мысль. С их помощью можно просмотреть мораль и другие важные аспекты небылицы. Басня «Лебедь, Щука и Рак» — примеры из жизни:

Пример про друзей из седьмого класса:

Это произошло в 7-м классе. Тогда мы с ребятами записались в школьный театральный кружок. Конечно же, сделали мы это с умыслом, не по своей воле. Просто мы хотели создать музыкальную группу, а члены театрального кружка могли появляться в актовом зале «на законных основаниях». Мало того, директор пообещал нам хоть старенькие, но инструменты.

Поэтому Сеня, Паша и я довольно быстро прошли своеобразные пробы: нужно было продекламировать басню, прочитать с выражением стихотворение и спеть отрывок песни.
В этот же вечер мы пришли на первую репетицию. Случилось так, что остальные ребята уже знали свои роли назубок, и в актовом зале были только мы втроем с преподавателем. Майя Васильевна, руководитель кружка, погоняла нас по диалогам из «Гамлета», которые неплохо у нас получались, но осталась не совсем довольна. И сказала подучить реплики, пока она сходит в кабинет директора, который ее вызвал, а потом она придет и у нас их проверит.

Мы с радостью согласились. Тем более, в нескольких шагах от нас стояли инструменты, которые так хотелось потрогать. Учительница ушла. Мы были предоставлены сами себе. И отныне наши мнения разделились. Сеня, который в принципе, не особо тяготел к театру, предложил не терять времени на зубрежку, а сразу начать играть музыку. Дескать, мы и так все знаем. Мы немножко, тихо, пока никого нет, никто не услышит. Что же касается вдумчивого Паши, он наотрез отказался и принялся с удвоенной энергией изучать свой листочек. Говорил, что вот когда Майя Васильевна проверит и скажет, что на сегодня по «Гамлету» все, то, тогда мы наконец будем репетировать свои песни.

Что же касается меня, я колебался. Мне казалось правильным мнение обоих одноклассников. Вот так мы и спорили, пока не пришла Майя Васильевна. А воз остался и ныне там – мы и музыку не поиграли, и роли не выучили. В результате прорепетировать нам никто не дал. Сказали, что группа возможна, только если мы хорошо отыграем спектакль. В чем, учитывая наши способности, Майя Васильевна сильно сомневается.

Видео: Лебедь, Щука и Рак

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *