Какие фамилии давали внебрачным детям на Руси: история происхождения фамилий, которые сохранились до наших дней

Какие фамилии давали внебрачным детям на Руси: история происхождения фамилий, которые сохранились до наших дней

Множество фамилий пошли не просто так. Давайте изучим как на Руси называли детей, рожденных вне брака.

Сегодня независимые состоявшиеся женщины часто рожают малышей не для того, чтобы сохранить семью или удержать мужчину, а просто для себя. И фамилию дочке или сыну, как правило, дают свою.

Какие фамилии давали внебрачным детям на Руси?

Но так, к сожалению, было далеко не всегда. Испокон веков рождались малыши, которых злобно, а то и просто равнодушно, называли «байстрюками» или «бастардами». А вся их вина состояла в том, что рождены они вне брака.

Примерно до XVI века отношение к таким детям было вполне терпимым. Русские князья признавали всех своих детей, в том числе и внебрачных. Рожденный ключницей Малушей от Святослава Игоревича Владимир не только стал князем, но и все его дети, рожденные как в церковных браках, так и «на стороне», были причислены к княжескому роду.

Но с усилением роли церкви и ее канонов постепенно дошло до того, что незаконнорожденных детей не всегда даже разрешали крестить, не говоря уже о том, что юноши не могли претендовать на священнический сан, а девушка не имела права даже стать невестой в церкви. Дошло до того, что внебрачные дети воспринимались как позор для семьи.

Фамилии внебрачным детям
Фамилии внебрачным детям

На Руси таких детей было принято «клеймить» определенными фамилиями, в которые как бы закладывалась информация о происхождении. Позорные фамилии сначала даже нельзя было назвать таковыми – это были скорее клички, внесенные в официальную метрику. Диалекты русского языка имеют множество определений для потомков внебрачных связей: от уже упомянутого байстрюка до курвенка, найденка, выгулка. Очень недвусмысленно определение «семибатечник» или, к примеру, «приблудыш».

Богданы и Федоты

Многие из подобных определений становились основой фамилии для рожденного вне брака ребенка. Особенно часто использовались варианты от имени Богдан, скажем, богданыч или богданенок. И это вполне объяснимо: Бог Дан — Богом данный – так интерпретировалось это имя и так же буквально давали его чуть ли не всем подкидышам. А подкидыши чаще всего отнюдь не являются наследниками громких дворянских титулов. Вот и повелось, что становились Богданами и Богдановыми детки, не признанные отцами. В народе так и говорили: «Богданушке все батюшки», а то и вовсе «коль не крещен младенец, то Богдан».

Свои «Богданы» есть во многих знатных и известных династиях. К примеру, в роду Тургенева есть линия Богдановой-Лутовиновой, художник Богданов-Бельский говорил о себе, что он Богдановым он стал как незаконнорожденный сын бобылки. Интересное наблюдение сделал Чехов, подметивший, что на острове Сахалин множество незаконнорожденных, и не менее большое количество Богдановых.

Кстати, возможно, именно потому имени Богдан нет в святцах, а его аналогом выступает Федот. И как аналог также часто использовалось именно для «приблудышей».

Федот или богдан
Федот или Богдан

Иногда свою лепту в создание фамилий для внебрачных деток вносили и священники, которые, записывая малыша в церковные книги, могли помечать их таким образом, что возникали Христарадины или Иудины.

Немного позже отношение к таким детям в обществе чуть смягчилось – их стали считать законными наполовину. Так и в метриках за неимением отчества записывали: если не Полунадеждин, то просто Половинкин. Могли отталкиваться от фамилии матери, а то и крестного отца вспоминали, но все равно «половинки» в фамилиях присутствовали: Полустроев или Полупьянов.

Наполовину голубая кровь

Немного иначе относились к своим незаконнорожденным отпрыскам в среде аристократов. Детей зачастую обучали наукам, определяли им имущественные блага, но вот фамилии свои давать не решались. Ограничивались лишь частью: так из Голицыных получалась новая ветка – Лицыны, а из Трубецких – Бецкие.

  • Бывало, и вовсе к анаграммам прибегали, и тогда сын Шубина уже становился Нибушем, а простой Петров – Ропетом.
  • Пнин – сын фельдмаршала Репнина.
  • Агин, иллюстрировавший «Мертвые души», сам о себе говорил, что начало фамилии Ел- ему было не положено, поскольку отец-помещик никак не мог узаконить свои отношения со своей крепостной.
  • Бабушка литератора Полонского была Умской, ведь незаконной дочери графа Разумовского нельзя было носить его фамилию.  Воспитанник (часто именно так называли внебрачных детей, если отец все же забирал его в свою семью) графа Головина именовался Федором Ловиным.
Полуголубая кровь
Полуголубая кровь
  • Вспоминали родовые поместья (именно Бобринским был записан сын Орлова и Екатерины, от названия земель в Бобриках), давно забытые ветви генеалогического древа (Екатерина Долгорукова и Александр II крестили своих внебрачных детей Юрьевскими, от прозвища Романовых). В честь своего любимого полка назвал своих отпрысков Волынскими князь Николай Константинович.

Образованные дворяне могли давать своим детям фамилии, основанные на иностранной лексике. Обращаясь к любовнице «мон амант», рожденного нею сына князь вполне мог назвать  Амантовым. А фамилии Герцен получилась из немецкого «сердца» (herz).

Солдатушки – бравы ребятушки

В XVIII веке начала создаваться регулярная армия. 25 лет службы вдали от дома, где оставалась молодая жена. Неудивительно, что по возвращению домой солдат мог встретить не только поседевшую жену, но и несколько «богданчиков». И хорошо еще, если они жили отдельно.

Часто невестка оставалась жить среди родни мужа, и тогда участи детей было не позавидовать. Сыновей солдатки часто называли «семибатешными», и в лучшем случае они могли рассчитывать на ту же службу в армии, причем, часто отправлялись туда еще до того, как становились совершеннолетними.

У солдат часто рождались внебрачные дети
У солдат часто рождались внебрачные дети

Детей солдаток могли называть, отталкиваясь от того, как обращались к их матери. Иваниха (т.е. жена Ивана), Стрельчиха (жена Стрельцова или Стрельца) воспитывали Иванихиных и Стрельчихиных.

«Неправильные» дети

Существовало много других подходов у тому, чтобы выделить незаконнорожденных среди других детей. По свидетельству Костомарова, им могли давать редкие, мало употребляемые имена. Множество примеров можно встретить и в классической литературе.

  • Так,  у Островского мы встречаем Незнамова, не знающего своего происхождения. Нежданов из тургеневской «Нови», которого просто не ожидал отец, Добчинский из гоголевского «Ревизора», просящий о том, чтобы признать своего добрачного сына законным,  Катюша Маслова из толстовского «Воскресения», носящая фамилию матери.
  • Сестрин, Прачкин, Авдотьин – так могли именовать ребенка не по фамилии отца, а по родственным связям, профессии или имени матери.
Давали редкие имена
Давали редкие имена

Но все это в прошлом. Теперь дети, независимо от того, в полной или неполной семье они родились, имеют равные права. И признание своего ребенка, рожденного вне брака, к счастью, все чаще становится обычным мужским поступком.

Видео: История появления фамилий на Руси



Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *