Полный и краткий анализ стихотворения «К морю» Пушкина: план, основная мысль, идея, жанр, цитаты, лексика, метафоры

Полный и краткий анализ стихотворения «К морю» Пушкина: план, основная мысль, идея, жанр, цитаты, лексика, метафоры

«К морю» Пушкина — еще один шедевр поэта. В этой статье вы найдете полный и краткий анализ этого творения.

Содержание

Творение Пушкина «К морю» увидело свет в 1824 году. Автор отображает в нем свои душевные переживания. Все дело в том, что в ту нелегкую пору прессинг действующего царя очень тяготил поэта. Были даже разговоры о том, чтобы направить литератора на север, но потом приговор смягчили. Ниже по тексту вы найдете анализ этого стихотворения для сочинения или презентации — краткий и подробный. Читайте далее.

«К морю» Пушкин: размер, текст

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Произведение Пушкина «К морю» выполнено в привычном духе стихосложения Александра Сергеевича. А точнее, использован такой свойственный ему четырехстопный ямб. Что же касается рифмовки, зачастую она перекрестная (АВАВ), но иногда встречаются фрагменты из 5 строк, где употреблена кольцевая модель (АВВА).

Сложно сказать, намеренно ли автор отошел от одной структуры и видоизменил ее в своих целях, либо же просто не обратил внимания на разницу в рифмовке и размере. Так или иначе, творение от этого не становится хуже, а напротив, приобретает оригинальность. Вот текст этого творения:

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Анализ лирического стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко, 8, 9, 10 класс

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Видно, что Александр Сергеевич очень переживает по поводу возможного приговора. Именно поэтому его так тянет к морю. Он даже чувствует неспособность жить без этой мощной стихии. В самом море поэт видит силу, жизнь и свободу. Вот анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина «К морю» — кратко для 8, 9, 10 класса:

Стихотворец подразумевает, что данная стихия далеко не всегда покоряется человеческой воле. Состояние тихое, туманное. Об этом говорит как природа, так и настроение поэта. Тем не менее, стихотворение пропитано вдохновением. Пушкин дает читателю возможность почувствовать каждый порыв ветра, каждый всплеск волн. Это волшебно – ведь настроение моря так часто меняется и каждую секунду оно прекрасно.

  • Данная стихия может быть как одухотворенной, так и опасной.
  • Прибегая к привычному 4-стопному ямбу, Пушкин делает ударения на четные слоги.
  • Можно сказать, что «К морю» — это окончание романтического периода в его поэзии.
  • В былые времена Александр Сергеевич подразумевал, что сильный духом человек способен менять мир. И призывал всех мыслящих делать это.
  • Но теперь он переосмыслил свою позицию.
  • Потому остается на берегу, без желания бунта и протеста, просто наслаждаясь тишиной.
  • Можно сказать, что автор признает авторитет общества, правительства, времени. И становится слишком мудр для того, чтобы пытаться с ним спорить.

Стихотворение воспевает красоту и величием морских стихий. Конечно же, Пушкин видит в волнах не только умиротворение, но и свободу, любовь, проблемы поэзии. Кстати, каждый из лейтмотивов ассоциируется с тем или иным человеком. Можно узнать Байрона, Воронцову, Наполеона.

Героев немного. Впрочем, это и прекрасно. Пушкин, а точнее, его персонаж (в коим видятся общие черты) остается наедине с морем, обращается к стихии со словами прощания. А после этого имеют место пейзажные зарисовки, которые совпадают с мыслями.

Видно, что персонаж ведет диалог с морем не в первый раз. Он довольно часто приходит к нему в минуты грусти, отчаяния, разочарования и всякий раз начинает глубокий, возвышенный диалог. Можно сказать, что море – лучший друг мужчины. Только лишь здесь, в одиночестве он может быть честен с самим собой, говорит без утайки.

Автор наполняет творения значимыми для него образами –начиная от возлюбленной, Воронцовой, и заканчивая историческими героями. Он думает о скале, на которую направили Наполеона, потом воспевает Байрона, считая его певцом моря.
А после прощается… С миром, морем и людьми… Но утверждает, что обязательно заберет с собой частичку морского духа.

План к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина: пункты, объяснение

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Пушкин лелеет идею о стихотворении в период отъезда в Михайловское из Одессы. Кстати, творчество Байрона имело для поэта большое значение. Можно сказать, он подпитывался от англоязычного гения идеями романтизма. Есть и кое-что от Жуковского, творца элегии «Море». Объяснение содержания:

  • У Александра Сергеевича это тоже живой организм.
  • Проблема заключается в том, что человек не способен поступать по зову сердца.
  • Мало того, жизнь разбивает человеческие надежды порой так же, как волны бьются о берег.
  • Лирический герой – это одиночка, которого море умиротворяет, успокаивает.

Вот план к лирическому стихотворению «К морю» поэта Александра Сергеевича Пушкина — пункты:

  1. Первая часть. Море. Его описание. Поэт не жалеет метафор и ярких образов, чтобы показать какой разной бывает стихия. Она то спокойна, то обеспокоена, то умиротворена, то возвышена. Как и человек, каждый новый день, море испытывает тысячи оттенков чувств и эмоций. И именно эту многогранность он хочет показать.
  2. Вторая часть. Диалог с морем и душевные порывы. В отличие от первой части, здесь пристальное внимание уделяется именно тому человеку, который открывает морю свою душу.
  3. Третья часть. Он говорит о прожитом, о победах и поражениях, о расставании. Намекает на то, что только с морем он может быть искренен, может быть самим собой. А вот с людьми это, увы, невозможно.
  4. Слова прощания.

Вы можете написать и краткий план. Но стихотворение длинное и по этим пунктам с объяснением будет легче рассказать содержание или написать сочинение.

Письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко по плану, 8, 9, 10 класс

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Вот письменный анализ стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина — кратко по плану для сочинения в 89, 10 классе:

Структура:

  • Жанр – элегия.
  • 15 строф.
  • Используются четверостишия и пятистишия.
  • Образы. Море, берег. Первый более близок автору, второй для него скучен.
  • Возвышенный слог.
  • Поэтический синтаксис – эпитеты, инверсия, сравнения, изобразительные иносказательные средства. Синтаксис первой части прост. Автор использует только лишь простые предложения с однородными членами, сравнения, причастные обороты. Но к концу появляются сложносочиненные, бессоюзные и союзные фразы.
  • Перекрестная (местами кольцевая) рифмовка, четырехстопный ямб.

Описания моря наполнены сравнениями, красивыми метафорами и поэтическими образами. Пушкин рассматривает море как живой организм с переменчивым настроением. Вода бывает как спокойной, так и опасной. Море словно имеет характер. Море – хороший слушатель. Оно никогда не перебивает и всегда готово молчаливо сопереживать человеческим мыслям.

Во второй части имеет место диалог человека и моря. Мужчина делится со стихией переживаниями, проблемами. Он утверждает, что не может полностью открыться людям, а вот море его всегда выслушает и поймет.

В третьей части становится ясно, что диалог уже окончен. Простыми словами, человек «выговорился» и теперь вновь готов идти по своим делам. Он искренне благодарит море за разговор, а точнее за то, что внимало его мыслям, уверяет, что обязательно заберет часть его в своей душе в далекий край. Вполне очевидно, что лирический герой – это сам Пушкин, который опасается ссылки в Сибирь.

В итоге, у него есть время поглядеть на море в гостеприимной Одессе и подумать, он использует эту возможность. После диалога с морем на душе становится немного легче.

Полный и подробный анализ стихотворения Александра Пушкина «К морю»: с цитатами, история создания, год, идея, жанр, основная мысль

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Стихотворение написано в 1824-м году, когда поэт пребывал в Южной ссылке. Вот полный и подробный анализ стихотворения Александра Пушкина «К морю» с цитатами, историей создания, идеей, жанром, основной мыслью:

Поэт, будучи в ссылке, упоенно говорит о свободе, о возможности лишь с морем поделиться своими горестями и радостями. К слову, поначалу поэта отправили в Кишинев, но в конце концов он все-таки добился перевода в более благоприятное место, Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был восхищен его великолепием.

Тема произведения – восхищение стихией и диалог с ней.

Общепринятый жанр – элегия. Такой манер диктует лиричный и проникновенный тон послания. Для Пушкина море – это друг, чуткий собеседник, с которым он неимоверно откровенен.

Композиция – имеется два идейно-художественных центра. Первая часть сосредоточена на самом море. Поэт прощается со свободной стихией —

«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз».

«Прощай, свободная стихия» — уже в первой строке поэт вводит некую нотку грусти. Видно, что он рад увидеть величественное море, но понимает, что счастье пребывания близ него, увы, не вечно.

Можно сказать, что главный герой даже не человек, а само море. Проводится аналогия с человеческой жизнью. Конечно же, появляются Байрон и Наполеон, ведь вода сыграла немалую роль в жизни великих личностей.

Далее поэт вспоминает о том, как прогуливался по берегу, о месте заточения Наполеона (8-9 строфа), о гробнице славы и властелине дум. После Пушкин прощается со стихией и словно клянется ей в верности на долгие годы:

«Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы».

Анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина: лексика, метафоры

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

В первой строфе море предстает пред Пушкиным великой силой. Об этом говорят его обороты «свободная стихия», «блещешь гордою красой». Что же касается «заунывного ропота друга», поэт имеет в виду, что его молчаливый собеседник (море) внезапно может разразиться губительным для судов рокотом волн. Этим он намекает на своенравный характер моря. Но, тем не менее, автор не боится стихии, он доверяет ей.

Вот еще анализ стихотворения первой строфы «К морю» Александра Пушкина с объяснением лексики и метафор:

  • Шум моря бывает как грустным, так и призывным – это также весьма интересный оборот.
  • Возможно, данная характеристика намекает на возможность человека обратить внимание на те секунды, когда море неспокойно.
  • Вполне вероятно, что оно бушует, потому, что зовет к себе друга, которым является поэт, манит его.
  • Конечно же, это иносказательно.

Пушкин просто указывает на то, что слыша рокот моря, он не может оставаться в стороне, его словно магнитом манит на берег насладиться великолепием.

Тема свободы в лирике в произведении «К морю» поэта Александра Пушкина: лирический герой, олицетворение, образ, композиция, проблема

«к морю» пушкин
«К морю» Пушкин

Стихия в понимании Пушкина и его лирического героя, неуправляемая, величественная. Она сама по себе олицетворяет свободу – от общества, людей, прогресса. Говоря простыми словами, морю все равно, насколько продвинулся научно-технический прогресс, как изменилась жизнь за сотню лет. Оно не меняется, но не теряет великолепия.

Вот как прослеживается тема свободы в лирике в произведении «К морю» поэта Александра Пушкина — композиция:

  • Лирический герой — Пушкин, не был бы великим русским поэтом, если бы просто написал: «Море свободно и в этом его прелесть». Это слишком примитивно.
  • Поэт сравнивает, олицетворяет море с душевной свободой, который обладает лирический герой.
  • И так же как никто не может убить мысли этого наслаждающегося великолепием одиночки, так и никто не может посягнуть на море, которое словно является святыней.

Образ лирического героя и его проблема:

  • Что же противопоставляется свободе? Это мотив побега.
  • Глядя на волны, лирический герой мечтает убежать в другой, лучший мир, где он станет свободнее.
  • Он стремится подальше от людей, считает, что остров, где был заточен Наполеон – это единственное место в мире, где он будет счастлив, где никто не станет докучать ему.
  • Берег тяготит героя, кажется ему скучным.
  • Примечательно, что мужчина хочет убежать, но настолько очарован прекрасной картиной, что стоит на месте.

Литератор не напрасно полагает, что куда бы он ни подался, его ждет «тиран или просвещение». Говоря о тирании, Пушкин намекает на государство. Чем же плохо просвещение? Можно сказать, что для творческого человека это духовное рабство. Ведь любая просветительская система загоняет людей в рамки, вынуждает соответствовать критериям, а следовательно, губит индивидуальность.

Герой прощается с морем, но не говорит, что он еще вернется. Он просто уверяет, что никогда не забудет море. Соответственно, непонятно, готов ли он бороться с существующей действительностью, либо уже сдался.

Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина: лирика, олицетворение, черты романтизма

Тема элегии в стихе «к морю» александра пушкина
Тема элегии в стихе «К морю» Александра Пушкина

Стих «К морю» Александра Пушкина часто называют именно «элегией». Возможно, это происходит потому, что оно лиричное и проникновенное. Тема элегии в лирике, олицетворение и черты романтизма:

Лирический герой обращается к стихии как к собеседнику, лучшему другу, отличному слушателю. Он невольно «очеловечивает» его. Именно олицетворения моря с личностью и ее свободой, заставляет мысли переключиться с пейзажной лирики на философские размышления. На самом деле, у лирического героя много вопросов и ему очень хочется поделиться со стихией горестями и радостями.

Что же касается романтизма, всему виной лирический настрой, мотивы любви и дружбы, полярность эмоций, переживания. Впрочем, по мере развития творения последние только накаляются.

Но есть и черты реализма. Упоминая тех же Байрона и Наполеона, Пушкин делает творение все таким же мечтательным, но и очень достоверным. Метафоры прорисованы достаточно четко, автор тяготеет к конкретике.

Каков пафос стихотворения «К морю» Пушкина: средства выразительности

Пафос стихотворения «к морю» пушкина
Пафос стихотворения «К морю» Пушкина

Пафос стихотворения «К морю» Пушкина заключается в том, что поэт прославляет свободу, а море является ее олицетворением. Он невольно ассоциирует водную гладь с человеческим духом, с поэтическим сознанием. Примечательно, что поэт прощается с морем, но не говорит о том, что пламя в его душе угасло и он сдастся окружающей действительности.

«Блещешь гордою красой» — автор применяет интересные средства выразительности, словно указывает на сильный характер стихии, на его великолепие.

«Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!»

Пушкин восхищается свободолюбивым нравом моря, которое прекрасно в любое время дня, но всегда уникально, поскольку его настроение в тот или иной период сложно предугадать. Впрочем, это и есть та свобода, которой человеку достичь крайне сложно.

«Как ты, могуч, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим».

Пушкин утверждает, что Наполеон был «человеком моря», что у них есть общие отличительные черты.

«К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты

«к морю» пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты
«К морю» Пушкин: сравнения, художественные средства, эпитеты

Пушкин в произведении «К морю» сравнивает Наполеона и стихию — «он был как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим». Вот еще сравнения, художественные средства и эпитеты:

Пушкин сравнивает море и свободного человека:

  • «Но ты взыграл, неодолимый»
  • «Ты ждал, ты звал… я был окован»

Он говорит как о своем друге, с которым у него существует тесная связь.

  • «Моей души предел желанный»

Поэт идеализирует море, считая его не только олицетворением свободных людей, но и неким раем для отличного от других, свободного и мыслящего человека, для личности.

Метафоры:

  • «свободная стихия
  • «катишь волны»
  • «бездны глас»

Эпитеты:

  • «глухие звуки»
  • «своенравные порывы»
  • «смиренный парус»
  • «скучный, неподвижный берег»
  • «торжественная краса»

Сравнения:

  • «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум»
  • «как бури шум, другой от нас умчался гений»

Это стихотворение поистине настоящий шедевр, который изучают до сих пор в школах, пишут по нему сочинения и воспевают в своих мемуарах литераторы.

Видео: К морю. Пушкин Александр Сергеевич

Прочитайте по теме:



Автор:
Оцените статью

Коментарии к статье

  1. Уважаемый автор, в литературе, а тем более в литературоведческом анализе, на который Вы претендуете, нет мужчин и женщин, есть герои и героини. Автор произведения появляется в стихотворении как лирический герой( в поэзии) или автор-повествователь( в прозе). Поэтому никаких «литераторов» в тексте анализа быть не должно! Автор стихотворений-поэт. Литератор- не обязательно поэт.

  2. Да, но дети в сочинении могут писать и так тоже.

  3. А текст написан для них, как я понимаю, а не для критиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *